На площадке «Адлер-Арена» в Олимпийском парке Сочи прошел рабочий интенсив «Зимний остров», организованный Агентством стратегических инициатив. Его участниками стали специалисты в сфере акселерации проектов и цифровой экономики из 70 субъектов Российской Федерации. Главная цель встречи – создание национального сетевого акселератора технологических стартапов. Одним из участников «интенсива» стала заместитель директора Фонда развития Хакасии Татьяна Ковалёва.
– Татьяна Юрьевна, главная цель вашей поездки?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте начнём с небольшой предыстории, а именно, что такое Агентство стратегических инициатив? Где-то в 2012 году люди, которых мы называем визионерами, обратились к президенту РФ, и объяснили ему необходимость создания структуры, которая занималась бы работой с будущим долгосрочным видением того, какой должна быть наша страна не через пять лет, а спустя полвека и даже век. И когда сформировалась такая организация, то визуально часть идеологии её деятельности была представлена в виде матрицы национальной технологической инициативы (НТИ).
Матрица – простая и понятная структура. По горизонтали расположены рынки, которые в будущем однозначно будут развиваться и приносить успех тем, кто их контролирует. Это Маринет – рынок морских интеллектуальных систем, Аэронет – рынок беспилотных авиационно-космических систем, Фуднет – рынок производства «умной еды», Хелснет – рынок «здоровья» или персонализированной медицины и т.д. А вертикаль формируют сквозные технологии или, иначе говоря, сквоты НТИ, которые однозначно будут дальше развиваться и пройдут через все рынки. Это технологии сбора и анализа больших данных, искусственный интеллект, технология распределённого реестра (блокчейн) и т.д.
Это то, на что необходимо обратить внимание родителям выпускников школ, чтобы сориентировать своих детей в выборе не профессии, а тех технологий, которыми детки должны овладеть, чтобы быть успешны везде, независимо от отрасли или вида деятельности. Для этого в Агентстве стратегических инициатив существует целое направление «Кадры будущего», на страницах www.asi.ru родители могут ознакомиться с «Атласом будущих профессий» и подобрать профессию будущего, наиболее интересную для вашего ребёнка.
Отталкиваясь от матрицы НТИ, Агентство стратегических инициатив стало развивать различные креативные форматы, проводить отраслевые и региональные форсайты (практики долгосрочного проектирования будущего). Говоря простыми словами, участники форсайтов, стратегических сессий, должны сами представить будущее, в котором им было бы комфортно. И соответственно оттуда, из будущего, начать обратный отчёт – это очень здорово помогает понять, а что нужно начать делать сегодня, чтобы с большей вероятностью попасть в это благоприятное для себя будущее. Вот такая вкратце методика форсайтного подхода.
– Как удалось попасть на данный рабочий интенсив?
– Более трёх лет назад я начала принимать участие в Форсайтах и могу сказать, что имею прямое отношению к разработке «дорожных карт» развития целых отраслей в некоторых регионах нашей страны. Летом прошлого года был объявлен набор на образовательный интенсив «Остров 10-21», на котором мне удалось побывать как физическому лицу, единственной от Республики Хакасия. Он проходил на острове «Русский» (Приморский край, г. Владивосток). Основную подготовку там проходили «CDO» (Chief digital officer) – специалисты по цифровой трансформации в системе государственного управления. Оказывается, ещё за полгода до объявления «Острова» во все субъекты РФ было отправлено приглашение принять в нём участие. Но для этого было необходимо сформировать команду из специалистов соответствующих подразделений, разработать проект по цифровой трансформации и стать участником образовательного интенсива. Я видела, как боролись за свои проекты и глубоко погружались в цифровизацию представители Томска, Омска, Новосибирска, Пермского края. Эти люди были весьма мотивированы получить знания, освоить компетенции и заняться цифровизацией своих регионов. От Хакасии, повторюсь, я была одна и то в качестве физического лица.
В этом году в Сколково (г. Москва) прошёл «Остров 10-22», посвященный цифровой трансформации образовательных учреждений. Заявки на участие подали более 170 вузов России, после диагностики и оценки их готовности к цифровой трансформации, отбор прошли 100 команд. И хотя я напрямую не обращалась, но точно знаю, что вузы нашей республики также получали приглашения принять участие в этом образовательном интенсиве. Но от Хакасии снова никого не было… Мне в этот раз и как физическому лицу принять в нём участие не удалось, так как не было команды от вуза региона. Позже я узнала, что можно было попроситься в команду университета другого региона, но к тому времени у меня уже поменялись планы.
