Ни для кого не секрет, что современная школа весьма требовательна. Особенно тяжело первоклашкам, которые только вступают на эту дорогу. До первого сентября остается месяц. Как перезагрузить сознание малыша и перенаправить его мысли с кукол и машинок на учебный лад – вопрос непростой, но ответ на него есть. Разобраться с ним корреспонденту «Пульса Хакасии» помогла Анна Мантикова – друг редакции и психолог с 15-летним стажем.
– Анна Владимировна, что сегодня должен знать и уметь ребенок при поступлении в первый класс?
– Главное – соблюдать баланс. Ведь сегодня уже ни для кого не новость, что детские капризы – простое следствие нарушений в самой семейной системе, а вовсе не повод наклеивать на ребенка ярлык «вредина». Тем более, что каждая школа может предъявлять какие-то индивидуальные требования, поэтому родителям очень важно на этом этапе узнать у педагога тот самый минимум требований, который первоначально необходим малышу. Например, должен ли ребенок уже уметь считать, вычитать, складывать, знать алфавит или уметь отделять гласные от согласных. В этом плане все кажется очень просто. Он, конечно, может быстро все усвоить, но не исключено, что именно это станет для него стрессом. Поскольку практически все в классе оказались к этому готовы, а он нет.
Но гораздо важнее все-таки психологическая составляющая его готовности, в отличие от всех перечисленных нюансов: плюс – минус, гласные – согласные. Ведь все это без особого труда и очень быстро ребенок сможет нагнать.
– За какой период родителям лучше всего начать подготовку?
– Если ребенок регулярно посещает дошкольное образовательное учреждение, проще говоря, детский сад, то особого акцента в подготовке его к школе родителям делать не нужно, потому что социальные навыки взаимодействия, в том числе общение со старшими и сверстниками, он автоматически осваивает в процесс посещения детского сада. Развивающие занятия там в любом случае проводятся, только другой вопрос – какой направленности они. К примеру, тренировка мелкой моторики: лепка, вырезание, изготовление различных аппликаций и др. Это точно ребенок проходит, поэтому элементарный навык у него уже есть. Сложнее намного, если ребенок не посещал детский сад. Ведь тогда для него это все станет серьезным и новым этапом, своего рода даже испытанием, к которому он может оказаться совершенно не готов. И вот здесь родителям нужно быть очень внимательными и начать подготовку заблаговременно. Лучше даже года за полтора.
– Многие родители стоят перед выбором, когда лучше отдать ребенка в школу: с 6 или 7 лет?
– Если ребенок со своими сверстниками пошел в детский сад и впоследствии часть из них пойдет в первый класс одного и того же образовательного учреждения, а он с ними очень сдружился, то лучше прислушаться к его просьбе. Здесь есть некий социальный контекст, который очень важно тщательно просканировать. К примеру, при формировании класса уточнить, кто именно из его друзей там окажется и т.д. Если же всего этого нет, и ребенок попадет в совершенно новую среду, то здесь важно выделить возрастную категорию, и между 6 и 7 годами может быть очень большая разница, а в каком-то случае она вообще не ощущается. Поэтому в этом вопросе тоже все очень индивидуально.
Одной из рекомендаций может быть углубленная профессиональная диагностика. Элементарно определиться даже с тем, насколько созрели мозговые структуры ребенка для того, чтобы он смог учиться, а не просто сидеть по 40 минут. Готов ли он воспринимать информацию в таком большом объеме, поскольку по сравнению с детским садом этот переход для него окажется огромным приростом. Ведь поток информации нужно не просто воспринять, но и суметь «переварить». Поэтому повторюсь, что лучше всего воспользоваться помощью профессионалов и пройти углубленную психодиагностику. Главное, чтобы родители не отпустили ребенка в свободное плавание, а с полной ответственностью и серьезностью подошли к этому вопросу.
Родители, приводившие ребёнка на “профилактическую психодиагностику” ещё в дошкольном возрасте смогли скорректировать, в первую очередь, своё поведение по отношению друг к другу и к малышу, и только, во-вторых, некоторым пришлось воспользоваться услугой психолога по проведению коррекционно-развивающих занятий. Ведь не каждому ребёнку нужны такие занятия. Они необходимы только в двух случаях. Первый – обнаружена психотравма, мешающая ребёнку адаптироваться (эмоциональные нарушения). Второй – есть объективное недоразвитие высших психических функций. В остальных случаях в ходе обсуждения результатов диагностики ребёнка разрабатываются рекомендации, в том числе как родителям самостоятельно лучше заниматься со своим чадом.
А вообще подготовка к школе проходит на протяжении всего дошкольного периода естественным путем. Если ребенок еще чего-то не умеет, это нормально, научится. Не нужно стрессовать его, лишая лета. Главное, с чем он должен подойти к 1 сентября, это запасом позитивных эмоций. Дарите детям впечатления этим летом, в том числе и интересные походы, пикники, считая вместе с ним дольки съеденных арбуза и дыни.
Ирина Гусева