Родители, которые выросли на добрых советских мультиках, приходят в ужас от современной анимации, героями которой часто являются агрессивные монстры или безнаказанные хулиганы. Малыш, как губка впитывает все, что видит на экране, пытаясь воплотить это в жизнь. Поэтому, если ребенок смотрит мультфильмы о супергероях, то ждите, что вскоре он захочет летать, иметь лазерный меч или другие сверхъестественные способности.
Заблуждение это или нет, корреспонденту «Пульса Хакасии» рассказал абаканский психолог Андрей Кедрин.
– Андрей Викторович, как мультики влияют на психику ребенка?
– Все зависит от мультфильма. Если в нем просто и доступно подаются понятия: добро, зло, взаимопомощь, сострадание, сопереживание, то восприятие будет только положительным. При просмотре такого мультфильма ребенок учится общаться с окружающими, быстрее познает мир и получает возможность базовых схем поведения. Но если сюжеты далеки от его понимания, то такого эффекта, конечно, не будет.
– Какое влияние мультперсонажи оказывают на словарный запас малыша?
– Просмотр «доброго» мультика, рассчитанного на ребенка определенного возраста, безусловно, обогащает его словарный запас и развивает кругозор. Тем более, если круг его общения ограничен, в том числе в период пандемии мультики стали для детей настоящим «спасательным кругом».
– От каких факторов зависит восприятие ребенком героев?
– Все зависит от того, насколько ребенок готов воспринять мультфильм. Несмотря на то, что по этому поводу существует много споров, безусловно, возрастные ограничения очень важны и полезны. К примеру, возьмем мультфильм «Малышарики», где поведение персонажей и мотивы их поступков понятны детям двухлетнего возраста и меньше. А вот мультфильмы Диснея рассчитаны уже на ребятишек постарше. Такой сюжет могут понять далеко не все, тем более, если мы говорим о двух- или трехлеток. Также восприятие во многом зависит от особенностей ребенка, в том числе уровня его развития и того, как часто он смотрит мультики.
– С какого возраста детям можно смотреть мультфильмы?
– На этот вопрос нельзя однозначно ответить. Дело в том, что не все дети смотрят мультфильмы, как это делают, к примеру, взрослые. Во многом все зависит от темперамента ребенка. К примеру, если он меланхолик или флегматик, то делает это долго, усидчиво, ему больше ничего и не нужно. Но если ребенок очень активный и подвижный в силу возраста или темперамента, то он смотрит мультфильмы в среднем 1,5-2 минуты. Для него сюжет – это лишь фон. И в таком случае мультики можно достаточно рано включать, начиная от полутора лет.
Повторюсь, что видео должно подходить ребенку по возрасту и интересам. Например, «Лунтик» – очень добрый и поучительный мультик о дружбе. Но дети старше 7–8 лет, скорее всего, сочтут сюжет примитивным.
– Сколько времени ребенок должен проводить перед экраном?
– Здесь также все зависит от его физиологии, но считается, что 10-15 минут подряд, не больше. Но, как я уже говорил, смотрят не все дети, и в основном речь идет о фоне. Поэтому телевизор может быть включен достаточно длительное время, тем более что последние исследования, касающиеся вреда телеэкранов, проводились еще в 80-90-х гг. Данные меняются, технологический прогресс не стоит на месте.
– Есть какие-то критерии, согласно которым можно выбрать правильный мультфильм?
– Здесь все просто. Главное – соответствие возрасту и уровню восприятия ребенка. Ведь выбрать мультфильм, можно только его посмотрев. Если у вас есть какое-то личное мнение по выбору и вам он категорически не нравится, то можно отказаться от просмотра. Но если ребенок вас об этом очень просит, то посмотрите его вместе или ищите компромиссы. К примеру, уговорите ребенка на что-то другое. В этом вопросе может помочь банальная маркировка, которая сейчас присутствует практически на всех продуктах.
– Признаки хороших и плохих мультиков?
– Хорошие однозначно те, которые чему-то учат ребенка, помогают ему познакомиться с окружающим миром, разобраться в себе, своих поступках, их оценке, способствуют развитию критического мышления. Иначе говоря, мультики, которые позволяют получить детям дополнительную информацию об окружающем мире. А плохие – не несут никакой информации. Мультфильмов сегодня очень много, как российских, так и зарубежных. И я считаю ошибочно говорить ребенку, что советские мультики хорошие, а современные импортные обязательно плохие.
– Ваши рекомендации родителям?
– Что касается выбора мультфильма в дошкольном или раннем школьном возрасте, то я бы рекомендовал смотреть обучающие современные мультфильмы: «Аркадий Паровозов», «Малышарики», «Лунтик» и т.д. Все их знать, конечно, невозможно, но главное выбирать мультики с добрыми и светлыми персонажами, а также поучительными сюжетами. Посмотрев несколько серий, вы сами убедитесь в том, полезное влияние он оказывает на малыша или нет. И главное, важно хотя бы иногда смотреть мультфильмы вместе, чтобы у ребенка была возможность к вам обратиться и получить важную для себя информацию.
p.s. Мультипликация возникла задолго до изобретения кинематографа. Еще в XIX веке ученые придумали вращающуюся ленту с рисунками на фоне зеркальной подсветки. Первым мультиком в истории стал проект «Комические фазы смешных лиц», вышедший в 1906 году. Во время трехминутного ролика художник рисует мелом на доске людей, которые оживают. Несмотря на кажущуюся простоту, картина заложила основы современной анимации.
А в 1914 году в США вышел первый мультфильм с главным персонажем, который наделен личностными качествами, – «Динозавр Герти».
В 1930-1960 гг. вышли большинство полюбившихся людям картин. В то время анимация отличалась реализмом фонов и персонажей, а также несла в себе воспитательный аспект. К примеру, «Снежная королева», «Винни-Пух», «Гадкий утенок» и др. Несмотря на советскую цензуру, многие мультики актуальны даже сегодня, так как воспитывают в детях общечеловеческие качества: доброту, любовь, сострадание, вежливость и трудолюбие.
Сегодня мультипликация поражает разнообразием технических решений, сюжетов, воспитательных программ, поэтому родителям все труднее выбрать из всего этого достойную картину.
Ирина Гусева