Многих граждан нашей Республики интересуют вопросы: как формируются тарифы и каков порядок оплаты услуг по обращению с твердо-бытовыми отходами? стоит ли оплачивать услуги, если с региональным оператором не был заключен договор? как избежать оплаты по счетам, если такие услуги не оказаны, и кому при этом жаловаться? Разберемся.
Тарифы и порядок начисления
Согласно Территориальной схеме в Республике Хакасия сформирована система обращения с твердо-коммунальными отходами (ТКО), которая включает в себя пять зон деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
Региональным оператором по обращению с ТКО в нашей республике является ООО «АЭРОСИТИ-200», статус которому присвоен сроком на 10 лет.
ООО «АЭРОСИТИ-2000» на территории Республики Хакасия осуществляет свою деятельность по следующим территориальным зонам:
Территориальная зона №1: МО Боградский район (сельсоветы: Боградский, Большеербинский, Знаменский, Первомайский, Пушновский, Сарагашский, Сонский, Троицкий), МО Орджоникидзевский район (все населенные пункты), МО Ширинский район (все населенные пункты).
Территориальная зона №2: МО г. Абакан, МО г. Черногорск, МО г. Сорск, МО Усть-Абаканский район, МО Алтайский район (сельсоветы: Аршановский, Белоярский, Изыхский, Кировский, Краснопольский, Новороссийский, Подсинский), МО Боградский район (сельсоветы: Бородинский, Советско-Хакасский).
Территориальная зона № 3: МО Аскизский район (муниципальный район) (все населенные пункты).
Территориальная зона № 4: МО г. Саяногорск (г. Саяногорск, пгт. Майна, пгт. Черемушки), МО Алтайский район (с. Новомихайловка, с. Очуры, д. Монастырка), МО Бейский район (все населенные пункты).
Территориальная зона № 5: МО г. Абаза, МО Таштыпский район (все населенные пункты).
Плата за обращение с ТКО определяется по утвержденному для регоператора предельному тарифу и нормативу накопления.
Приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования по Респ. Хакасия от 28.06.2019г. с 01.07.2017г. по 31.12.2019г. для ООО «АЭРОСИТИ-2000» на 1 кв.м установлены следующие предельные тарифы:
Для территориальной зоны № 1: 764,92 руб.
Для территориальной зоны № 2: 272,19 руб.
Для территориальной зоны № 3: 673,95 руб.
Для территориальной зоны № 4: 643,59 руб.
Для территориальной зоны № 5: 482, 51 руб.
Размер платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО для населения Республики определен в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. (с изменениями от 13.07.2019г.) и определяется исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих, зарегистрированных в жилом помещении или количества собственников жилого помещения, на основании нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Гос. комитета по тарифам и энергетике Респ. Хакасия.
Нормативы накопления ТКО для населения Хакасии в месяц на 1 проживающего составляют: в многоквартирных домах – 0,154 куб./метр.; 32,35 кг.; в жилых домах: 0,154 куб./метр; 46,21 кг.
На основании установленных предельных единых тарифов и нормативов накопления ТКО, стоимость ежемесячной платы можно рассчитать самостоятельно по следующей формуле:
Стоимость = предельный тариф * норматив накопления /12, где:
норматив накопления – это годовой объём мусора, который накапливается одним проживающим в многоквартирном или частном доме (измеряется куб. метрах);
предельный тариф – это сумма, в которую оценивается региональным оператором по согласованию с администрацией 1 куб. метр мусора в рублях (транспортировка, утилизация и так далее);
12 – это количество месяцев в году.
Пример: Для территориальной зоны №1 в Респ. Хакасия стоимость ежемесячной услуги по обращению с ТКО на 1 человека составляет: (764,92 *12) * 0,154 / 12 = 117,8 руб.
В настоящее время Госкомтарифэнерго Хакасии из расчета на 1 человека по пяти территориальным зонам установлены следующие предельные тарифы:
Для территориальной зоны № 1– 117,8 руб./мес.
Для территориальной зоны № 2 – 41,9 руб./мес.
Для территориальной зоны № 3 – 103,8 руб./мес.
Для территориальной зоны № 4 – 99,8 руб./мес.
Для территориальной зоны № 5 – 74,3 руб./мес.