Думаю, что в следующем году «Остров 10-23» будет посвящён предпринимательству. Откуда такой вывод? Ну, это логично, если первый из них был посвящен цифровизации органов государственной власти, второй – образованию, то третий, очевидно, предпринимательству. Думаю, что будут приглашены предпринимательские команды, которые изучат, как трансформировать бизнес и работать в условиях цифровизации. Тема очень интересная, попасть будет очень трудно, конкуренция на отборе огромная, и это всё при условии, что проезд и проживание вы оплачиваете самостоятельно. Но в наше время очень важно видеть появление таких «окон возможностей» и наращивать собственную компетентность.
– Чем вы занимались на «Зимнем острове»?
– «Пахали» со всем возможным задором и энтузиазмом. Некоторые спали по 3-4 часа в сутки. Это был рабочий интенсив без образовательных мероприятий, за исключением некоторых визионерских лекций. Четыре дня, 400 человек и три трека: кадровый, экспортный и экосистемный. Я приняла участие в последнем из них, где и был создан национальный сетевой акселератор.
– Что это такое и в чём его особенность?
– Сегодня в России катастрофически не хватает стартапов, тем более технологических. К примеру, в Сингапуре каждый день их возникает около 20 тысяч. Причём речь идёт именно о новых изобретениях, которые тут же начинают тестироваться и воплощаться в жизнь. У нас же в стране, в лучшем случае, появляется один стартап в день. Поэтому президентом РФ для тех, кто понимает в новациях, в том, что такое технологическое лидерство и отставание, поставлена цель: по 10 тысяч стартапов в год и как можно больше «единорогов». «Единорог» – это компания, которая в ближайшие после своего возникновения три года вырастает до «монстра» с суммарной стоимостью в один миллиард.
Для нас, как участников этого процесса, стало важным организовать такую систему акселерации, чтобы она заработала и начала выдавать технологические стартапы на потоке.
И здесь о грустном… Ранее я говорила, что представители Хакасии – ни CDO, ни вузы – не участвовали в образовательных интенсивах. То есть цифровая трансформация как бы нас не интересует. Ну да, у нас же уголь есть. А ведь раньше программисты из РХ высоко ценились на рынке, а как сейчас? Прямо скажу, жаль, что эта научная школа и сфера деятельности, не стали драйвером экономики нашей республики.
А вообще странная философия – у нас всё плохо и поэтому мы не поедем учиться у лучших, чтобы что-то изменить. Ваш выбор, но если ждете, что кто-то всё сделает за вас, то такого не произойдет. Не будут за вас пять высших образовательных учреждений Омска организовывать рабочий интенсив «Весенний Остров», чтобы протестировать работу национального сетевого акселератора, который был создан на «Зимнем Острове», как они делают сейчас. Не будет за вас Пермский край выстраивать систему сбора больших данных, чтобы через пару лет запустить искусственный интеллект для повышения эффективности управления социально-экономической системой края. Хотите подождать, чтобы посмотреть, как это заработает у других? Подождите, только возникшая тогда между регионами пропасть «цифрового неравенства» станет не преодолимой! Или на чей-то век хватит?
Другими словами, у нас 85 субъектов РФ и если для кого-то это кажется лишним, то кто-то рядом точно это сделает. К примеру, очень благоприятное впечатление на меня произвела Республика Тыва. Их представители также были на «Зимнем острове». Они планируют открыть свою «Точку кипения» и готовы плотно работать с форматами АСИ.
Итак, за 4 дня 400 человек разработали сервис, архитектуру, функционал, из которого должен состоять национальный сетевой акселератор. Причем сразу поясню, что акселерация и инкубация – это разные вещи. В бизнес-инкубатор заходят люди с идеей, а в акселерацию – с продуктом на стадии MVP (минимально жизнеспособного продукта). Сама технология акселерации не содержит особенных новаций, она очень чёткая, действия в ней рациональны и максимально эффективны: экспертиза продукта, работа с командой проекта, новые решения, правовая защита и т.д. До той стадии, когда продукт станет интересен для крупного бизнеса или инвесторов, или команда проекта будет уже достаточно зрелой, чтобы стать публичной компанией и привлечь в качестве источника финансирования акционерный капитал.
