Честно сказать, после отъезда из республики Олега Николаева программа «Телегамбит» сильно сдала, и дело даже не в том, что она превратилась в рупор «Единой России», который очень «ватно» обхаживает на встречах своих однопартийцев, а в том, как в ней ставятся вопросы и акценты, особенно когда речь идет об интервью с человеком, занимающим одну из ключевых республиканских должностей, – главой Комитета Верховного Совета по развитию экономики Василием Шулбаевым.
С одной стороны, спасибо программе «Телегамбит» за возможность воочию увидеть образ мышления этого господина, с другой, очень бы хотелось во вступлении программы от ведущего услышать другую преамбулу. Не заигрывания «почему руководитель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экономической политике и промышленности голосовал против принятия отчета главы Республики Хакасия, а также что нужно региону для динамичного развития», а чёткий вопрос по сути: «Как один из ведущих комитетов по развитию экономики и промышленности законодательно способствовал развитию республики за почти два минувших года». Формулировки, может, и схожие, но смыл совершенно разный. Народ ждёт от представителей власти реальных дел, но получает ли? Давайте пройдёмся с небольшим обзором занимательного интервью Василия Шулбаева своему однопартийцу.
«Как вы оцениваете прошедшее голосование по Конституции и сами поправки», – спрашивает ведущий.
«К этому страна долго шла… Мы помним те 90-е годы, когда в бытность Президента Ельцина было взято столько обязательств социальных, которые практически не выполнялись. В этих условиях понятно, что принятие поправок в Конституцию назрели…»
Я думала, что ошиблась, и даже несколько раз переслушала этот момент. Но нет, из уст Василия Шулбаева так и прозвучало: оказывается, в государстве было слишком много социальных обязательств. А мне вот Президент с голубых экранов говорил, что наоборот надо поддержать многодетные семьи и расширить круг государственной поддержки незащищенных слоев. То ли представители «Единой России» не разбираются в тонкостях этого процесса (а надо отметить, что господин Шулбаев является членом регионального политического совета партии), то ли сам Василий Шулбаев до конца не разобрался с вопросами поправок. Если, конечно, взять за основу логику «Единой России» в том, что пенсионерам должно теперь житься лучше из-за поднятия пенсионного возраста, тогда, может, и верны рассуждения хакасского политика. Но пойдем дальше, возможно, дальнейший столь занимательный с самого начала диалог прояснит ситуацию в большей мере.
Следующий вопрос ведущего: «Сейчас вы депутат Верховного Совета, председатель комитета. Как вам в новом статусе?» Наверно, очень важный вопрос. Наверно, жители республики с нетерпением ждали ответа – как же живется Василию Шулбаеву, всё ли у него в порядке, исправно ли платится заработная плата.
«Работать интересно, и в принципе есть возможность влиять на ту ситуацию, которая в целом, как сказать, на экономическую на социальную, ну и как бы другие сферы республики Хакасия», – ответил глава комитета.
Думаю, что здесь уместно было бы не делать акцент на том, как интересно Василию Шулбаеву работать, а предоставить сухой факт: он возглавляет Комитет по экономической политике, промышленности, строительству и транспорту главного законодательно органа республики. Именно экономика способствует развитию всех сфер жизни и должна наполнять казну, а по своему статусу именно законодательная власть должна быть драйвером экономических процессов, создавая законы, способствующие развитию экономки, а исполнительная власть в лице Правительства республики должна чётко выполнять задачи, которые поставил перед ней Верховный Совет.
Теперь, собственно, сухие данные: Хакасия стала антилидером среди всех регионов России по снижению собственных доходов бюджета, и при этом является лидером по росту федеральной поддержки. Нетрудно понять, что собственные доходы республики стремятся к нулю, а не рухнуло все благодаря помощи федерального центра. Делайте выводы, уважаемые читатели, сами.