При изменении утвержденного тарифа по региональной зоне, региональный оператор уведомляет об этом в очередной квитанции на оплату. Направляемой потребителю с указанием новой цены услуг, а также путем публикации в средствах массовой информации и на своем официальном сайте.
ВАЖНО ЗНАТЬ! С 2019 года плата за обращение с ТКО приравнена к коммунальной услуге (как отопление, водоснабжение, электричество). И на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам, в том числе и индексация.
Также важно, что соответствии с п. 8.1. ст. 23 ФЗ 458 от 29.12.2014 (ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации ТКО исключается из платы за содержание жилья начиная с месяца, в котором региональный оператор начинает оказывать услуги по обращению с ТКО.
Существует ли обязанность оплаты услуг регоператора, если с ним не был заключен письменный договор?
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
Согласно п.8.17. Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения должен известить потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на первый год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в сети Интернет адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5−8.7 Правил обращения с ТКО. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8−8.16 настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и соответствующие документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
До дня заключения письменного договора услуга регоператора выполняется в соответствии с условиями типового договора и соглашением с органом исполнительной власти и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате, региональный оператор вправе потребовать уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Таким образом, при отсутствии письменного договора с региональным оператором, он считается заключенным на условиях типового договора и подлежит оплате согласно установленным тарифам.
Исходя из изложенного очевидно, что заключение письменного договора с региональным оператором дает возможность наглядно видеть права и обязанности каждой из сторон, знать способ решения существенных вопросов и процесс регулирования возникших споров, заключение договора дает возможность согласовать учет объема ТКО (исходя из нормативов, либо из количества и объема контейнеров), периодичность вывоза мусора и установленный объем принимаемых отходов в месяц. Если вы хотите заключить договор в письменном виде, то вам необходимо направить заявку регоператору с приложенными документами согласно п. 8.5−8.7 Правил обращения с ТКО. Форму типового договора и список необходимых документов вы также можете найти на сайте действующего регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000».
Как избежать оплаты по счетам, если услуги регоператором оказаны не были?
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016г. Порядок сбора ТКО в нашем регионе регулируется постановлением Правительства РХ № 328 «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Хакасия». При этом должен соблюдаться график сбора в соответствии с территориальной схемой, а также нормами экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Складирование твердо-коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах накопления следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1156, региональный оператор обязан: принимать твердо-коммунальные отходы в установленных местах и определенных объемах; обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ; предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством РФ; отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением договора, в течение установленного законодательством срока для рассмотрения обращений граждан; принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в установленные сроки.
Перечень обязательств регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000» установлен Соглашением № 1 от 28 июня 2018г., заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия. В отношениях с гражданами обязательства регионального оператора регулируются договором.
В случае нарушения или неисполнения региональным оператором своих обязательств по договору, потребитель с участием представителя регионального оператора должен составить акт о таком нарушении и вручить его представителю регионального оператора. При неявке представителя потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение трех рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение трех рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин и направить такое возражение потребителю в течение трех рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
Если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение трех рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан их рассмотреть, а при несогласии с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
Акт должен содержать:
а) сведения о заявителе (ФИО, местонахождение, адрес, контактный номер телефона, номер договора);
б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (местонахождение, документы подтверждающие права на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки, позволяющие достоверно установить дату и время допущения нарушения, а также адрес объекта, на котором допущено нарушение условий настоящего договора.
В случае не устранения допущенных нарушений в оказании услуг по договору в предложенный Потребителем срок, указанный в акте, и/или не направления региональным оператором возражений, потребитель направляет копию Акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти по контролю за деятельностью Регионального оператора – Министерство природных ресурсов и экологии по Респ. Хакасия.
На сайте Минприроды Хакасии есть памятка о том, как составить акт – ( http://minprom19.ru «Фиксация нарушений регионального оператора»). Данный акт о нарушении в работе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является законным основанием для принятия мер реагирования со стороны Минприроды Хакасии.
Кто несет ответственность за содержание контейнерных площадок?
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения. Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.
Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках. Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.
Собственниками контейнерных площадок могут быть многоквартирные дома, на придомовой территории которых они находятся, управляющие организации и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в многоквартирном доме и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка принадлежит потребителю, то бремя её содержания он несет самостоятельно. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то бремя ремонта и содержания несет местная администрация.
