Коллекции Хакасского национального музея насчитывают более 150 тысяч экспонатов, около 30 тысяч из них — археологические. Хотелось бы, хотя это практически невозможно, рассказать о каждом экспонате. Любая эпоха — афанасьевская, андроновская, карасукская, тагарская, таштыкская — заслуживает отдельной истории.
Гуннский дворец, Большой Салбыкский курган, Барсучий лог — оставшиеся после раскопок экспонаты позволяют понять, насколько грандиозными сооружениями изобиловала территория Хакасско-Минусинской котловины в разные времена. А оружие, бытовые инструменты, украшения, зеркала, сбруя, декоративные предметы рассказывают о развитых в обществе ремёслах и искусствах. Это очень интересно, и в то же время становится понятно, что прийти сюда один раз — будто не прийти вовсе. Десятки раз нужно посетить экспозиции, чтобы начать более-менее разбираться во всём многообразии оставленного нам наследства.
Интересен и тот факт, что Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова занимает второе место в рейтинге «Десять самых необычных музеев России вне Москвы и Санкт-Петербурга». Эта информация опубликована на официальном сайте национального познавательного журнала «Вокруг света». «Этот краеведческий музей разрушает все стереотипы о подобных учреждениях как скучных местах с экспонатами под стеклом…» — отмечает редакция «Вокруг света».
От этого и оттолкнёмся — разрушим стереотипы, расскажем историю знаковых экспонатов нашего музея.
И начнём… с оленей. Многие ли из живущих ныне знают, что ещё в середине века минувшего в таёжных районах Хакасии олени использовались даже более, чем лошади. У некоторых местных жителей сохранились фотографии с запряжёнными оленями. Использовали их как гужевой транспорт.
Предпочитали оленей и охотники — на них передвигаться по таёжным буреломам было значительно удобнее. Этот факт закреплён на фото: один из основателей деревни Кубайка (да-да, той самой, где сегодня располагаются базы отдыха), дед Кубай, сфотографирован со своим ездовым оленем. Можно бы удивиться, сейчас оленей днём с огнём не встретишь, даже в заповедниках они очень редки. В то же время подтверждение «оленным» способам хозяйствования можно увидеть в Хакасском национальном краеведческом музее. Правда, этим оленям более трёх тысяч лет, и сохранились они совершенно случайно. Должны были сгореть — но вопреки всему сохранились.
Их нашли в 1950 году во время раскопок Сырского чаа-таса — это группа могильников на границе степи и горной тайги. Археологи — тогда ещё аспирант Леонид Кызласов и специалисты из ХакНИИЯЛи — вскрыли сильно обожженную погребальную камеру, заполненную пережжёнными останками тел и богатым инвентарём. Это было коллективное погребение знатных представителей таштыкской эпохи (I век до н.э. — IV век н.э).
Останки людей по обычаям той эпохи кремировали. Причем дважды. Сначала после смерти, после чего пережженные кости кучками складывали в могильник. Мертвых сопровождали разные предметы: глиняная и деревянная утварь, ткани, оружие, скульптуры животных и украшения. Когда могильник наполнялся, его засыпали землей и поджигали. Именно поэтому и сохранились некоторые предметы. Олени, например, долго тлели без доступа кислорода, обуглились, но не потеряли формы.
Сохранность деревянных скульптур в погребальном пламени была удивительным фактом. Представьте — спустя три тысячи лет получить не кости, а настоящие деревянные скульптуры, детально рассказавшие о том, насколько высока культура наших предков. Два северных оленя — бык (самец) и важенка (самка) — стали важным научным открытием. Кроме скульптур оленей в склепе обнаружилось большое количество изображений домашних животных: бронзовые пластинки с парными головами коней, повёрнутых в разные стороны, целые фигурки коней, медведя, лошади, мчащейся рысью. Так же были найдены остатки керамики, тканей и погребальных масок — в древнем захоронении покоилось большое количество людей, об этом свидетельствовало около ста масок разной сохранности.


Подробная информация по итогам экспедиции была опубликована в журнале «Советская археология», выпуск XXIV за 1955 год.
В ней Леонид Кызласов подчёркивает, что ценнейшей находкой, найденной в Сырском склепе, «являются две статуи верховых оленей — древнейшее доказательство домашнего оленеводства. Туловища оленей вырезаны из цельных обрубков кедра. Приставные ноги сделаны из того же дерева и имеют вверху шипы, которые вставлялись в пазы, выдолбленные в туловищах статуй… Скульптуры являются высокореалистичной передачей в дереве северных оленей особой саянской породы. Изображены рослые, крепкие, с мощным корпусом животные с некоторой понуростью морд, которая свойственна только северному оленю, так как благородный олень носит голову высоко. Точное воспроизведение на статуях двух совершенно одинаковых узд… свидетельствует о том, что таштыкские художники стремились к точной передаче натуры, а изображением уздечек подчёркивали хозяйственное назначение оленей под верховую езду. Теперь становится ясным, что в таштыкскую эпоху племена, проникшие в горно-таёжные районы Кузнецкого Алатау и его отроги, имели домашних оленей, которые стали уже привычными, а вместе с тем и надёжными верховыми и вьючными животными. Это подтверждается и особой, именно оленьей формой узды, выработанной с течением времени. Ни позже, ни в то время конских узд такого типа не было».
Учёный отмечает, что, судя по уздечкам, обильно украшенным набором круглых и, вероятно, блестящих бляшек, оленей любили и украшали не менее лошадей, то есть таёжники и охотники ценили оленей так же, как степняки и скотоводы ценили лошадей.
Сразу после обнаружения скульптуры были достаточно качественно укреплены разными составами — тонированным гипсом или перетёртым углём и клеем, но такой реставрации хватило ненадолго, и спустя время фигуры оленей начали разрушаться.
Ценнейшие экспонаты, рассказывающие о таштыкской эпохе, развитой культуре и экономике того времени, оказались под угрозой. Прожившие около трёх тысяч лет, горевшие в огненном погребении, около 20 лет экспонировавшиеся в прежнем краеведческом музее — они могли разрушиться в любой момент.
Специалисты ХНКМ обратились в реставрационный центр имени Ильи Грабаря, и в 2022 году драгоценные экспонаты полетели в Москву.
Реставраторы, кстати, согласились принять экспонаты только тогда, когда уверились, что смогут их восстановить. По сути фигуры двух северных оленей представляли собой сплошные куски угля. То есть это не было уже деревом — скорее, углеродом с большим количеством кальция от костей, которые горели рядом. Такой углерод хрупкий и ломается поперёк волокон.
Но им удалось «законсервировать» время, хотя было нелегко. «Кое-где получалось хорошо, а где-то клей уходил вглубь, уголь буквально всасывал его. Фрагменты приходилось пропитывать клеем постепенно, каждый раз просушивая как минимум сутки», — поясняли реставраторы.
В 2023 году отреставрированные скульптуры оленей возвратились в главный хакасский музей. Сейчас на самых древних северных олешек можно посмотреть в экспозиции, посвященной истории музея, учёным, «раскопавшим» её, и экспонатам, рассказавшим так многое о древней территории республики.
Мария Орлова




Интересно