Особенностью же нашего акселератора является то, что точкой входа в него будут городские и вузовские «Точки кипения» – пространства для коллективной работы и создания сообществ предпринимателей, а также активных граждан. Это формат, разработанный АСИ, протестированный и показавший свою эффективность. Ещё три года назад «Точек кипения» в нашей стране было меньше десяти, в прошлом году – 19, а к концу этого года их будет уже около ста. Чем не «единорог»! Причём этим форматом заинтересовались и за рубежом. «Точка кипения» уже открыта в Сербии, специалиста АСИ учат цифровизации CDO в Испании.
В Хакасии пока не удалось договориться об открытии «Точки кипения». А это, безусловно, показывает, что интересы государственной власти, предпринимательского сообщества, науки, новаторов в нашей республике не совпадают. Все задают вопросы: «Что это и зачем?». Но никто не спросил: а зачем это «нам» – государству и бизнесу, науке и предпринимателям и т.д.? Похоже, что все живут «в одной хате, которая с краю…» Не будет у нас «Точки кипения», не появится и возможности подключиться к национальному сетевому акселератору, да и многих других возможностей.
К примеру, в Красноярске в этом году 28 и 29 ноября открылась «Точка кипения». Наша инициативная группа открытия «Точки кипения» в Абакане была приглашена принять участие в этом мероприятии, чтобы познакомиться и подумать о сотрудничестве, а также общих планах на будущее. Я провела мастер-класс по модерации массовых мероприятий и получила приглашение организовать обучение модераторов для «Точки кипения – Красноярск». Так что работа продолжается, наращиваем свои компетенции, выстраиваем горизонтальные связи, строим планы и верим в лучшее.
Но вернусь к национальному сетевому акселератору, четно говоря, было непросто, так как там оказались специалисты из проектных офисов, частных и государственных акселераторов, городских и университетских бизнес-инкубаторов, а я совсем недавно работаю в Фонде развития РХ, и у нас пока нет таких форматов. Меня пригласили туда большим авансом. Агентство стратегических инициатив подбирает людей на «Остров» по компетенциям и цифровому следу, то есть предварительно отслеживает вашу деятельность в Интернете. Смотрят, насколько вы активно работаете, чтобы действительно по итогам вашего пребывания там был результат. Ведь за четыре дня создать национальный сетевой акселератор – совсем не просто! Это очень серьёзное дело, мнение каждого было учтено и включено в общий продукт на основе искусственного интеллекта. И поэтому для меня это одновременно было и обучение этой компетенции, и погружение в работу.
Когда мы только прибыли на «Зимний остров», первое, что у нас спросили: «Зачем вы сюда приехали?» Я для себя определила, что моя цель – новые смыслы, новые знакомства, новые решения, и всё это я получила.
– Где-то ещё удалось побывать?
– Также мне удалось поработать на «Фабрике пилотов ВЭБа» – одной из площадок пилотирования Внешэкономбанка. Это одна из структур, которая у нас эффективно поддерживает стартапы и имеет свои программы акселерации.
– Что вас больше всего впечатлило на форуме?
– После завершения рабочего интенсива «Зимний остров» состоялся глобальный технологический форум, организатором которого выступило Агентство стратегических инициатив, где я услышала массу интересного.
Например, декан факультета экономики Московского государственного университета Александр Александрович Аузан сказал: «В нашей стране приняты такие рассуждения, что не надо менять человека, следующий будет хуже… Не надо ломать систему, иначе вообще ничего не будет работать… На самом деле – нужно менять людей и ломать устаревшие системы». Есть над чем подумать, правда?
Также произвело впечатление выступление главы Пермского края Максима Решетникова, который рассказывал об использовании искусственного интеллекта. О том, как они решили проблему дефицита кардиологов. Для этого всего-то нужно провести высокоскоростной интернет во все ФАПы, и когда человек туда обращается и ему делают кардиограмму, она расшифровывается автоматически, так как в систему загружен банк данных из 50 тысяч кардиограмм и ваша точно с кем-то совпадёт. Так вы оперативно получаете расшифровку и никого не надо ждать. И таких технологических решений существует очень много. Да, узких специалистов и врачей общей практики не хватает, но давайте посмотрим, какие процессы можно автоматизировать. Далее глава Пермского края отметил, что переход на цифру неизбежен, существуют общие алгоритмы, но точки снятия информации в каждом городе и населённом пункте свои! В течение 3–5 лет нужно собирать информацию, чтобы сформировать банки данных, и только после этого можно будет эффективно использовать алгоритмы искусственного интеллекта. Но и в этом случае есть вероятность, что просто в городском формате он не будет эффективным, так как будет недостаточно информации для анализа.
