Абакан, как столица Хакасии, априори является центром политических процессов в республике, концентрированным информационным полем, конкурентной средой при выстраивании коммуникаций с общественностью, которая традиционно разрывается между городской и республиканской властью.
При этом в Абакане сложилась собственная уникальная практика работы с горожанами, предпринимательским сообществом и рядом общественных организаций.
- Часть 1: Бюджет, экономика, инвестиции
- Часть 2: Благоустройство, дороги, транспорт, ЖКХ
- Часть 3: Социокультурный код города
Прежде всего это ТОСы – территориальные общественные самоуправления в отдельных микрорайонах города – Космос, “Южный”, “Западный”-Русское поле и МПС, Красный Абакан, Полярный, Нижняя Согра и Мостоотряд, “Западный”.
Созданы они более пятнадцати лет назад и уже стали неотъемлемой частью городской общественной, культурной, спортивной и политической жизни Абакана.
И если с праздниками, соревнованиями, субботниками по линии ТОС все ясно, то вот их роль в городской политике завуалирована уставными документами и некоторыми деталями.
Во-первых, процедура избрания старост ТОСов. Это происходит на конференциях, которые специально организовываются в указанных микрорайонах. Срок полномочий старост – пять лет, и многие из них эту должность занимают с момента организации ТОСов. Но это не всё – практически все старосты, кроме Красного Абакана, где только недавно сменилась староста, являются депутатами городского Совета Абакана, и тоже не в первый раз. Такое сочетание весьма показательно для политических и выборных процессов в городе.
В каждом ТОСе формируется целый ряд советов: непосредственно советы ТОСов, женсоветы, молодежные советы, советы ветеранов, советы профилактики и другие. Также старосты активно работают в сфере благоустройства, административной комиссии и так далее. Всего в Абакане в системе ТОСов задействовано около половины населения города – почти 90 тысяч человек.
Активных участников в каждом ТОСе – до 100 человек, есть свои творческие коллективы, любительские спортивные команды и так далее.
Во время выборов вся эта армия добровольных и профессиональных помощников превращается в армию агитаторов, наблюдателей, членов участковых комиссий, избранных по месту жительства или месту работы. Заказчик у них всех один – городская власть в лице Администрации города и Совета депутатов, координация работы ТОСов в период выборов осуществляется непосредственно из мэрии и совместно с территориальной избирательной комиссией.
За все годы существования ТОСов в Абакане особых провалов на городских выборах по их линии не было. Начиная с 1999 года система стабилизировалась и законсервировалась, результаты голосования, вплоть до нынешних, которые пройдут 22 декабря этого года, всегда были предсказуемы.
Общественные Советы, сформированные при Администрации города, служат для взаимодействия с бизнес-сообществом, инвестициями. Пожалуй и все. Административная комиссия, комиссия по профилактике правонарушений, комиссия по противодействию незаконному обороту запрещенных веществ, комиссия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних действуют на постоянной основе при участии руководителей соответствующих городских ведомств, депутатов Городского Совета и (редко) приглашенных со стороны.
При этом абаканские власти и лично экс-глава города Николай Булакин делали до сих пор исключения для Совета ветеранов, учащейся и рабочей молодежи – с ними встречи проходили на регулярной основе.
Отметим также, что в Абакане не существует городской Общественной палаты – такой институт и инструмент взаимодействия с городским сообществом властями не востребован. Однако недавно Городской Совет сформировал что-то подобное детскому горсовету, который включает по одному старшекласснику от каждой городской школы. И уже в рамках новой практики работы администрации заявлено о формировании некоего экспертного совета, который будет работать совместно с властями над вариантами решений насущных проблем Абакана.
Благодаря активности Николая Булакина в социальных сетях, а также качественной и оперативной работе пресс-службы Администрации города власти Абакана считаются самыми открытыми для горожан. Появление и молниеносное развитие Интернета и соцсетей, дало абаканцам возможность оперативно узнавать многое о деятельности властей и лично бывшего главы города. Это были отчеты о ходе городских строек, мероприятиях в сфере ЖКХ, событиях культурной и спортивной жизни, экстренные сообщения городских и республиканских служб ГО и ЧС, просто зарисовки городской жизни. Интересно, что Николай Булакин регулярно через свои аккаунты информировал городских учителей и воспитателей о грядущей выплате зарплаты и авансов, деньги на которые поступают из республиканского бюджета. Количество подписчиков у Николая Булакина исчислялось десятками тысяч и это был эффективный канал общения градоначальника и горожан. Сейчас аккаунты городской власти работают под общим брендом #КомандаБулакина.
Еще ранее популярность у интернет-пользователей Николай Булакин получил за свое участие в разделе “Вопрос Мэру” на городском портале. Много лет он служил верой и правдой и постепенно сошел на нет благодаря соцсетям, но именно с этого раздела, где на вопросы абаканцев Николай Булакин отвечал лично, и началось его общение с горожанами через Сеть.
Однако из-за этого почти прекратилось личное общение экс-главы с жителями. Не стало встреч с коллективами даже подведомственных учреждений, по месту жительства, что активно практиковалось в первые годы работы Николая Булакина на посту мэра города. И эту пустоту с лихвой заполнили городские СМИ.
Газета “Абакан” и городская телестудия, созданные еще до прихода Булакина в городскую власть, при нем начали активно развиваться, и уже через пару-тройку лет появился медиахолдинг “Абакан”, объединивший ТВ, радио, газету, журнал, а чуть позже и интернет-портал. Была создана рекламная служба, которая приносила немалый доход в бюджет учреждения, которым руководили в разное время Александр Корчминский, Ольга Ширковец, Дмитрий Чечуров, а сейчас – Алексей Недзельский, зять Николая Булакина, со степенью кандидата экономических наук и опытом преподавательской работы в Иркутске.
