Мы продолжаем цикл публикаций психолога Аси Эмеральди.
Сегодня у нас на повестке дня весьма важная тема. Проводя семейные консультации, я стала замечать, что родители в большинстве случаев отходят от принципов авторитарной педагогики в сторону гуманной. Что, впрочем, не может не радовать. Чтобы было понятно, о чём я буду дальше рассказывать, давайте изучим оба понятия.
Авторитарная педагогика – сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно-воспитательном процессе, подавлении инициативы и воздействии на них мерами принуждения. (Педагогический терминологический словарь)
Гуманистическая педагогика — направление в педагогике, ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей. Гуманистическая педагогика ставит своей целью развитие ребенка в свободную и активную личность, способную к самосовершенствованию и самореализации. (Википедия)
Исходя из этих определений, конечно, лучше воспользоваться вторым способом воспитания. Мы же любим своих детей и желаем им счастья. Однако у всех родителей есть особенность – мы люди. А людям свойственны так называемые “перекосы”.
Мы пожинаем последствия крайности авторитарного воспитания, существовавшего в Советском и постсоветском времени. Это огромное количество инфантильных людей. Когда мы растем в обстановке, где любое слово взрослого – закон и не подлежит обсуждению, вырабатывается установка “старших надо слушаться”. С этой прочной когнитивной связью мы и идём по жизни. И в 30-40 лет ждём команды от “старших”, которыми должны быть уже сами.
Другая крайность – считать, что ребёнок должен чувствовать себя наравне со взрослыми. Конечно, хорошо, когда дети растут самостоятельными. Но у них нет жизненного опыта. В силу этого они не могут предвидеть последствия своих поступков. Которые порой угрожают здоровью или даже жизни человека.
Но при чём тут дружба? – спросите вы. Дело в том, что испытывать дружеские чувства мы можем лишь к тем, кого считаем равными себе. Ребенку важно расти в безопасной и питательной среде. Ему нужен тот, кто позаботится о нём и защитит от невзгод. Если он не чувствует этого, то сам начинает обеспечивать себе такую среду доступными способами.
Например, ворует деньги, чтобы купить пропитание. Или закатывает истерики, чтоб вывести на эмоциональный контакт людей.
А научить и защитить может только тот, кто по иерархии выше. Если такого человека нет, то нет и чувства безопасности.
У меня сегодня все. До новых встреч, ваша Ася Эмеральди.
Да, что с ребенком надо дружить, в прямом смысле этого слова, действительно верно. “Все психологи” в своих консультациях придерживаются этого, но и также действительно и то, что ребенок себя должен чувствовать защищенным.