Вышли данные по исполнению бюджета за январь-октябрь 2019 года. Их проанализировал руководитель РИК ОНФ в Хакасии экономист Евгений Мамаев.
«Посмотрим на ключевые моменты, что особенно интересно в свете заявлений, что «с исполнением бюджета особых проблем нет«.
1. Исполнение бюджета по доходам в целом составляет 78,7%, по собственным доходам – 81,9%, по трансфертам из федерального бюджета – 71,5%.
2. Сумма доходов бюджета составила 24,1 млрд руб., что на 3,57 млрд руб (12,9%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ), когда поступило 27,69 млрд руб. Разрыв существенно увеличился в сравнении с ситуацией месяц назад – тогда разница была 2,77 млрд руб, а еще месяцем ранее – 2,6 млрд руб.
3. Собственные доходы упали к АППГ на 2,97 млрд руб., а федеральные трансферты – на 597 млн руб.
4. Увеличение разрыва в доходах в сравнении с прошлогодней ситуацией обусловлено динамикой налога на прибыль. Если в октябре 2018 года в бюджет поступило 1,47 млрд руб., то в октябре 2019 всего 0,55 млрд руб. (в 2,7 раза меньше), хотя это больше чем в сентябре (177,8 млн руб.) и августе (247,7 млн руб.).
5. Рост поступления по налогу на прибыль в октябре 2019 года в сравнении с сентябрем и августом обусловлен окончанием третьего квартала. Если сравнивать с аналогичными поступлениями по окончанию первого и второго кварталов, то очевидно снижение – тогда было 783 и 738 млн руб. соответственно.
6. По ключевым налогам (прибыль, НДФЛ, имущество) идет отставание от календаря (хронологически 10 прошедших месяцев составляет 83,3% года). Зато по менее «весомым» УСН и НДПИ, включая налог на добычу угля, можно говорить о перевыполнении годового плана.
7. Хорошо подкинули федералы акцизов на алкоголь и дизтопливо. А вот по местному акцизу на пиво явное отставание от плана – собрано лишь 76%, а высокий летний сезон закончился. В октябре в бюджет поступило всего 110 млн руб. этого акциза. Примерно столько же будет в ноябре и декабре.
8. По расходам бюджет выполнен на 23,74 млрд руб., что почти на 3 млрд руб. ниже (11,2%), чем год назад. За тот же период 2018 года расходы составили 26,72 млрд руб. Общее исполнение расходной части бюджета составило 70,9%. Именно по исполнению расходной части (в том числе в сравнении с предыдущим годом) следует оценивать работу правительства, т.к. это тот объем средств, что направлен на развитие региона — строительство и ремонты инфраструктуры и социальных объектов, зарплаты бюджетникам, меры социальной поддержки, компенсацию выпадающих доходов и т.д.
9. Общий план по расходам на 2019 год составляет 33,5 млрд руб. Таким образом, для исполнения бюджета в соответствии с утвержденными законом значениями требуется еще 9,76 млрд руб. Доходы бюджета за последние два месяца (сентябрь и октябрь) составили 4,6 млрд руб. Поэтому есть риски, что в исполнении расходной части бюджета будет серьезный провал. Последствия этого мы уже начинаем ощущать в заявлениях муниципалов о серьезном дефиците финансирования, росте просроченной кредиторской задолженности. Но правительство озвучивает планы обратиться к крупному бизнесу за авансовыми платежами к концу года. Это может несколько поправить ситуацию.
10. В октябре было погашено 1,15 млрд руб. облигаций, являющихся коммерческим долгом. Однако при этом правительство взяло коммерческие кредиты на сумму 750 млн руб. Общее снижение госдолга за октябрь составило 398 млн руб., а с начала года – 798 млн руб.
11. Снижение госдолга на 398 млн руб. в октябре произошло за счет текущих доходов, а не за счет привлечения коммерческих кредитов. Напомню – Минфином РХ по результатом торгов заключено со Сбербанком 4 контракта на коммерческие кредитные линии общей суммой 1,65 млрд руб. Эти средства должны были быть направлены на гашение облигаций. Однако правительство вместо того, чтобы честно рассчитаться с поставщиками и дать денег муниципалитетам, погасило этими 398 млн руб. облигации. Это позволит по окончанию года бравировать формальным снижением госдолга. Действительно, официальная надводная часть госдолга, проходящая по отчету, при таком подходе снизится. Однако подводная часть в виде недофинансированных муниципалитетов, не знающих, на что купить уголь на зиму и как платить зарплату людям, а также долгов перед поставщиками товаров и услуг, никуда не денется.
12. Уже сейчас говорится о просроченной кредиторской задолженности в 2,9 млрд руб. А к концу года при таком подходе сумма вырастет еще больше. Муниципалитеты говорят о недофинансировании минимум на 1,1 млрд руб. Итого 4 млрд руб. подводной части госдолга. Практику формального снижения официальной части госдолга за счет недофинансирования муниципалитетов и наращивания долгов перед предпринимателями нельзя считать честной. Если команда не может привлечь достаточный объем доходов, то пытаться делать хорошую мину при плохой игре не стоит. Это тоже самое, как если бы предприниматель погашал кредит, не выплачивая зарплату своим работникам и не рассчитываясь с поставщиками. Будем надеяться, что правительство все же будет использовать честные практики и не станет ради пиара наносить удар по кошельку предпринимателей и муниципалитетов.
13. Поддержку доходной части бюджета мог бы оказать рост цен на алюминий и уголь, но пока на этом фронте обнадеживающих сигналов нет (графики цен приложены). Хотя СШГЭС заявила о рекордных уровнях выработки электроэнергии, что должно положительно отразиться на доходах, но пик сезонной генерации уже пройден».



