Под занавес календарного года одна из самых обсуждаемых тем – бюджет. О том, какую ему дать характеристику и насколько эффективно работает высший законодательный орган республики в целом, «Пульс Хакасии» спросил у депутата Верховного Совета Игоря Пономаренко.

– Добрый день, Игорь Николаевич. На прошлой неделе был принят бюджет республики. Можете ли дать ему характеристику, обозначить одним словом?

– Начнем с того, что председатель комитета по бюджету всегда каким-то красивым словом называл бюджет. Каждый год он у нас был каким-то интересным. Сейчас первый год, когда господин Иванов не придумал никакого названия бюджету. Он просто про него промолчал. А на самом деле бюджет, по моему мнению, очень проблематичный. Это бюджет – катастрофа.

На сессии спикер парламента сказал, что «мы впервые удвоили бюджет, мы впервые достигли таких результатов». Честно говоря, я этой бравады не понял, потому что в статистике есть такое дело, как сопоставимые цифры и действующие. То есть говорить о том, что у нас бюджет в два раза больше, неправильно. У нас есть множество факторов, которые увеличились, и это совсем не говорит о том, что это заслуга нашего местного руководства. Это просто цифры, которые стали логично больше. Больше стало добываться определенных ресурсов, больше стал уровень инфляции, выше стала поддержка внешних помощников, а конкретно очень большая поддержка федерального центра. И это все вкупе стало таким огромным бюджетом.

Мало того, ведь изначально на первом чтении цифра была 46-47 млрд и вдруг во втором чтении она увеличивается до 50. Почему? Потому что изначально бюджет был неправильно записан. Если мы в прошлом году записали в бюджет 43 млрд, а выполнили на 10 больше, то никто не дал бы нам оставить все на уровне прошлого года. Как минимум должен был быть рост и поправка на коэффициент инфляции. То есть изначально он должен был быть не менее 50 млрд рублей. Это первая ошибка. Вторая – получили 12-14 млрд плюсом в прошлом бюджете. Но радоваться-то особо нечему. Даже при получении такой большой дополнительной цифры деньги лежат мёртвым грузом. Либо мы чего-то не знаем и их уже нет, либо они просто лежат, а они должны работать.

– По разным оценкам речь идёт о 8-9,5 млрд, правильно?

– Если это так, то это даже не потому, что они не знают, куда их деть. Я объясню. Они лежат потому, что, к примеру, сейчас, насколько я знаю, больше 3 млрд уже поставлено на возмещение предприятиями. В Министерстве финансов Республики Хакасия, понимая, что их придется возвращать, что нужно будет по ним рассчитываться с предприятиями, просто-напросто сидят и боятся во что-то инвестировать или закрыть какие-либо проблемы. Только думают о том, как бы это погасить, чтобы к нам не было вопросов.

– Речь про так называемые авансовые платежи. Давайте здесь немного уточним. Вы как раз представитель промышленного сектора экономики и отлично знаете, о чем речь. Что такое авансовый платеж? Это опережающий налоговый платеж предприятия в казну субъекта, когда регион просит это для того, чтобы закрыть какие-то бюджетные дыры. В идеальной ситуации возмещение опережающих налогов происходит за счет того, что в благоприятный год предприятие платит налогов меньше, учитывая как раз авансы. Здесь же речь идет о том, что предприятие вообще их забирает обратно. О чем это говорит? Что предприятия даже не видят перспективы уплаты налогов и им настолько сложно, что не хватает на текущую деятельность и за счет возмещения они балансируют уже свои пробелы?

– Здесь правильная фраза – благоприятный год. На каждом предприятии есть определенные схемы, когда люди понимают, что они сделали столько-то, на основании чего будет больше или меньше, то есть делается элементарный расчет. Этот год показал, что надеяться на благоприятный следующий не приходится. По разным причинам, и в том числе потому что предприятия потеряли веру в то, что им будут помогать и поддерживать со стороны руководства нашей республики. Давайте вспомним прошлый год, когда мы поняли, что есть проблемы с вывозом угля мы в первую очередь стали обращаться к руководству республики. Что произошло? Мы писали письма, Верховный Совет писал письма в правительство, дошло до Президента и он поставил квоту на вывоз 8,6 млн тонн в год, а нам дают 5,1. То есть не выполнялась даже резолюция Президента.

И что произошло? Наш руководитель республики поехал на совещание где было РЖД, вице премьер РФ, и я не знаю, кто ему дал такой текст, но там прозвучала фраза: «Оставьте нам все на уровне прошлого года». Нам чётко сказали: ваш губернатор сказал оставить все на уровне прошлого года, чего вы ещё хотите? Предприятия поняли, что нужно спасать свои коллективы, речь не то что вперед проплачивать, а о том, чтобы самим остаться на плаву.

