В последнее время в Хакасии пошла на развитие очень хорошая тема, связанная с автотуризмом. А то, что в наше время автомобиль по-прежнему не роскошь, а средство передвижения — бесспорно. Во-первых, быстро. Во-вторых, удобно. В-третьих, дешево.
Представьте, какие средства нужны семье из трёх, четырёх, пяти человек, чтобы купить билеты на поезд, на самолёт, туда и обратно, оплатить проживание, питание и так далее. А здесь люди сели на свой личный автомобиль и уехали в любом направлении. Красота. Однако автотуристы не желают лишать себя комфорта и потому ищут маршруты с выстроенной, отработанной, а главное — в принципе созданной инфраструктурой для автопутешествий. В связи с чем вопрос: как со всем этим обстоят дела у нас?
Если судить по событиям, вроде бы неплохо. К примеру, 27 июня этого года одна топливная компания и Туристский информационный центр Хакасии презентовали совместный проект «Дорогами времени», в рамках которого были разработаны три маршрута для автомобильных путешественников по наиболее живописным местам республики. А ровно четыре месяца спустя, 27 октября, в Саяногорске состоялось мероприятие на тему «Автомобильные путешествия как инструмент комплексного развития туристских территорий Республики Хакасия и Юга Красноярского края». Проект объединил представителей туристического бизнеса, туристской ассоциации «Карлов створ», министерства экономического развития Хакасии, органов власти Ермаковского, Шушенского районов, городов Абакан, Саяногорск и Минусинск для обсуждении перспектив межрегионального сотрудничества. И там было сказано, что с 2020 года правительство республики ведет работу по улучшению условий автомобильного туризма: отремонтировано более 150 километров дорог, развивается система многофункциональных зон дорожного сервиса, разрабатываются и утверждаются автомобильные маршруты.
И всё это замечательно! Однако что в первом, что во втором случае ни слова не было сказано о создании инфраструктуры именно для автотуризма. Поясним.
Да, мы все путешествуем на колёсах. Но! Первый вариант — уезжаем из дома на базу, снимаем домик, разгружаемся и отдыхаем. Второй — уезжаем на природу с палаткой и костром. Ни в том, и ни в другом случае мы и близко не приближаемся ни к автотуризму, ни к тем более караванингу. А караванеры — это люди, путешествующие на транспорте, адаптированном для проживания, — автодом, трейлер, прицеп, приспособленный для ночлега, модуль в кузов пикапа, прицеп-палатка.
Чтобы такой вид путешествия был комфортным и удобным, требуются специализированные площадки отдыха, типа кемпинга. Автодом или жилой автотрейлер — полноценная передвижная квартира. Такой машине нужно встать, подключиться к воде, канализации, электричеству. Но даже если у вас не автодом, а прицеп, модуль, палатка, всё равно должен быть сервис. Машине надо где-то встать и занять некоторое место вокруг, не мешая другим. Надо приготовить пищу, постирать вещи, помыться, справить все надобности. В идеале — наличие детской площадки, ведь после долгих часов езды детям требуется сбросить накопившуюся энергию. Далее — кафе, где можно поесть, магазин, где можно пополнить запасы, кран, где можно набрать воду, центр развлечений, где можно отдохнуть. Желательны гиды, которые могут всё рассказать и показать, объекты, куда можно сходить, указатели и аншлаги, которые направят в нужном направлении.
И это всё придумали не мы. Об этом в 2023 году в гостинице «Абакан» представителям хакасского туристического бизнеса рассказывали Дмитрий Голиков, председатель правления «Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автотуризма» и Андрей Артюхов, руководитель общественной организации «Лига караванеров». Да, и появились они у нас при непосредственном участии министерства экономического развития и Туристического информационного центра Хакасии. Так что здесь всё честно. Люди приехали, рассказали и даже показали, как правильно развивать автотуризм. Только презентаций таких кемпингов мы у себя пока так не увидели, хотя два года прошло.
- Читайте также: Хакасии далеко до караванинга, или Печаль автотуриста
Следовательно, есть куда расти и есть куда корректировать свой курс. Потому как едва по стране пройдёт молва о том, что в Хакасии имеется целая сеть автомобильных кемпингов и тут есть на что посмотреть и есть где отдохнуть, караваны машин с Запада и Востока нам будут обеспечены. А поскольку они на своих колёсах и со своим стенами, дополнительного номерного фонда гостиниц для них и не понадобится, в чём ещё один плюс кочевого автотуризма…
Константин Обеленский



