Когда речь заходит о праздновании Нового года, каждый народ приносит в этот день свои уникальные традиции. Историк и кандидат исторических наук Станислав Угдыжеков раскрывает страницы истории хакасского народа, представляя нам мючел – традиционный хакасский календарь с его глубокими корнями.
Система, сочетающая лунные и солнечные циклы, описывает не только времяисчисление, но и тесно связана с образом жизни наших предков. Отношение к природным циклам и наблюдение за космическими телами играли важнейшую роль в жизни охотников и скотоводов. В день праздника Станислав Угдыжеков делится своим видением того, как древние традиции встречаются с современностью, и как изменения в обществе отражаются на праздновании Чыл Пазы в Хакасии.
***
Среди календарных праздников каждого народа главное место занимает Новый год. Традиционный хакасский календарь (мючел) имеет довольно древнее происхождение. Впервые упоминают о календаре, использующем 12 животных, в китайских средневековых летописях IX века н.э. Говорится, что у кыргызов календарь включает в себя год Коровы, год Тигра и т.д. Эта система счисления времени служила охотникам и скотоводам, на что указывает сочетание в нем лунных и солнечных циклов. Нам известно, что лунный месяц назывался «ай», как и сейчас – буквально «луна». Как и у русских, месяц – это протяжённость времени между крайними фазами Луны. Между новолуниями проходит 28. И именно лунными месяцами измеряется беременность женщины, лошади, коровы, овцы и собаки. Период эмбрионального развития подчиняется лунному циклу. Поэтому в древнетюркских текстах писали от лица воина: «10 лун меня носила меня моя мать». Это не означает, что богатырь родился переношенным. Он развивался ровно 280 дней или 40 недель – 10 лунных месяцев.
Для того чтобы уточнять данные наблюдения за луной, надо было следить за солнцем – за тем, как высоко светило встаёт над горизонтом. Охотнику в чуме или кочевнику в юрте это было сделать довольно легко, потому что решетчатое жилище – своего рода обсерватория. Древний человек мог наблюдать положение небесного тела или солнечного зайчика над определённой планкой юрты. Так сочетание лунного и солнечного циклов дало весьма точный календарь. Можно было ещё дополнительно скорректировать по Юпитеру и даже Сириусу.
Ещё в древности у предков многих народов, например у иранцев, славян и древних евреев, в качестве начала года отмечалось весеннее равноденствие. Дата очень значима для всей календарной системы, потому что именно в этот период надо было принимать решение о переходе на другое кочевье. Тогда животные были на подножном корме. И когда на зимних пастбищах он заканчивался, необходимо было перегнать стадо на весенние пастбища. Эту перекочевку надо можно было начинать в период, когда подрастали рожденные в январе-феврале ягнята и телята. Они могли уже двигаться вслед за матерями в составе стада.
В советское время календарь сохранялся, использовались хакасские названия месяцев. Однако знаковые даты не праздновались на официальном уровне. Только в 1980 году году был возрожден Тун пайрам, который отмечался уже как общехакасский праздник. Профессор Бутанаев разработал методичку, а позже его же работы во многом повлияли на складывание обрядности республиканского праздника Чыл пазы. Итак, 30 лет назад, благодаря усилиям методистов, режиссёров, разработчиков массовых действий республиканского дома культуры имени Кадышева, начали праздновать Новый год по хакасскому календарю в деревянной юрте, стоящей в сквере РДК.
Надо отметить, что этот сквер и сейчас довольно неухоженный, потому что он принадлежит не городу, а республике. И, к сожалению, власти не принимают мер, чтобы создать там какое-то красивое общественное пространство. Много приходится слушать рассуждений о недостатке «национального колорита» в Абакане. Но это можно начать исправлять, например с этого сквера. Чтобы как-то разместиться на небольшой площадке посреди замёрзших луж и сугробов в отсутствие электроосвещения, в 1998 году было принято распоряжение правительства Хакасии о проведении праздника Чыл пазы. Были выделены небольшие средства на необходимый реквизит и оплату труда участников действа. Было направлено обращение к городским властям о том, чтобы они хотя бы осветили этот сквер. Ведь идея была в том, чтобы начать встречу Нового года именно ночью.
Мы тогда проводили местный праздник вместе со знаменитым Наврузом. У нас уже к тому времени были большие диаспоры таджиков и узбеков, которые охотно объединились в праздничных мероприятиях. Представляется, и сейчас можно использовать подобные дни для укрепления единства и дружбы наших народов. Усилия небольшой группы энтузиастов увенчались уровнем уже нормативно-правовых актов, а позднее вылились в подготовку закона Республики Хакасия. Я подготовил пояснительную записку о необходимости проведения праздника. Проект закона был принят нашим правительством, он очень короткий – в две статьи. 22 февраля 2000 года закон о празднике Чыл Пазы был принят, однако без объявления 22 марта выходным днём. Не поддержал эту формулировку в третьей статье замечательный наш Верховный Совет, который озаботился тем, что мы мало работаем.
Праздник получил определённый размах. Но мне кажется, что его всё-таки надо проводить не на ипподроме, там довольно мало места, а на более вместительных площадках в центре. Надо поговорить и об идеологии праздника – у нас и Тун пайрам, и Чыл Пазы неизбежно имеют тенденцию превращаться в советский день комбайнёра. Особенно гостей праздников смущает, когда они подходят за яствами, чтобы угоститься, получить праздничное настроение, но вместо этого на красивых экспозициях национальной кухни их бьют по рукам. В юртах, где выставлены угощения, говорят, что ждут комиссию. А что за комиссия такая? А вот какие-то важные бонзы из «совета старейшин», которые ходят и отмечают, где вкуснее и лучше сервировано. Это, конечно, очень недемократично и не исторично, потому что у нас «старейшины» называют себя «аксакалами», не будучи, видимо, в курсе что в Средней Азии аксакал – это не тот, кого кормят. Аксакал – это тот, кто кормит, как старший младших. На застолье именно он всех обслуживает – делит куски хлеба, разделывает мясные блюда. Он работает как официант, угощает, а не сидит там, как деревянный божок, которому мажут губы сметаной.
Тем не менее Новый год отмечается, отныне света стало больше, чем тьмы, мы готовы к обновлению, к переходу в новое состояние. Всех поздравляю с Чыл Пазы!
Азых чол ползын Наа чылда! Открытой дороги в Новом году!
Станислав Угдыжеков
Про пространство возле Цетра Кадышева всё верно. Его нужно грамотно спланировать и благоустроить. Если Абакан столица Хакасии, нужно это подчеркивать постоянно. А Чыл Пазы главный хакасский праздник.