6 февраля появилась информация о предложении сенатора Клишаса ввести понятие «федеральные территории» на уровне Конституции.

Основная суть предложения в том, что такие территории не войдут в состав региона, управлять ими будет федеральный центр. Речь идет о местах, где размещены военные и стратегические объекты. С такой идеей выступил председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов. Он уточнил, что речь идет о территориях, где размещаются военные и стратегические объекты. Но вся интрига этого предложения связана с тем, что вкупе со всеми поправками в Конституцию обсуждается и так называемая муниципальная реформа, по перераспределению властных полномочий и веток управления. Введение “федеральных территорий”, по мнению ряда аналитиков, может распространяться не только на города, но и на целые субъекты, в том числе и со слабой экономикой и низким уровнем государственного управления.

Учитывая, что в Хакасии возможен бюджетный коллапс, а в январском рейтинге влияния Валентин Коновалов опустился на предпоследнее место, мы задали ряду известных политиков нашей республики вопрос: «Сенатор Клишас предложил ввести в Конституцию понятие федеральных территорий. Возможен ли сценарий того, что под действие этого закона попадут субъекты РФ со слабой экономикой, в том числе Хакасия?»

Ачитаев Тайир Николаевич, лидер КПРФ РХ, депутат Верховного Совета.

Ачитаев Т.Н.

«В нашей стране, при авторитарном лидере Владимире Владимировиче Путине, который не сменяется вот уже 20 лет, видя, что поправки в Конституцию будут обеспечивать продолжение режима его правления, я допускаю все сценарии, которые под соусом поправок по факту укрепляют авторитарную ветку. Очень удобный момент сейчас протащить удобные для власти нововведения. Хакасия может оказаться в прямом подчинении и управлении Москвы, поскольку поправка, про которую вы говорите, как раз может лечь в канву усиления авторитарного режима в стране».

Пономаренко Игорь Николаевич, депутат Верховного Совета, заместитель генерального директора ООО « Разрез «Аршановский».

Пономаренко И.Н.

«Речь идет о спецсубъектах, где есть преобладание стратегических объектов. Если в этот список захотят “запрыгнуть” и отстающие субъекты, тогда весь принцип института глав регионов может обнулиться. Но против этого могут быть местные царьки, которые власть не хотят отдавать, а для жителей это может оказаться и хорошо, во всяком случае будут исключены такие провалы, как есть у нас сейчас у Валентина Олеговича и Ирины Ивановны. Правда, надо сказать, что сейчас нет речи о том, что это понятие может распространяться на целую республику. На мой взгляд такие поправки вообще не вопрос изменения Конституции как основного закона страны, основы которого не должны меняться столетиями».

Миронов Николай Михайлович, первый заместитель Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия.

Миронов Н.М.

«Во многих федеративных государствах с многоукладной экономикой и разноплановой территориальной структурой существует понятие государственной территории, которая имеет специальный режим экономического регулирования и управления. Особенно это характерно для стран, находящихся в сложных климатических условиях, имеющих удалённые от рынков сбыта производственные центры и т.д. В России давно пора ввести такое же понятие и взять под особый контроль некоторые субъекты РФ, где без помощи центра выживать сложно. Рассмотреть данную тему можно применительно и к Хакасии».

Лебедев Виктор Геннадьевич, заместитель Секретаря регионального политсовета «Единой России».

Лебедев В.Г.

«Пока слишком мало данных об этой инициативе, чтобы сходу давать какие-либо комментарии. Вопрос очень серьезный. И обоснование под него должно быть соответствующее. А мы видим лишь поверхностное обсуждение темы в СМИ, без серьезной аргументации авторов инициативы, без экономических расчётов. Поэтому для серьезного анализа предложения, увы, слишком мало данных».

Мамаев Евгений Владимирович, глава регионального исполкома ОНФ в Республике Хакасия.

Мамаев Е.В.

«Если смотреть на исходную инициативу, то федеральные территории – это про военные и стратегические объекты, управление которыми осуществляется в особом порядке, но которые расположены на землях конкретного региона и попадают под местные законы. Механизм федеральных территорий должен позволить выделить соответствующие земли из состава региона и передать полномочия по управлению ими непосредственно на федеральный уровень.

В таком контексте вряд ли можно говорить о том, что целый регион может получить статус федеральной территории. Да и какой в этом смысл, если регион уже выделен в самостоятельную административную единицу? Тем более, если речь будет идти о регионах со слабой экономикой. Есть масса других путей стимулировать развитие экономики и в рамках действующих подходов – свободные экономические зоны, целевые госпрограммы и т.д. На примере Чечни, Севастополя, Тывы и других регионов мы видим, что и сейчас можно оказывать регионам целевую поддержку, стимулируя их развитие.

