Формула 90-х: «Беги, стреляй, умри!» Итак, друзья, у нашумевшей в 2023 году книги «Сломанный нож», вышло продолжение – книга под названием «Игра на убивание». Напомним, автор идеи проекта юрист Андрей Тенишев и автор текстов журналист Юрий Абумов ввергли нас в Хакасию образца 90-х криминальных годов, окунули в ту атмосферу, воссоздали события и нравы тех времён. На сей раз авторы сосредоточились на Саяногорске, городе металлургов, где шла настоящая криминальная война. Впрочем, об этом и многом другом мы сегодня говорим с Юрием Абумовым.
– Чем вторая книга отличается от первой?
– Есть ряд моментов. Во-первых, география. Материал для «Сломанного ножа» собирался в пределах Хакасии, а вот «Игра на убивание» потребовала выезда в Москву, Орёл, Волгоград и Красноярск. Во-вторых, со вторым томом нам сильно помог Алексей Тарасов, известный красноярский журналист. В-третьих, здесь нет вступления, действие начинается сразу, буквально с заголовка: «Ночь, река, труп». В-четвёртых, среди героев, наряду с бывшими оперативниками и следователями, появились и бывшие бандиты.
– Но почему целая книга посвящена именно Саяногорску? Разве в более крупных городах Хакасии в 90-е не хватало криминала?
– Криминала хватало везде и с избытком. Нет в России территории, где бы не имелась своя кровавая история 90-х. Но в Саяногорске события шли по своим сценариям, и когда повсюду гремела война между группировками спортсменов и синих (сидевших уголовников), в Саяногорске случилось их мирное слияние. Опять же Саяногорск – единственное место в Хакасии, где криминал, бизнес, власть срослись по-настоящему, и, если бы главного авторитета города Владимир Татаренкова (Татарина) не остановили тогда, сейчас он бы сидел в руководстве Саяногорского алюминиевого завода, с мандатом депутата Верховного Совета Хакасии, да ещё и во главе отделения какой-нибудь партии. У Быкова в Красноярске это всё получилось, должно было выйти и у Татаренкова в Саяногорске…
– Что ему помешало?
– Узнаете, когда прочтёте. Могу лишь сказать, что Татарин, являясь личностью неординарной, серьёзно проэкзаменовал милицию и прокуратуру Саяногорска. Это прочие криминальные авторитеты дальше рэкета, грабежа, разбоя, воровства и убийства не шли. Владимир Татаренков был не из таких. Он сразу понимал, что бесконечно криминальная власть длиться не будет, рано или поздно государство наведёт порядок. Поэтому жестокий, отчаянный, умеющий вести за собой, просчитывающий действия, как в шахматной партии, на много ходов вперёд, он сразу приступил и к сколачиванию банды, и к созданию легального бизнеса. Так что пока криминальная пехота жгла ларьки, била морды и устраняла конкурентов, другие люди Татарина оформляли документы, заключали договоры, налаживали поставки, определяли рынки сбыта, покупали людей при власти да при погонах. Так и состоялась история криминального Саяногорска.
– Скажите, а зачем нам это всё знать, спустя 30 с лишним лет?
– Затем, что лихие времена имеют привычку возвращаться. И они вернутся, если мы не будем помнить о том, кто и как с той бедой боролся, и о том, кто и как её создавал. К тому же мы глянули на те события не с формально-генеральского уровня, а с уровня рядовых следователей и оперов. Ради ликвидации банд им приходилось идти вразрез нормам, законам, установившимся порядкам и рисковать головой не только под пулями, но и под начальственными топорами. На случившееся мы также глянули с позиции криминала, поскольку у таких людей своё мнение и своя «правда». Поэтому в книге всё честно, жёстко, ярко, без моральных нотаций и, главное, так, как было. Поэтому слышащий да услышит, видящий да увидит, а думающий, надеемся, поймёт.
– Как возник сам проект «Ярость 90-х»?
– Здесь целиком заслуга Андрея Петровича Тенишева, который стал не только автором идеи, но и двигателем проекта. Как бывший прокурорский следователь, он сам является активным участником событий и в Саяногорске, и по Хакасии. Теперь же он стал тем, кто поднял эту историю много лет спустя. Могу сказать определённо, без его желания, без его воли ничего бы не вышло, и я, к примеру, не смог бы так вольготно перемещаться по стране в поисках нужной информации. Конечно, Андрей Петрович предварительно изучил мои ранее изданные книги, в чём-то убедился и назначил встречу. Она произошла 23 февраля 2022 года в ресторане гостиницы «Абакан», где мы очень быстро договорились. Как человек, не лишённый любопытства, я вцепился в его предложение.