Региональный оператор отвечает за обращение с ТКО и иными отходами, не относящимися к ТКО с момента их погрузки в мусоровоз в местах (площадках) накопления таких отходов.
Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?
В обязанности Регионального оператора вменено уведомление органа местного самоуправления муниципального образования и органа, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, осуществление действий по установлению лиц, ответственных за несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, обеспечение сбора и транспортирования таких отходов в порядке определённом Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением № 1156. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты Регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото- и видеофиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.
Если собственник такого земельного участка не ликвидирует ее самостоятельно, ее убирает Региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесенные расходы.
Есть нарушения, кому жаловаться?
За нарушение обязанностей управляющей компании и органа местного самоуправления по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества и придомовой территории, вы можете обратиться в Государственную Жилищную Инспекцию по РХ, а также в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
За нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил при содержании контейнерных площадок жалоба подается в Управление Роспотребнадзора по РХ.
За нарушение обязанностей регионального оператора по вывозу мусора и утилизации отходов вы можете обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии по Респ. Хакасия.
В случае несогласия с величиной тарифа на услуги регионального оператора, вы можете подать жалобу в Государственный комитет по тарифам и энергетике Респ. Хакасия.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Во всех случаях, при несогласии с полученными ответами по обращениям, можно подать жалобу в органы прокуратуры. Срок ответа – до 30 дней.
Кому положены льготы на вывоз мусора и где их оформить?
Как и на любую коммунальную услугу, на вывоз ТКО для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. На эту услугу распространяется ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищных и коммунальных услуг – ЕДК.
Согласно федеральному законодательству, право на ЕДК имеют следующие категории граждан:
- инвалиды I, II и III группы;
- инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
- ветераны труда;
- инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
- участники боевых действий;
- лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» и члены их семей;
- семьи с детьми-инвалидами;
- лица, пострадавшие от политических репрессий;
- многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).
При этом региональные власти имеют право расширить этот круг лиц, а также увеличить объем предоставляемых льгот.
Если вы уже являетесь получателем ЕДК или субсидий на оплату ЖКУ, определенных региональным законодательством, дополнительно обращаться никуда не требуется – льгота будет учитываться автоматически.
Если вы только что оформили статус льготника, для оформления ЕДК или субсидии на оплату ЖКУ вам необходимо обратиться в МФЦ либо в территориальное управление соцзащиты. Там вам подскажут, какие необходимо собрать документы для оформления льготы.
Отвечала на вопросы Полянская А.В.
Есть такая поговорка – Вы не любите кошек?, Да, просто Вы не умеете их готовить!
Вообще мусор бытовой надо принимать бесплатно, т.к. из него можно делать энергоресурсы, которые могут обеспечить Абакан в отопительный сезон бездымным топливом примерно на 80-90%. Бесплатный приём мусора на 100% переработку уберут нелегальные свалки, что сохранит природу для будущих поколений. Завод переработки мусора в энергоносители окупается за 1 год и абсолютно экологически безопасный!
Полигоны для складирования должны быть вообще под запертом. Мусоросортировочные заводы не спасут будущее поколение сибиряков от экологического коллапса, А ТОЛЬКО ЕГО ОТЛОЖАТ НА ПАРУ ЛЕТ, НЕ БОЛЕЕ!.
Есть такая поговорка – Вы не любите кошек?, Да, просто Вы не умеете их готовить!
Вообще мусор бытовой надо принимать бесплатно, т.к. из него можно делать энергоресурсы, которые могут обеспечить Абакан в отопительный сезон бездымным топливом примерно на 80-90%. Бесплатный приём мусора на 100% переработку уберут нелегальные свалки, что сохранит природу для будущих поколений. Завод переработки мусора в энергоносители окупается за 1 год и абсолютно экологически безопасный!
Полигоны для складирования должны быть вообще под запертом. Мусоросортировочные заводы не спасут будущее поколение сибиряков от экологического коллапса, А ТОЛЬКО ЕГО ОТЛОЖАТ НА ПАРУ ЛЕТ, НЕ БОЛЕЕ!.
Здравствуйте! На каком же всё-таки расстоянии должны быть расположены контейнеры для ТКО в селе? Площадки есть, но как до них добраться? Конкретно на нашей улице онда площадка почти за два км., а вторая на другой стороне улицы, за 4 км.