Исполнительная власть Хакасии игнорирует решения власти законодательной. К такому выводу пришел руководитель РИК ОНФ в Хакасии Евгений Мамаев, комментируя статью «Пульса Хакасии» о том, что правительство Хакасии и администрация Черногорска не могут или не хотят решить проблемы сирот.

Евгений Владимирович пишет на своей странице в Фейсбуке:

«На предстоящей сессии Верховного Совета будет заслушиваться отчет об исполнении республиканского бюджета Хакасии за 2019 год. Ожидаемо правительство бодро отрапортует о достигнутых успехах, Счетная палата слегка нахмурит брови, депутаты традиционно примут к сведению. И жизнь потечет дальше…

Про то, что по итогам 2019 года Хакасия является лидером по падению собственных доходов среди всех регионов страны я уже писал. Но вряд ли мы услышим об этом на сессии. Стоит сказать и о том, что при гордых рассказах об исполнении доходной части бюджета выше плана умалчивается о том, что немалая часть плана обеспечена авансовыми платежами (около 100 млн руб. по акцизу на пиво и около 1 млрд руб. по налогу на прибыль), т.е. налогами 2020 года. Как следствие, сейчас имеем падение поступления налогов и судорожные метания с криками о якобы неожиданном падении доходов, а федеральный центр засыпается мольбами о помощи. Но есть еще один интересный момент, имеющий непосредственное отношение к проблемам обеспечения сирот жильем.

Речь об исполнении расходной части бюджета – при плане 33,5 млрд руб. она исполнена на 90,2% (30,2 млрд руб.). Другими словами, при исполнении бюджета не профинансировано 3,28 млрд руб. расходов. При том, что наш Минфин радостно сообщает об исполнении плана по собственным доходам на 102,7%. Федералы также предоставили денег выше плана – 110,8%. Встает резонный вопрос: как же так, если планы по доходам перевыполнены, почему же расходы не исполнены так, как прописано в законе о бюджете?

Ответ прост – законом о бюджете на 2019 год было предусмотрено получение коммерческих кредитов на 4,88 млрд руб. и возврат бюджетного кредита на 705 млн руб. По факту же коммерческий кредит был взят в размере 1650 млн руб. Бюджетный возвращен на 705 млн руб. Таким образом, не привлеченный кредит в размере 3,2 млрд руб. как раз соответствует размеру не исполненной расходной части.

Этих денег с лихвой хватило бы обеспечить большинство сирот жильем. Однако правительство приняло решение не исполнять расходную часть бюджета на весьма значимую сумму. Вызывает недоумение, как все же правительство, являющееся исполнительной властью, могло так вольготно отнестись к исполнению закона, нарушить принцип разделения властей, установленный статьей 10 Конституции РФ – «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Функция законодательной власти, в том числе Верховного Совета РХ – принимать законы, а функция исполнительной власти – реализовывать принятые решения. В том числе и в части бюджета. На деле же получается, что исполнительная власть по своему желанию решила не исполнять закон, принятый депутатами.

Замечу, что Счетная палата на публичных слушаниях слегка попыталась прокомментировать этот вопрос, назвав в качестве причины непривлечения кредита то обстоятельство, что вырастет отношение госдолга к собственным доходам, а это значение контролируется федеральным казначейством. Действительно, при получении бюджетного кредита на 14,5 млрд руб в 2017 году в соглашении было прописано, что соотношение госдолга к собственным доходам должно снижаться каждый год на 10%. По итогам 2019 года оно должно было составлять не более 120%. По факту же на 01.01.2020 мы имеем уровень 98,4%. Таким образом, запас более чем достаточный.

Более того, план по получению кредитов прописан в законе. Планы по собственным доходам исполнены. Значит, и план по финансированию расходов бюджета за счет кредитных средств вполне мог быть исполнен. Когда бюджет принимался, та же Счетная палата дала положительный отзыв на прописанные в законе цифры. Таким образом, объективных причин для неисполнения расходной части бюджета не было. Не было даже попытки провести конкурс. Вопрос скорее стоял в политической плоскости – было стыдно брать кредит. Но следствием такого решения как раз и стало недофинансирования различных статей бюджета – это и заблокированные счета муниципалитетов, долги перед поставщиками товаров и услуг, и не приобретенное жилье для сирот.

Ни в коем случае не агитирую за наращивание госдолга, но если это было прописано в законе и утверждено депутатами, то закон должен исполняться. Хотите отказаться от покупки жилья сиротам за счет кредитных денег – найдите другие источники финансирования, пропишите в регионе крупный бизнес, как обещали. Заведите народные предприятия, чтобы они пополняли бюджет. Пока же этого нет, никто не снимает с власти ответственности по исполнению закона о бюджете и обеспечению сирот жильем.

Очевидно, что правомерность решения исключительно исполнительной власти о нефинансировании тех или иных статей бюджета при прописанном в законе источнике финансирования весьма спорна. Такие вещи реализуются законом РХ в виде поправок в бюджет депутатами Верховного Совета. Очевидно и то, что бездействие исполнительной власти по привлечению финансирования бюджета согласно прописанным в законе источникам повлекло негативные последствия для широкого круга лиц. Все вместе это весьма сходно с составом преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ: «Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

Что ж, посмотрим, как пройдет сессия Верховного Совета. Помнится, Штыгашев Владимир Николаевич высказывал большую озабоченность обеспечением сирот жильем. С другой стороны, решение законодательной власти, т.е. возглавляемого им Верховного Совета, было попрано властью исполнительной без веских на то оснований.

P.S. Собственно же в истории с жильем для сирот в Бейском районе внимание привлекла стоимость квадратного метра – около 30 тыс. руб. И это в 2017-2018 годах. При том, что на Авито сейчас цены на дома в районе 10-15-20 тыс. руб. за кв. м. При этом качество приобретенного жилья вызывало очень большие вопросы. В общей сложности речь идет о нескольких десятках миллионов рублей. Если предположить, что жилье можно было купить за 15-20 тыс. руб., а не за цифру, соответствующую средней стоимости квадратного метра по Хакасии (все законно!), то может идти речь о перерасходе в 15-20 млн руб. Если это так, то следующим должен быть вопрос о том, в каком кармане осели эти деньги».

Подписаться
Уведомление о
4 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Вадим
9 дней назад

Вот так “народный” глава помогает народу!в отставку пусть уходит

Aндрей С
Reply to  Вадим
8 дней назад

добровольно это чудо не уйдет,будет сидеть до последнего пока не выпнут

Валентина
8 дней назад

За что вообще Коновалов получает в месяц по 220 тысяч рублей?за лживые отчеты?

вася
6 дней назад

вот почему гора критиков, Ну разбирайтесь маленько, в том числе великим экономистам. Чет то у Михалыча не прижился? И тут не отвыкнет от г7рязи. Хоть одно конструктивное предложение направил? Языком чесать каждый горазд.