Медиахолдинг ИРТА “Абакан” на информационном рынке Абакана и Хакасии в целом всегда держался особняком. Информационную политику, хоть и тезисно, всегда формировал лично Николай Булакин. Долгое время и с финансированием медиахолдинга не было особых затруднений, пока не были приняты федеральные законы о госзакупках и ряд других.
Они потребовали серьезной корректировки в работе городских СМИ в части прямого финансирования из местного бюджета, но решение было найдено, и можно сказать, что сейчас муниципальные СМИ переживают новый этап своей жизни.
Многое, что касается непосредственно Главы города, осталось неизменным – это прямые эфиры “Час Мэра” на ТВ и радио раз в месяц с последующей публикацией в газете “Абакан” стенограммы этих программ. Нельзя сказать, что они пользовались особой популярностью у широкой массы абаканцев, но зачастую именно в рамках этих эфиров Николай Булакин делал достаточно резонансные заявления по актуальным республиканским и федеральным темам, которые потом становились предметом публикаций в других СМИ.
Но все же отметим еще одну особенность работы городских СМИ, особенно телевидения. Репортажи и сюжеты о работе городских властей создаются по лекалам, где Глава города остается за кадром. На первый план выходят специалисты, особенно, что касается благоустройства, ЖКХ, озеленения, работы школ и детских садов, спортивных и культурных учреждений. Планерки, совещания, встречи с участием Николая Булакина горожанам практически никогда не показывали. В этом отношении абаканцы намного больше информированы о работе тех же старост ТОСов и городского Совета депутатов.
Между тем сам Николай Булакин достаточно мягко дистанцировался от других СМИ, редко давал интервью “чужим” телекомпаниям и газетам, а журналисты со стажем вряд ли вспомнят хоть пару-тройку пресс-конференций Николая Булакина. Это было его личной особенностью общения со СМИ.
Но так или иначе при Николае Булакине в Абакане сформировалась уникальная политическая среда. Она целиком контролировалась из здания на улице Щетинкина, 10 и работала исключительно в интересах действующей власти.
Развитие этой среды можно условно поделить на ряд этапов. Выборы 1995 года, первые городские для Николая Булакина, проходили тяжело, было повторное голосование из-за плохой явки избирателей. До 1999 года шла “притирка” команды, избавление от старых кадров и формирование новых подходов к работе мэрии, сотрудничество с депутатами и правительством Алексея Лебедя (после 1996 года).
Но и выборы 1999 года также не были легкими для Николая Булакина и его команды. Тогда впервые в городе прошли массовые мероприятия с участием широкого круга общественности, и в том числе молодежи, которая внесла в победу мэра очень серьезный вклад.
К выборам 2004 года и всех последующих мэрия подходила уже с богатым организационным опытом, выучкой всех участников выборов, минимальной конкуренцией самому Николаю Булакину и хорошо подобранной командой кандидатов в городские депутаты.
И здесь-то как раз тотальный контроль за формированием избирательных участков и комиссий на них играл принципиальное значение. Городские власти всегда могли обеспечить большинство “своих” представителей во всех 72 участковых комиссиях Абакана, особенно когда они стали формироваться на пять лет вперед. Большинство комиссий находится сейчас в школах, детских садах, КДЦ города, в каждой из них есть представители по месту работы, либо через систему ТОСов – по месту жительства.
Безусловно, в каждой комиссии есть представители политических партий, в том числе так называемых “оппозиционных”. Но их доля не велика, а зачастую направление того или иного представителя партии в УИК было компромиссом с ТИКом. Причина – банальная. Даже парламентские партии имеют возможность представить 72 кандидатуры в члены УИК, которые бы обладали необходимыми знаниями, опытом работы на выборах, согласных свое личное время тратить на работу в комиссиях и так далее.
Все это стало фундаментом для стабильной избирательной системы в Абакане. Будет ли она нарушена сейчас – покажут выборы 22 декабря. По сути, они станут серьезным испытанием и экзаменом для всей политической системы Абакана, которая сформировалась при непосредственном участии Николая Булакина за 25 лет. У команды Булакина до этого дня будет довольно-таки нервный период, хотя серьезные конкуренты у ее кандидата Алексея Лемина вряд ли будут – ряд партий уже отказались выдвигать своих кандидатов, но только после 24 ноября мы узнаем полный список участников голосования на досрочных выборах Главы Абакана. Кстати, это первые досрочные выборы в Абакане за всю современную историю.
Дмитрий Буреев
Район, в который входит поселок МПС и Русское поле, а также “бывшие воинские дома”, уже 18 лет носит название “Юго-Западный”.
Представьте, если, не дай Бог, каким нибудь ивановым или ербягиным удастся внести незапланированные изменения в жизнь города…Они же потащат себе в замы свою свиту, а профессионалов, больше 20 лет работавших с Булакиным – выдворят на улицу! Так уже было и было совсем недавно. Вообще вся эта история с идиотским протестным голосованием очень показательна, но только для тех, у кого мозг работает, а некоторые и до сих пор не отошли от “ура-протеста”, и готовы снова поддерживать откровенно странные личности, до селе нигде официально не работавшие, и только с избранием в ВС РХ получившие первую запись в трудовую… ЛЮДИ!!! НУ ВКЛЮЧИТЕ МОЗГ!!!… Подробнее »
Алексей Лемин. Николай Генрихович бездельников рядом с собой не держал. Поступательная инерция развития города весьма высока, пусть удерживает!