На днях в информационном пространстве Хакасии возникала тема разделения и совмещения должностей главы и председателя правительства субъекта.
И поводом послужил тот факт, что осенняя инициатива губернатора Иркутской области Игоря Кобзева 18 февраля этого года нашла своё одобрение. По крайней мере, в первом чтении заксобрание Иркутской области приняло законопроект о внесении в Устав региона изменений, которые разрешают совмещение должностей губернатора и председателя правительства.
В связи с чем был сделан верный отсыл к события осени 2018 года в нашей республике. Мы помним, как прежний руководитель Хакасии Виктор Зимин любил власть, из-за чего сразу объединил в своём лице и должность главы, и должность председателя правительства. Затем это великолепие по наследству перешло к Валентину Коновалову, хотя попытка помешать тому действительно была. Молодой коммунист столь резко ворвался в казалось бы незыблемые, политические расклады, что реально застал прежних боссов врасплох. В итоге на корабле «Единой России» начался не бунт, но настоящая паника, в связи надвигающимся поражением на выборах. И лишь когда реально подгорело, Зимин между первым и вторым туром голосования вдруг выскочил с инициативой разделить должности главы и председателя правительства Хакасии. Но было поздно. Зимин с выборов снялся, и про его инициативу забыли.
Осень 2018 года запомнилась не только феноменальной победой Коновалова, но и мучительным поиском ответа на вопрос: «Что с такой победой делать?» Ведь против воли народа не попрёшь. И коли даже совместная рыбалка президента, министра обороны и Зимина последнему ничем не помогла, поражение надо было принимать. Но как?
Тогда и стали рождаться один безумный прожект за другим. Первый — отдать Коновалову вместо должности главы Хакасии место сенатора от Хакасии. Второй — поменять местами Штыгашева и Коновалова, чтобы первый стал главой, а второй председателем Верховного Совета. Третий — то самое разделение должностей на главу и председателя правительства. Ни один вариант не сработал. Однако возвращение к теме разделения вроде как бы приоткрывает калитку хоть каких-то возможностей для Сергея Сокола или другого единоросса.
Ведь сейчас вопрос идёт уже не о противостоянии Коновалова и Сокола, но о возвращении самого влияния «Единой России» в Хакасии. Кое-кому сильно надоело сидеть на берегу и ждать проплывающий труп своего врага. Потому что тотальный информационный наезд не сработал и Валентин Олегович его стойко выдержал. Схема «чем хуже у коммунистов, те лучше единороссов» привела лишь к дальнейшему подрыву авторитета «Единой России». А тут замаячила, подчеркнём, чисто гипотетическая перспектива — оставить всенародного любимца Коновалова на должности избранного главы республики, а должность председателя правительства, то есть руководителя, отвечающего за жизнь всего субъекта, отдать, к примеру, Соколу. Чтобы он, значит, уже перестал много говорить и начал много делать.
Идея, прямо скажем, так себе, ибо, зная характер Сергея Михайловича, нетрудно предсказать, что он развернёт полномасштабный конфликт и в такой конфигурации власти. Ему ведь лишь бы настоять на своём. Хотя в кулуарах витает и другой сценарий, по которому в скором будущем Сокол вожделеет стать именно главой, губернатором и царствовать, наблюдая за Хакасией из Москвы. Получается, куда ни ткни, а выгода для Хакасии от перестановок для Сокола — сомнительная. Включение же в схему другого единоросса как председателя правительства, ещё не успевшего со всеми поссориться и всем насолить, в принципе рабочий вариант, но с условием, что в Хакасии сразу же, как по волшебству, появятся деньги и председатель правительства наглядно покажет коммунистам, как надо решать вопросы и выходить из кризиса. На такое можно было бы согласиться, потому как жителям республики глубоко всё равно, кто разрулит их проблемы.
Но идеи идеями, а жизнь жизнью. И, скорее всего, мы продолжим наблюдать развитие конфликта между Соколом и Коноваловым до самой последней критической точки…
Константин Обеленский