Тем не менее, давать окончательную оценку масштабов использования федеральных территорий можно будет только после представления соответствующих законопроектов и поправок в Конституцию».

Лемин Алексей Викторович, глава города Абакана.

Лемин А.В.

«В моем понятии к таким территориям могут относится, например, ЗАТО или особо охраняемые территории либо иные особые зоны, требующие специального регулирования со стороны Федерации. Например, наукограды и т.д. Идея в целом не плоха и имеет под собой необходимое обоснование. Не уверен, что Хакасия и ее отдельные части как-либо могут быть включены в данный проект. Но все зависит, конечно, от окончательной формулировки законодателей».

Мяхар Александр Владимирович, заместитель председателя общественного совета УФАС по Хакасии, общественный деятель.

Мяхар А.В.

«Скорее всего, обсуждение этих поправок – это определенный замер общественного мнения по изменению муниципального управления в целом. Если поставить в основной закон государства понятие “федеральные территории”, то впоследствии различными нормативными актами суть этих территорий может быть изменена до неузнаваемости. Возможно, что и нет цели ввести именно это понятие. Повторюсь, речь идёт о глобальной смене всей системы государственного управления. Я наблюдаю движение в сторону усиления управленческой вертикали. Как мы видим на примере Хакасии, когда в открытую говорится, что близок дефолт, в отдельных субъектах это может быть вполне оправдано. Не исключаю того, что в итоге институт выборности глав регионов может быть отменен частично или полностью. 10-20 регионов, находящиеся внизу управленческого рейтинга и, как следствие этого, показывающие слабое экономическое развитие, вполне могут управляться (как минимум временно) профессиональными управленцами, назначенными из центра. В случае развития такого сценария Хакасия однозначно попадёт в этот список регионов. С этой точки зрения, обсуждение и введение понятия “федеральных территорий” безусловно может отразиться на Хакасии».

Валов Михаил Анатольевич, глава муниципального образования город Саяногорск.

Валов М.А.

«Уверен, трогать Хакасию сейчас никто не будет. Говоря о “федеральных территориях”, Клишас имеет ввиду, прежде всего, закрытые административно-территориальные образования, арктическую зону, а также локальные территории, где размещаются особые военные и стратегические объекты. Это точно не про нас. Другой вопрос – укрупнение регионов с точки зрения повышения их экономической состоятельности. Здесь Хакасия пока выглядит уязвимой, но уверен, что до вхождения в состав того же Красноярского края или Кемеровской области дело не дойдёт. Моё личное мнение – Хакасия вполне самодостаточный регион, который сегодня страдает в основном из-за пробелов и перекосов в федеральном бюджетном законодательстве. Вообще, я к этим всем последним конституционным инициативам отношусь скептически. Ничего принципиального в устройстве страны не поменяется».

Ширковец Ольга Валериановна, лидер регионального отделения партии «Патриоты России», Председатель ХРО общероссийской общественной организации «Союз журналистов России».

Ширковец О.В.

«Я вообще не понимаю, для чего это надо. У нас и так есть территории закрытого типа, например, в Красноярском крае. Что это даст людям, зачем это вносить в Конституцию? Нам надо заставить работать основные положения Конституции: бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, право на труд. Надо, чтобы каждый, кто хочет трудиться, нашёл себе работу по своей профессии. Вот эти положения Конституции незыблемы и они должны работать. Название-то какое интересное – “федеральные территории”. И они не будут входить в состав региона, это что такое? Ведь основные моменты Путин поднял: борьба с бедностью, а мы про какие-то федеральные территории. Может, и будет дискуссия, но мне это непонятно, я хочу, чтобы Конституция работала в основных своих статьях, чтобы они не были мертвыми, чтобы пришёл человек в больницу и его принял терапевт, чтобы не ждать месяцами операцию… Над этим должны работать наши законодатели».

Верхотуров Михаил Сергеевич, блогер, член партии «Единая Россия», политического совета абаканского отделения и регионального координационного совета сторонников ХРО Партии.

Верхотуров М.С.

«Ни по одному из предложенных Клишасом критериев Хакасия не проходит, там в одном из критериев речь шла разве что о повышении инвестиционной привлекательности, но это можно к любому региону применить. Да и он больше всё же не о субъектах говорил. Но вот что в этой связи действительно опасно – чем дольше Валентин Коновалов остаётся у власти, тем меньше у Хакасии самостоятельности, в связи с административно-политическими реформами, которые уже начались, в принятии решения о своей дальнейшей судьбе».

Дмитрий Буреев, политический аналитик.

Буреев Д.В.

«Задумка неплохая, но тянет за собой огромное количество вопросов. Вряд ли их можно будет урегулировать простыми поправками в Конституцию или в федеральное законодательство. Это абсолютно новое явление для России. Если инициатива получит тульских депутатов и сенатора Клишаса, получит развитие, то разумнее всего было бы учесть опыт СССР, когда в стране существовали так называемые “закрытые города” — ЗАТО, где размещались военно-стратегические, научно-исследовательские центры, предприятия атомной промышленности и энергетики. В свое время этот режим ЗАТО перестал существовать, и они были переданы под региональное управление. С другой стороны, под федеральное прямое управление можно перевести территории стратегического значения — Арктика, Байкал, морские порты, целые регионы — Калиниградская область, Камчатка, Сахалин и Курилы. Однако там и так действует пограничный режим, и у пограничников там власти больше, чем у региональных властей. Вместе с этим возникают вопросы. Например, каким образом на территории субъекта федерации будет существовать федеральный анклав, как будет устроено взаимодействие между федеральным наместником и местными властями, как будет функционировать инфраструктура, торговля, предпринимательство; каким образом будет сформирована налоговая система по отношению к этим территориям. В общем, складывается впечатление, что идея об особых федеральных территориях — это попытка проверить реакцию экспертов и общественности в отношении намерений федерального центра сформировать некий “территориальный пояс” прямого федерального подчинения. Есть смысл подождать, во что это в конечном итоге выльется».

***

Как мы видим, даже по одной поправке, которую предлагают внести в Конституцию, среди представителей разных политических течений есть очень разные точки зрения. Пока нельзя сказать, что происходит именно общественное обсуждение поправок в Конституцию в широком смысле этого слова, и по некотором моментам мы будем проводить опросы среди персон, активно участвующих в политической жизни, и, конечно, обращать внимание на все ваши комментарии.

Подписаться
Уведомление о
6 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Валентина
8 месяцев назад

У коммуняк одна мысля: Путин готовит там себе чего то… о людях, которым важна нормальная жизнь, никто из красных не подумал. Народу все равно куда будет входить республика в федеральные территории или на особом контроле, главное, чтобы положение выправилось! А то с красными и то что было потеряем

Читатель Тв
Reply to  Валентина
8 месяцев назад

Ой, едросня что ли о людях думает?
Столько лет обещают, только сами карманы набивают, а людям пенс.возраст подымают..
Что там с обещаниями план 2020 от едросов, когда сбудется?

Баширова
Reply to  Читатель Тв
8 месяцев назад

Не гавкай, а то гавкалка отвалится! ЕР несмотря ни на что страну поднимает, а Зюгановцы только и умеют, что гавкать из подворотники. Что конкретно великого они сделали для страны, кроме как развалили ее в 90-х? Есть же еще люди, которые им верят. Ну пришел вождь краснокожих на Хакасию. И что? Вся КПРФ обещалась помогать. И где эти помогальщики, куда исчезли-испарились?

Aндрей С
Reply to  Баширова
8 месяцев назад

да все они тут,вы прислушайтесь и услышите шуршание бабла и чавканье

Aндрей С
Reply to  Читатель Тв
8 месяцев назад

ты просто мозг напряги речь идет о том что положение в Хакасии хуже не бывает а “игры” вали коровода вообще разрушат все ,как по мне эти партии не нужны вовсе

Марфа
8 месяцев назад

Тайир Ачитаев (депутат ВС РХ, член КПРФ РХ): “«В нашей стране, при авторитарном лидере Владимире Владимировиче Путине, который не сменяется вот уже 20 лет, видя, что поправки в Конституцию будут обеспечивать продолжение режима его правления, я допускаю все сценарии, которые под соусом поправок по факту укрепляют авторитарную ветку. Очень удобный момент сейчас протащить удобные для власти нововведения..”. “режим… под соусом… протащить…” Люди, запомните его высказывание! Он это СВОЮ точку зрения говорит, или ячейки КПРФ и нынешнего Главы РХ? Сейчас в столицах развёрнуто движение ходорковцев и навальновцев “Нет2020”, где людей призывают выходить на улицы с протестом предложенных Президентом РФ поправок в… Подробнее »