Зима близко! С её приближением вопросы качества зимней обуви выходят на первый план. Часто бывает так, что через пару недель использования обуви вскрывается заводской брак, например отклеивается подошва или трескается кожа. А продавец, вместо того чтобы принять обратно бракованный товар, ссылается на истечение якобы двухнедельного гарантийного срока. Так что же делать в таком случае?
Согласно статье 25 Федерального закона «О защите прав потребителей», покупатель имеете право обменять товар в течение 14 дней, если он ему просто не подошёл по цвету, размеру или другим параметрам. Однако важно учитывать, что это положение применимо лишь тогда, когда товар не был использован. То есть, если речь идёт о браке, эта статья не применяется.
Если продавец не установил гарантию на обувь, то по закону она автоматически считается равной периоду до двух лет. Но не стоит принимать эту цифру буквально. На практике гарантийный срок для сезонных товаров, таких как обувь, чаще всего составляет один сезон, то есть примерно три месяца. На это, например, указал Верховный суд в своем постановлении по делу №А40-141545/2015.
Если же покупатель обнаружил дефект после покупки обуви и в пределах сезона, то ему необходимо:
1. Отправить претензию продавцу с требованием возврата денег или замены товара на качественный аналог.
2. Потребовать от продавца в письменном виде сертификат на обувь. Поскольку обувь является продукцией лёгкой промышленности, она подлежит обязательной сертификации (статья 11 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции лёгкой промышленности» от 09.12.2011 №876).
3. Потребовать от продавца сведений о маркировки обуви. Обувь в силу требования Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р включена в список товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации и потому отсутствие маркировки также может послужить основанием для возврата товара.
Последние два шага часто способствуют быстрому достижению цели, потому что многие продавцы не осведомлены о необходимости наличия сертификата на обувь и нередко допускают ошибки в ее маркировке. Ранее «Пульс Хакасии» уже информировал о зафиксированных Роспотребнадзором Хакасии нарушениях правил маркировки со стороны продавцов региона.
Поэтому, даже если официальный гарантийный срок не был определен, у покупателя остаются все юридические основания для требования возврата средств или обмена товара при обнаружении недостатков.
Правозащитник Иван Васильев
Больше юридических советов и историй читайте в рубрике Право и жизнь.
В некоторых магазинах по-прежнему сохраняется проблема нарушения этого закона