Показать Хакасию по-настоящему, такой, какая она есть на самом деле, задача очень сложная, кажется, неисполнимая даже. Территория, где располагался в своё время древнейший очаг человеческой цивилизации, сохранила всю память тысячелетий, что не могло не сказаться на народе, населяющем её сегодня. Живущие здесь поколениями люди не только имеют особенную связь с природой, горами, небом – будто с рождения и до кончины связаны незримыми нитями с миром горним, но и историю могут чувствовать на уровне генетической памяти. Они знают, что было, что будет, что может быть.
Такая вот особенность – и, чтобы почувствовать, понять и принять её, человеку пришлому мало просто жить в этой республике долгие годы. Нужно начать воспринимать себя хакасом, стать здесь своим – только тогда эта земля полюбит тебя и очень осторожно начнёт открывать свои тайны. И с этой точки зрения феномен главного режиссёра Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова Тимура Казнова пока объяснению не поддаётся. Речь сейчас идёт о спектакле «Той. Дым», с премьерного показа которого, по сути, начался новый, 94-й театральный сезон.
Спектакль-память, спектакль-любовь, спектакль-потрясение. И спектакль-вопрос: как за столь короткий промежуток жизни и творчества Тимуру удалось настолько глубоко проникнуться Хакасией, чтобы сделать такое? Увидеть, насколько красива эта земля, как правильны и глубоки её традиции. Что люди, населяющие её, обычные, как и везде, люди, со своими страстями, эмоциями и характерами, живы, пока соблюдают их. Но как только исчезают любовь и вера, погибает всё. И на место людей – или сами люди так видоизменяются – приходят мутанты, которым нечего здесь сохранять, нужно только брать – земли, недра, деньги, людские жизни и души.
Всё это – в одном представлении. Представлении, заметим, без слов – только движения, музыка, пение. Свет и Тьма… Но большинство зрителей признает безусловно, что это одна из лучших театральных постановок Хакасского театра драмы. А на вопрос – «Лучше даже “Мастера и Маргариты”, поставленных хакасским театром драмы в прошлом году?» – отвечают: «Это другое!»
«Мастер и Маргарита» – литературная классика, которую знают все. «Той. Дым» создан по пьесе Татьяны Майнагашевой «Тайна семи дев» по мотивам рассказа хакасского писателя Митхаса Турана «Сайалбаан сюрместер» («Нерасплетённые косички»).
Интересный факт: на премьеру спектакля, как на праздник, зрителей пригласил народный артист России, художественный руководитель Московского губернского драматического театра Сергей Безруков. Впрочем, это действительно лишь факт – премьерные показы (27-29 октября) и без его приглашения состоялись при полном зрительном зале. За два дня спектакль посмотрело более 1000 человек разных возрастов из городов и районов республики. Равнодушных не осталось. Интернет заполнили потрясённые и восторженные отклики, с общим посылом: «Не ожидали, что это будет ТАК!».
Как? Нам, живущим в Хакасии, всего лишь показали, как прекрасна наша республика – будто раскрыли глаза на многое, чего не замечаем, над чем не задумываемся. Такой, казалось бы, простой сюжет – рождение дочери в хакасской семье, и как тонко, бережно восстановлены и показаны все обряды, связанные с этим, с дальнейшей жизнью её рода, всего села. Ничего не кажется притянутым, зритель на самом деле погружён в действо. Просто всё так красиво, по-настоящему, и хакасские мифы искусно обрамляют бытовую жизнь, а актёры не играют – они живут в своих ролях. И веришь, что всё было именно так – такую одежду носили, именно так играли и пели, так трудились и переживали беду. Всем театральным коллективом проведена огромная работа ещё и по восстановлению памяти. Каждый костюм, каждая деталь будто оттуда, из прошлого.
«Очень много изысканий было произведено. Точно ли так это делалось, как именно, в каком населённом пункте? Как играли, как пели, как младенца пеленали, почему такое действие, как правильно смотрели, какую ткань для одежды использовали, почему ножницы в колыбель клали? Из таких деталей создавалось полотно спектакля. Мы хотели сделать каждое действо, касающееся этнографии, максимально достоверным», – рассказывает Тимур Казнов.
На самом деле в спектакле три чётких сюжетных линии – этнографическая, изображающая Хакасию, которую мы чуть было не потеряли, социальная, повествующая о том, что, как только на земле убивают любовь, умирает и сама земля. Третья как раз про любовь. Все три сначала кажутся равнозначными, трудно выделить главное – но оно вырывается само, и неожиданно понимаешь, что, даже не замахиваясь на наше «театральное всё» Уильяма Шекспира, режиссёру и актёрам удалось рассказать о Ромео и Джульетте. И хакасская транскрипция юных влюблённых получилась очень выразительной и сильной.
Этот спектакль стал первой частью театрального триптиха. Вторая часть будет вокально-драматическим спектаклем «Степь», а третья посвящена хакасскому эпосу.