Частично свои выводы относительно этой ситуации сделал господин председатель комитета парламента, виновник найден – злой и всемогущий коронавирус. На вопрос ведущего «как вы сегодня оцениваете экономику и промышленность Хакасии, будучи председателем комитета про экономике и промышленности», Василий Шулбаев ответил:
«Что мы на сегодняшний день имеем? С учётом той же коронавирусной инфекции, на сегодняшний день доходы региона, в данном случае республики Хакасия, они упали по собственным доходам больше всех в Российской Федерации».
Здесь надо отдать должное ведущему, при всей его лояльности к своему однопартийцу, даже его смутило такое заявление. «Только ли коронавирус виноват?» – спросил Виктор Шигорев.
«Всё-таки то, что у нас экономика многопрофильная, зависит от всего лишь от основных трёх отраслей, понятно, что вот здесь как раз те цены, которые в принципе упали, не буду повторяться, об этом все говорят, и всё остальное, но то, что мы в этом плане упали больше всех это говорит о том, что действительно, вот как раз те вызовы которые на сегодняшний день должен отвечать в том числе, как сказать, регион».
Как говорит герой одного очень популярного в интернете ролика – ничего не понятно, но очень интересно. Всё-таки давайте внесём небольшую ясность:
- Хакасия стала антилидером по снижению собственных доходов по всей стране по итогам первого квартала 2020 года, то есть до наступления пандемической ситуации.
- Если уже и обвинять коронавирус, то надо и отметить, что государство в этой ситуации предоставила широкий спектр поддержки разных отраслей в разных регионах. По итогам первого полугодия 2020 года федеральная поддержка республике выросла в 2,7 раза (+166%)! В деньгах это рост на 4,2 млрд руб.
- Сколько можно говорить про зависимость экономики от трех отраслей? Комитет по развитию экономики и промышленности для того и должен существовать, чтобы расширять перечень плательщиков бюджетных доходов. Где работа, проведенная в период упоминаемого коронавируса в поддержку малого предпринимательства законодательным органом совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей?
Нет ответа на это вопрос, к большому сожалению, в данной в программе. Правда был задан логичный вопрос, раз уж экономика в республике многопрофильная, то насколько качественно, на взгляд господина Василия Шулбаева, ведётся работа с энергетиками, угольщиками и алюминщиками. Опять отмечу, что слово – очень хитрый инструмент. Далее Виктор Шигорев конкретизирует немного вопрос: «насколько эффективно выстроена работа, на ваш взгляд, как представителя законодательного органа, представителями правительства по взаимоотношению с этими отраслями». Прелесть, ведь если поставить вопрос, что сделала законодательная власть для увеличения КПД в промышленном секторе, то и ответ нужно было предоставлять чёткий, а так создана очень удобная конструкция, похожая на «скажите, а справляются ли другие?».
«По крайней мере по внешним ощущениям, я уже ответил, что, как сказать, работа с крупными налогоплательщиками, именно на, в том числе на информационной площадке, что прошли встречи, например, у нас вот, например, тот же СУЭК, да, там есть свои учредители, тот же Майрыхский, тот же Аршановский там, ну и Восточно-Кирбинский, то есть вот встречи именно с учредителями, не то что там с исполнительными директорами, то есть в принципе мы вот эту площадку, мы её не видим, мы чувствуем действительно: где, чего и как эти вопросы проговариваются».
Тяжело уловить мысль Василия Шулбаева в хитросплетении множества слов, но отмечу несколько моментов. Может, я и не специалист в экономике, но знаю, что есть разрез Кирбинский, принадлежащий компании «Русский уголь», есть Восточно-Бейский, принадлежащий компании СУЭК, но вот про Восточно-Кирбинский не слышала. Может, виновата и некая информационная площадка, на которую сетует Василий Шулбаев, может, уже произошло слияние двух крупных угольных компаний, ведь первые лица республики должны быть осведомлены лучше. Ну и конечно хотелось бы получить уточнения, что же такое внешние ощущения и кто такие «мы», которые не видят результатов, – то ли это весь законодательный орган, то ли так сам себя величает господин председатель комитета. И ещё раз обращу внимание на то, что никто не мешает главному законодательному органу республики (которому на этот год порядком увеличили бюджет) организовать и модерировать соответствующую информационную площадку. Хотя неужели информационная площадка и есть главный рецепт развития экономики?