В Абакане мы уже не раз обсуждали этот вопрос. Наша выжидательная позиция ни к чему хорошему не приведет. Ведь почему не посмотреть на процессы, которые могут быть переведены в цифру и не перевести их? Необходим качественный переход. Нужно понять, к какой «цифре» в Республике Хакасия мы хотим прийти.
Пермяки всего лишь за два года сделали качественный скачок вперед. В этом году они получили более 300 миллионов на реализацию технологических проектов, которых у них три. Думаю, что очень скоро они выйдут на сумму 1 миллиард инвестиций и высокотехнологичное предпринимательство. Определяющим здесь является то, что глава Пермского края дает команде новаторов шанс и всячески их поддерживает. Это фактически тоже самое, когда президент РФ регулярно, минимум один раз в месяц, проводит заседания попечительского совета Агентства стратегических инициатив. Так он дает шанс команде АСИ и поддерживает их в стремлении к развитию технологического предпринимательства и новаторских команд в нашей стране.
Кроме всего вышеперечисленного, на «Зимнем Острове» в весьма нетривиальной манере проходил отбор региональных общественных представителей Агентства стратегических инициатив по четырём направлениям: «Предпринимательство и технологии», «Образование и кадры», «Городское развитие» и «Социальные проекты». Предварительно кандидаты выкладывали свои видеоролики, эссе, показывали, какие мероприятия проводят, презентовали свою деятельность. Это тема сложная для нашей республики, учитывая предыдущий печальный опыт. На самом деле сегодня АСИ уже не нужны формальные люди на этих позициях, так как в городах уже существуют «Точки кипения» – пространство, через которое реализуются их инициативы, где есть программные директора, общие смыслы, и которое функционирует само без участия органов государственной власти. Но поскольку не все субъекты прошли такую трансформацию, то потребность в общественных представителях ещё существует, а какую роль они будут играть в налаживании взаимодействия между органами власти, предпринимательством, образовательными организациями, зависит от людей, которые займут эти позиции.
«Зачем вам вообще быть общественным представителем? Ведь вы в рамках своих полномочий заместителя директора Фонда развития Хакасии и так можете этим заниматься…», – это первое, что меня спросили на собеседовании. И, честно говоря, я задумалась и даже смирилась с тем, что меня не утвердят, так как фактически это ничего не изменит, я всё равно буду продолжать заниматься технологическим просветительством и вопросами цифровой трансформации бизнеса. Посмотрим, какими будут результаты отбора. Их объявят 30 декабря.
Повторюсь, что на «Зимнем Острове» находились представители 70 субъектов РФ и Хакасии в том числе, а ведь мог и никто не поехать. Хорошо это или плохо? Не даю оценок, а прошу задуматься. Сама с завистью смотрела на региональные команды, в которых было по 25 человек, чтобы создать национальную экосистему акселерации, получить представления о том, как этим механизмом правильно пользоваться и принять то, что нет неправильных решений, а есть только устаревшие подходы. Наступило время новаторов и нужно давать людям шансы и возможности для того, чтобы учиться и развиваться, адаптироваться к цифровому будущему. На этом пути будет много сложностей, трудностей, и именно поэтому один из лозунгов «Зимнего острова» был таким: «Ошибаемся часто, ошибаемся быстро, тут же исправляем и идём дальше!» Когда ты учишься и часто ошибаешься, то быстрее приходишь к верным решениям.
– Ваши планы на ближайшее будущее?
– Уже начата подготовка к следующему рабочему интенсиву, на который, по всей видимости, будут приглашены команды по 5-7 человек, у которых должно быть какое-то технологическое решение и их задача – «прокачать» его на платформе национального сетевого акселератора. Поэтому готовим команду и ждём весеннего «Острова»!
Беседу вела Ирина Гусева
это какой-то позор
что то я из этого бреда ничего стоящего не заметил
Так это для умных написано, не для вас