Проект «Той. Дым» был реализован в рамках объявленного в России Года семьи и государственной программы республики «Культура Республики Хакасия» в целях сохранения материального наследия и нематериального этнокультурного достояния Хакасии (02.05.2023 № 336).
Мария Орлова
Молодцы! Спектакль потрясающий! Спасибо!
Увы, но в Хакасии местные режиссеры очень слабые. Нужна «новая кровь» из центра, с новыми идеями , с новым пониманием театра, новые во всем. А так застой многие годы. Топановцам очень повезло
А вы на все спектакли ходили?
Топановцам действительно повезло с режиссёром, но и режиссёру повезло с нашими актёрами. Поэтому и получаются интересные проекты
Извините конечно, но где вы в этом черном спектакле увидели красоту Хакасии? В горе из небрежно сколоченных листов жести? В пещере, в виде квадрата Малейвича, прямо указывающую на искусственность происходящего? Или в искусственной берёзе из труб? Эта смесь модерна, этно и панка, явно не о красоте Хакасии. История Ромео и Джульетты? Да, изначально, по сюжету, эта история о трагической любви сквозь обстоятельства. Но в какой постановке о Ромео и Джульетте вы видели чтобы сюжет испахабили отвлечеными темами о экологии? При этом тема отношений совсем не раскрыта, забросана мусором отвлеченных рассуждений режиссера. Неужели для того чтобы “понять” Хакасию, нужно просто выучить… Подробнее »
А вам нужны реальные горы, реальные берёзы? Сценография строится на условностях, спектакль — это сотворчество не только режиссёров и актёров, но и зрителя
Но ведь первоисточник (рассказ) написан хакасом, а пьеса по рассказу – хакаской, что тогда не так? Режиссёр лишь поставил спектакль по пьесе. И касаемо обрядов… Актеры ведь тоже хакасы, они разве не знают, что такое сила слова и сила намерений?
А разве нет родов больших, разветвлённых и родов малочисленных, угасающих по каким-то причинам. Да, спектакль не традиционный, но и режиссёр не старик. Молодёжь уже несколько десятков лет учат новым формам. Вот и мы увидели
Ужас, что мы увидели!
Вы абсолютно правы!
Шикарные танцы (браво хореографу), хороший свет, шикарное музыкальное сопровождение и пение артистов, неуместный стиль декораций, рванное повествование. Московский визуал наложенный на местный колорит, все что могу сказать об этом спектакле. Где автор статьи увидел в этом спектакле красоту Хакасии? В искусственной горе из металлических листов? В дыре в центре горы в форме квадрата Малейвича? В нарочито искусственной берёзе из жестяных труб? Эта попытка смешать этно, модерн и панк в визуале и сюжете привратилась в полную какафонию. Скажете что это дело вкуса? А я скажу что это безвкусие. У каждого из эти направлений есть своя ниша, своя эстетика. А главно посыл,… Подробнее »
И этот комментарий удалите. Оставьте один
Прямо где- то слышал уже такое. “РасшИрить, углУбить”. Ещё сухой закон объявите.
Шикарные танцы (браво хореографу), прекрасное музыкальное сопровождение и вокальное мастерство артистов, хорошие (но уже поднадоевших) световые решения, неуместный стиль декораций, совсем не подходящий этническим образам персонажей, рванное повествование. Московский визуал наложеный на местный колорит. Я не увидел в декорациях “красот Хакасии”. Как через модерн можно передать красоты природы? Модерн это городское (индустриальное) искусство. Сцена любви получилась красивой, не спорю, но для этой сцены совсем не обязательно конструировать берёзу из труб (слава богу не из водопроводных). Как можно смешивать модерн, этнику и панк? Для меня это полная какафония и безвкусица. А главное, сюжет полностью перекрыт неуместным сопровождением из рассуждений режиссера на… Подробнее »
Удалите комментарий. Из-за вашей системы модерации, коменты дублируются
Точно. Как в фильме ” Тупой. Ещё тупее”
Да ладно! Вот так всегда, как что-либо стоящее появляется, набегают “знатоки” В искусстве не разбираются, как глухари на току токуют. А ведь завидовать лучше молча
Где искусство?
Шикарные танцы (браво хореографу), прекрасное музыкальное сопровождение и вокальное мастерство артистов, хорошие (но уже поднадоевших) световые решения, неуместный стиль декораций, совсем не подходящий к этническим образам персонажей, рванное повествование. Московский визуал наложеный на местный колорит.
Я не увидел в декорациях “красот Хакасии”. Как через модерн можно передать красоты природы? Модерн это городское (индустриальное) искусство. Сцена любви получилась красивой, не спорю, но для этой сцены совсем не обязательно конструировать берёзу из труб (слава богу не из водопроводных).
Как можно смешивать модерн, панк и этнику?
Красота Хакасии — в самом спектакле. Если вы этого не поняли, то вы на самом деле тоже не любите свою землю. Больше себя любите, оттого и пальцы веером
Норм
Ух, круто! Правда, спектакль огонь получился. Прямо комок в горле и слезы на глазах. Впечатление очень сильное.