Был также камень в огород по поводу того, что мы слабо представлены в проекте «Енисейская Сибирь», еще поговорили о политической борьбе внутри Верховного Совета и о том, что лучше больше показывать, сколько законодательных инициатив представлено каждой партией, что в бюджете несбалансированность, что у нас есть глава республики, сенаторы и депутат Государственной Думы, которые должны решать вопросы с федеральным центром. Но так и не было сказано о том, что сделано непосредственно профильным законодательным комитетом по экономической политике для исправления ситуации.
Ближе к концу программы не обошли стороной персону Олега Иванова. Начали с момента его участия в выборах главы Абакана. «Понятно, что у Олега Альбертовича очень непростой комитет, комитет по налогам бюджету, то есть что действительно только вошли в процесс, работы непочатый край, и здесь, как бы не нужно распыляться, мне кажется, не совсем правильно».
«Все говорят, что он не справляется, почему тогда он до сих на работе находится, почему он до сих пор председатель комитета», – спросил ведущий. «Вопрос не совсем корректный. В данном случае понятно, что такие вопросы могут комментировать руководитель Верховного Совета и, наверно, те депутаты, которые работают в комитете», – ответил гость программы.
Странно, а мы, простые граждане, всегда считали, что результаты работы того или иного органа управления республикой могут комментировать все. Особенно, когда результат налицо и выражается в видимом состоянии республики. И, справедливости ради, надо сказать, что сбалансированность бюджета в большей части – это структура движения денежных средств, поступлением которых в казну должны заниматься как раз органы из раздела экономики, то есть и комитет Василия Ивановича в числе первых.
Покритиковал напоследок Василий Шулбаев отсутствие системности работы в правительстве Коновалова и разных министерств, но зритель так и не дождался рапорта о законодательных инициативах возглавляемого Василием Шулбаевым комитета по экономике. Может, вся сущность происходящего была скрыта в одном из заключительных вопросов?
«Поговаривают, что вы имеете некое отношение к прокурорским проверкам районных администраций в части реализации национальных проектов. Действительно ли это так?»
«Вы знаете, если вот говорить о функциях Верховного Совета, то – да это законотворческие функции, контрольные функции, ну и представительские, то есть я должен этим заниматься, а сказать, что я где-то обращался в правоохранительные органы официально, конечно, этого не было».
Другими словами: должен, но не делал.
На традиционный вопрос программы, с какой фигурой ассоциирует себя Василий Шулбаев, он сказал, вслед за очень многими участниками гамбита, что он ферзь. Ох, не слишком ли много у нас ферзей на такую маленькую республику, тем более таких, которым принадлежат крылатые фразы:
— А что же с малым бизнесом?
— Да, сферу малого и среднего предпринимательства мы сильно недооцениваем, а где-то и вредим ей.
(Цитата Василия Шулбаева образца 2019 года, из интервью газете «Хакасия»).
Александр Рыков
По-моему Иона сама не разобралась по вопросу поправок. А уж тем более пенсионной реформы. Этот закон не инициатива ЕР, это требование МВФ, имеющего до 01.07 приоритет над российским законодательством.
Да уж! Шулбаев мне порфигу. Еще одно пустое место в ВС. Но статья какая-то двоякая. Вроде и тема значимая, но желание пнуть ЕР через Шулбаева очень хорошо просматривается. Кусаете руку дающего, господа! Если бы ни ЕР и федералы, сейчас бы Хакасия последний хрен без соли доедала.