Признаюсь, лёгкой прогулки не вышло. Множество встреч, больше сотни часов аудио-записей, километры расшифровок, сведение и сопоставление информации, согласование всего со всеми, борьба за стиль, слог и лишь потом результат. Да, текст книг — не милицейский рапорт, а вольный пересказ с элементами натурализма, некрасивой правды, быта, плюс стрельба, драки, погони, трупы. На такой формуле я категорически настаивал, и со мной согласились. Хотя за руки держали крепко, не давая разгуляться литературной фантазии. Всё по фактам и событиям. Так общими усилиями нам с Тенишевым удалось создать некий симбиоз документальной хроники и художественной литературы.
– Не напоминает ли ваша книга прогремевший сериал «Слово пацана»?
– Нет! Хотя саяногорский криминал, как раз вышел из подростковых группировок. Однако в нашей книге тех подростков мы застаём уже в виде созревших и готовых к действию бандитов. Кроме того, сериал «Слово пацана» создан на основе реальных событий, а книга «Игра на убивание» это и есть сами реальные события. Общее с фильмом лишь одно – «кровь на асфальте». Её в том же Саяногорске было пролито море.
– Почему среди ваших героев появились бандиты?
– Книги чётко разделены на истории. В «Сломанном ноже» их 20, в «Игре на убивание» 17 и каждая собиралась, как пазлы. Основа формировалась в Абакане и в Саяногорске. Когда деталей не хватило, я отправился в путешествие по стране. Но деталей всё равно не хватило, в пазлах свистели дыры. Попытка добыть недостающее через официальные органы, мягко говоря, не удалась, После чего пришлось обратиться к криминалу. Мотив – объективность и снова любопытство. К тому времени с легендами сыска я уже познакомился, а вот с легендами криминала ещё нет. Так и состоялась моя беседа с Владимиром Татаренковым, чьим именем пугали не детей, а взрослых. А далее и с одним из главных его бойцов Юрием Качуриным, из числа немногих оставшихся в живых.
– То есть вы пошли на риск?
– Есть выражение: «Легко бросаться на пустые амбразуры!» Это мой случай. Настоящий герой здесь – журналист Алексей Тарасов, который мне очень помог. Он собирал информацию в момент, когда Анатолий Быков захватывал Красноярск, а Владимир Татаренков Саяногорск. Кровь тогда лилась рекой, трупы множились пачками, но Тарасов, сам однажды заказанный киллерам, выдавал публикации о беспределе именно в те годы, не 30 лет спустя. Слава богу, выжил и в 2020 году издал книгу «На три метра под цветы». А в ней полный расклад по красноярским событиям и задетый край саяногорского противостояния. Так что с моей стороны риска не было, а вот разговоры были.
– Удачные?
– Более чем! Мне, как журналисту, повезло наладить общение и с Владимиром Татаренковым, и с Юрием Качуриным. Причём беседа с Татарином вылилась в шахматную партию, где мне удалось сделать каждый ход так, что ни одного отказа отвечать с его стороны не последовало. С Качуриным мы вообще чуть ли не по-приятельски разговорились, после чего я стал обладателем поистине уникальной информации, никогда и нигде ранее не звучавшей. Хотя о Татарине и его банде кто только не рассказывал. Есть множество публикаций, книг, документальных съёмок, но! Лишь после тех бесед мои пазлы окончательно сложились и все истории выстроились в ровный ряд. Хотите узнать, как и что было на самом деле, читайте книгу «Игра на убивание». Да, и поскольку в ней много отсылок к «Сломанному ножу», рекомендую прочитать и первую книгу. Ну, а для понимания и атмосферности предлагаю небольшой отрывок из новой книги.
«…Он без суеты вытащил из барсетки пистолет, снял с предохранителя, загнал патрон в патронник и двинул к подъезду. Спокойно зашагал, как ни в чём не бывало. Перед тамбуром на секунду замер и с резким выдохом лягнул ногой внутреннюю дверь, а сам отпрянул на улицу, чтобы уйти с линии огня, если кому-то вздумается стрелять. Дверь ожидаемо взорвалась скрипом пружины, шарахнула о стену, понеслась обратно, с пушечным грохотом ударилась об косяк, вновь отскочила и медленно-медленно поползла обратно. Если в подъезде кто-то есть, они теперь в курсе, что клиент прибыл. Юра не позволил двери закрыться, проскочил в щель, отклонился к стене и сразу упер ствол пистолета в чернеющий зев подвала. Никого. Перевёл ствол на лестницу. Тихо. Быстро прошагал на первый этаж и взял на прицел следующий пролёт. Здесь от подъездных окон хоть какой-то свет, что странно. На улице ни один фонарь не горит. Спиной взошёл на площадку, контролируя пространство выше, не забывая о пространстве ниже. Ничего подозрительного не обнаружил и отправился дальше. Не спешил. Возни не создавал. Концентрацию не терял. От страха не потел. Привык. Самый верх. Последний этаж. Прицел на чердачный люк. «Только б не граната!» — подумал Юра…»
Молодец, конечно, но… оБ косяк…, ствол упёр (?)в зев(?) подвала… Писателю ещё работать и работать над текстами.
