В очередном выпуске программы «Аргументы» произошел интересный диалог между Петром Пермяковым и директором Фонда развития Хакасии Александром Мяхаром.
Рекомендуем посмотреть программу целиком, но акцентируем внимание и нашего читателя на нескольких моментах. Хорошо, что вновь поднялось обсуждение по индексу промышленного производства, в котором наша республика вошла в двадцатку по стране. Только что с того нашему бюджету? Если мы занимаем такие высокие позиции, то где деньги?
Здесь можно вновь вернуться к громогласному выступлению Владимира Штыгашева с трибуны Совета Федерации, где он просил федеральный центр провести проверку налоговых отчислений, достаточно прозрачно намекая на то, что если бы прибыль от деятельности такого гиганта, как СШГЭС, оставалась в Хакасии, то никакого дефицита бюджета у нас не было бы.
При чем здесь индекс промышленного производства? При том, что туда попадает выработка электроэнергии. В этой части важно не только посмотреть программу «Аргументы», но и еще раз вспомнить материал о том, как можно работать с «Русгидро» и СШГЭС в частности.
Ещё один пресловутый момент индекса промышленного производства — это возврат к теме торговых домов, на которых ещё Виктор Зимин зубы обламывал. Здесь в чем суть. Далеко ходить не будем, возьмем лишь деятельность компании «РУСАЛ». Если верить некоторым цифрам, просочившимся в информационное пространство, то за 1 квартал 2025 металлургическое производство отгрузило товаров на 35 млрд, что составило 32,4% всей суммы отгруженной продукции, а налогов в Хакасию от этого вида производств поступило на сумму порядка 443 млн руб. с учетом выделения сумм, подлежащих перечислению в федеральный бюджет по федеральным налогам. То есть меньше 1,5% от суммы всей продукции. В связи с чем это произошло? Алюминий ушел в торговый дом в Москве и там осела большая часть налогов, или продукция в принципе только оценена, но не продана? Но суть соответствия промышленного индекса реалиям бюджета налицо. Кстати, печальное состояние города Саяногорска, который находится под протекторатом алюминщиков, лишь доказательство того, как РУСАЛ стремится развивать Хакасию.
В итоге солидарны с высказыванием Александр Владимировича в программе «Аргументы о том, что один отдельно взятый индекс по промышленности не может влечь за собой выводы для всей экономики, надо смотреть в комплексе — и по отгрузке продукции, и по поступившим налогам. Но то, что индекс высокого промышленного производства — это повод для умеренного оптимизма, тоже верно, это своеобразный аванс, задел на будущее.
Также обратим внимание на то, что было опубликовано на страницах нашего издания:
На экспортные ниши для МСП в программе был сделан отдельный акцент. Напомним, в китайской провинции Хэйлунцзян сосредоточены оптовики, скупающие российскую продукцию, которая далее отправляется в южные провинции. В 2025 году построен Международный торговый центр с шоу-румами, теплыми и холодными складами, который становится гарантом подлинности продукции, расходящейся дальше на полки китайских магазинов.
Разные моменты звучали, в том числе и успехи по концепции «Сделано в Хакасии», и по межсубъектовому сотрудничеству, но радует и то, что за многочисленными путями ещё раз четко было сказано, что наша республика — это недра, недра и ещё раз недра. Уголь, золотодобыча — наш фундамент, который надо укреплять ещё и развитием редкоземельных металлов.
Как итог, программа получилась концептуально широкая и насыщенная темами для размышления и проработки, поэтому рекомендуем её к просмотру. Хакасию надо строить всем вместе, понимая и пути движения, и проблемные сектора, это всегда ключ к развитию, которого хотят все, в какой бы сфере люди ни работали и какой идеологии бы ни придерживались.
Александр Рыков