Сейчас до нас доводятся цифры о том, что на следующий год, возможно, будет увеличена квота до 8,6, но это пока теория, пока «возможно», но не факт. А где гарантия, что в один прекрасный момент наш «доблестный» руководитель не поедет и не скажет, что «нас всё устраивает» или что нам вообще промышленность больше не нужна, а хватит туризма и сельского хозяйства? Поэтому, понимая, что могут быть экономические провалы, что с республики будет невозможно вывести продукцию, возвращаясь к первой фразе, благоприятного и результативного года может и не быть. Поэтому мало того, что предприятия не заплатят вперед налоги, а еще и вернут то, что заплатили заранее ради спасения своих коллективов.

Любое производство требует расчетов и схем. Кто в нашем республиканском руководстве сейчас занимается этими расчетами и прогнозами? У нас один из замов Коновалова уходит по состоянию здоровья и в том числе на пенсию, а возвращается не просто замом, а первым замом. Далее, у нас человек который руководит в Москве представительством, к которому возникает масса вопросов, в этом году становится курирующим финансовый и еще несколько блоков. Это как? Это у нас такие гении в республике появились? Может быть, но лично я не верю в это. На сегодняшний момент нет тех служб, которые процесс расчетов и прогнозов отслеживают.

– Вопрос, который напрашивается. Вся эта статистка бюджета и декларируемое развитие зачастую оказывается простой манипуляцией цифр. При этом самая суть в том, а улучшилась ли пропорционально цифрам жизнь жителей Хакасии. Депутат законодательного собрания, в нашем случае Верховного Совета, это прямой представитель народа. Вы общаетесь в своем округе с жителями. Скажите, чувствуют они двукратное повышение своего благосостояния?

– Нет конечно. Ничего не улучшилось. Но знаете, сейчас во всей стране возникла определенная боль и проблема. Народ сейчас настолько внутри себя мобилизовался, что мелкие проблемы, которые возникали, ушли на второй план. Смотрите, вся республика старается помогать, что-то собирает и отдает для того, чтобы помочь нашим ребятам, которые на Донбассе – это вышло на первый план. Возможно, что поэтому стало меньше каких-либо обращений и жалоб, но на самом деле лучше не стало ни в чем. Люди просто переключились, отложив свои проблемы на второй план.

– Вопрос политического характера. В начале года вы заявили, что вошли в состав партии «Единая Россия». Насколько эффективно складывается взаимодействие внутри партийной фракции?

– Я самый рядовой член партии. Хоть я и депутат Верховного Совета, меня нет в президиуме, да я и не претендую на это. Я понимаю, что должно пройти время, чтобы такое доверие заслужить. Но, наблюдая отчасти со стороны, я, к сожалению, не вижу пока того общего единения и желания, чтобы партийная структура была весомой и набирала силу. Возможно, это произойдет, когда уже выйдем на выборную агитацию. При этом хотелось бы, чтобы все партийное руководство внимательно пересмотрело свои составы, свой коллектив, сделало бы выводы. И чтобы усилить работу партии, нужно немного поменять её структуру руководства.

Можно ли сделать вывод из ваших слов о том, что тот состав парламента в целом и представительства в нём партии власти в частности не должны получить пролонгацию на следующий созывный срок, а должны прийти в законодательную власть новые лица?

– Знаете, может страшную вещь сейчас скажу, но как депутат я думаю, что – вот мы говорили о бюджете, так, по-моему, процентов 80 депутатов даже не открывали и не смотрели его. Моё личное мнение, что тот состав парламента, который мы сейчас наблюдаем, наполовину случайный.

Чтобы республика развивалась, чтобы было конструктивное взаимодействие, из парламента надо убрать несколько вещей. Первое и самое главное – должен быть незакоренелый и думающий состав парламента. Поэтому было бы хорошо, если бы состав парламента поменялся. И я думаю, что это так и произойдет, и не менее чем на 60-70 процентов. Очень много откровенно случайных людей, которые просто занимают там место. Многие депутаты приходят на сессию, чтобы просто нажать кнопку. И второе – должно поменяться все руководство законодательного органа. Я говорю о президиуме и в целом всём руководстве.

– Финальный вопрос. Основной вектор развития все-таки по структуре пока должно задавать правительство во главе с высшим должностным лицом. На ваш взгляд, как должно быть правильнее, чтобы главу республики избирал парламент или же должно остаться народное голосование? И кто, на ваш взгляд, достоин стать главой Хакасии в следующем году?

– Категорически против того, чтобы главу избирал парламент, потому что возможны такие случайности, как состав текущего созыва, который не совсем ответственный. Поэтому или должен избрать народ или, что я считаю более правильным, назначать Президент. Человек этот должен быть как минимум прошедший определенный путь – учился, пошел работать, достиг уровня руководителя и потом уже, зная полностью все производство от А до Я, может стать во главе региона.

Человек должен понимать, как руководить как минимум предприятиям, как создается в принципе стратегия развития, болеть за процесс движения вперед. При этом он должен быть коммуникабельным и способным вести диалог со всеми уровнями и руководства и политики, а не прятаться за спинами каких-либо партийных идей.

На сегодняшний момент у нас есть депутат Государственной Думы Сергей Михайлович Сокол, которому поверили люди, который достойно себя показал, и я лично, если он будет баллотироваться на должность главы Хакасии, поддержу его.

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments