В предыдущих двух статьях “Заботит ли Минприроды Хакасии природа в регионе?” и “Минприроды Хакасии и странности озера Маранкуль” мы рассказали о событиях вокруг самого озера, а также о событиях вокруг базы “Снежный Барс”, что расположена в нескольких километрах от него.
За всеми проверками, судебными тяжбами, сомнительной законности постановлениями со штрафами – за всем этим самое главное как-то отступило на задний план. Несмотря на то, что Минприроды и фирма “Оазис-68” пытаются подать общественности всё происходящее как спор двух хозяйствующих субъектов, всё на самом деле гораздо печальней.
Дело в том, что действия владельцев фирмы “Оазис-68”, при полном попустительстве со стороны отдельных представителей Минприроды, поставили само озеро и его окрестности на грань экологической катастрофы. Как пояснила нам руководитель турбазы “Снежный Барс” Гринева Н.А., заверения замминистра Дадынской В.И. о том, что “ничего особенного не случилось”, не имеют ничего общего с реальным положением вещей.
На самом деле та огромная поляна, которую расчистили себе браконьеры-арендаторы озера Маранкуль под своё стойбище, а также пешие и конные тропы экотуризма, по которым они ездили на квадроциклах и снегоходах (в зимний сезон), находятся в орехо-промысловой зоне, которая является особо охраняемой территорией. Использование любого транспорта, кроме конного, в этой зоне запрещено. Вырубка деревьев, а тем более выкапывание растений также строго запрещены.
Несмотря на эти запреты, постоянные разъезды на квадроциклах новых “хозяев жизни” по конно-пешей тропе шириной около 60-70 см превратили её в двухстороннюю колею шириной метра три, протяжённостью приблизительно 8 километров (до самого озера Маранкуль). Изначально та поляна, на которой расположились новые арендаторы озера, напоминала альпийский луг. Она вся была просто усыпана жарками и маральим корнем до тех пор, пока её всю варварски полностью не выкосили.
Главная беда в том, что эти редкие реликтовые растения очень медленно восстанавливаются, а некоторые после такого – повторюсь – варварского уничтожения не восстановятся совсем. Вдоль тропы вытоптаны брусничник, которому восстанавливаться в лучшем случае 50 лет, и черничник вместе с ягелем, которые гибнут насовсем. О поломанном молодом кедровнике и говорить нечего.
На огромной поляне возле озера новые арендаторы помимо этого незаконного “покоса”, занялись и другими, не менее гибельными для экологии работами. Так, например, для осушения болотистой части берега (луга) с целью облегчения доступа к воде они выкопали три дренажные канавы до самого озера общей протяжённостью около 250 метров. На берегу был выкопан колодец, а также ямы под туалеты. Уточню – это всё на особо охраняемой территории и в непосредственной близости реликтового озера с чистейшей водой! Такие “осушительные” мероприятия могут привести к печальным последствиям для озера – без подпитки водой из болотистого берега оно может просто само превратиться в сплошное болото.
Общий нанесённый ущерб от такой “аренды” не измерить никакими деньгами. Исчезновение редких растений и изменения экосистемы озера можно описать лишь одним понятием – экологическая катастрофа. Однако ни лесничий Барашков, ни замминистра Минприроды Хакасии Дадынская никаких серьёзных нарушений не видят, что называется, в упор, “ямки и канавки можно присыпать – ничего страшного”.
Если бы это так и было на самом деле… Ну а пока проводятся проверки, остаётся лишь задаваться вопросом: есть совесть у таких людей, и ею ли они руководствуются в своих “проверках” и “заверениях”.
Борис Игнатенко
глупые, глупые люди.
если пишете, что это не спор двух хозяйствующих субъектов, то хотя бы про руководителя Снежного барса не упоминали бы.