Ну у вас, феликсов эдмундычей, всегда есть что посоветовать творческому человеку. Пророки, чёуж, так и говорите о себе сразу без ложной скромности. А то ” писателю работать и работать над текстами”))) Узнаю брата Васю не по походке, а по способу выражения незамысловатой мысли. Так то запомните уже — завидовать лучше молча, за умного сойдешь
Книги дельные, журналист Абумов хороший, но писатель , чего скрывать, так себе. Даже по приведенному отрывку. реально… оБ косяк))) накосячил. Ну, и понятное дело, со стволом не бегал, ногой дверь с пружиной в подъезд не открывал. Тем более лягал. Представляете это действие? Надо повернуться спиной. А дверь наружу открывается, а не внутрь, так что ляп на ляпе. Впрочем, Тенишев вряд ли тоже бегал. .
Как вы внимательны!
“Лягнул ногой ВНУТРЕННЮЮ дверь” В книге так.
В хакасии так принято, что- ли, что каждый феликс — агроном? Книгу читал, она четкая, всё правда. Вот точно — всё. А кому не понравилось, так можно же встретиться, потолковать
поздно уже автора чему-то учить, ему на пенсию скоро
Эх, сейчас до пенсии как до Луны пешком…Или вы — голос из прошлого?
Попёрло, попёрло! Мессир, что происходит в этой маленькой республике, отчего люди бывают так злы, что их испортило? Неужели квартирный вопрос?
— Да нет же, Бегемот! Похоже, здесь много таких, кто любит учить.
— Вы хотите сказать, дураков?
–Ну понятно, что я хочу сказать. Умный то любит учиться)))
ах, Юрий, Юрий… вы бы хоть под своим именем писали комментарии
Ах, читатель-читатель! В жару надевайте панамку и пейте побольше холодной воды))) Авось небось и как нибудь поможет)
ах, Юрий… вы же заслуженный кто-то там. что ж вы так не дружите с русским языком?
Завидовала уж бы молча)
Юрий, вы бы лучше столько времени тратили на изучение русского языка, сколько на защиту своего опуса в комментариях.
Какой- то нездоровый читатель обнаружился. Никак не уймется. Как бабка скандальная на лавке)))
Не участвую в обсуждениях обычно, не вижу смысла особого. Но тут скажу — книги Абумова — дельные. Всё в них правда, как свидетель и участник сейчас говорю. А зряшное сказать ума особого не надо. И читать Абумова легко.
Обязательно почитаю, когда (и если) кто-нибудь сочтет их достойными того, чтобы выложить в интернете
В итернет обычно выкладывают то, что не продаётся.
Дедуля, интернет не так работает
Чувствуется, что вы чем- то обижены на автора книги)))
аааа. Ну вам виднее)
Да, сегодня у меня кровать взорвалась (!) скрипом пружины, кошка чуть не обо**** с перепугу, когда я спиной (?) шла на кухню… Я уж молчу про действие дверной пружины и что не могла дверь при ее наличии вторично медленно поползти. Все это какбэ мелкие, но житейские детали, и при чтении вызывают досаду. И таких клопов очень много в книге. Поэтому прав ФЭД, автору не стоит обижаться, а более ответственно работать над словом. А по части собранной информации, конечно же большой молодец, и по мне лучше бы сделал книгу в жанре публицистики .В художественной прозе автор увы не силен.
Ох дискуссия! Собрались и таланты, и поклонники)))) Значит, заходят книги,молодец Ю. Ю.
Кошку жалко
Да уж, у таких хозяев и кошка всегда со странностями)))
Вы в девяностых что- ли не жили?
Не надо на Юрия Юрьевича наговаривать! Читали и будем читать! Пишите ещё!
Так кто наговаривает то? Читатель читает, писатель пишет. Собаки лают, караван идёт. Успеха писателю, острых зубов собакам.
Тем более, что ничего кроме как кусать эти собаки не умеют. Даже со стёртыми уже зубами