Ирина Слесарева размышляет о том, что происходит в туристической индустрии в Хакасии, и как эту индустрию развивать.
Чуть меньше года, как я стала интересоваться туристической темой. Но косвенно связана с ней уже почти 3 года. С тех пор как плотно занялась работой с мастерами-рукодельниками и ремесленниками.
В какой-то момент я поняла, что раскачать ремесленную тему без покупателей извне сложно. Наша республика слишком малочисленна и бедна, чтобы обеспечить достаточный спрос для развития ремесленничества и роста предпринимателей из рукодельников.
Да, есть альтернатива – ездить по крупным городам и фестивалям. Все мастера и ремесленники Хакасии ждут «Мир Сибири». Они целый год готовятся к этому фестивалю. Также ездят в Красноярск на День города, Томск на Праздник Топора, кто-то осмеливается уезжать и дальше. Но логистика, проживание и стоимость участия значительно снижает доходность. Да и не каждая мастерица готова уехать на неделю или больше. Ведь среди мастеров большое количество мам в декрете, с малышами, пенсионеров.
Так что, глядя на всю эту ситуацию, я постепенно пришла к выводу, что нам в Хакасии нужно, чтобы люди ехали и привозили деньги, и тратили их у нас в республике.
И, ратуя за развитие туризма, я прежде всего думаю об увеличении спроса на продукцию местных мастеров. Очень хочется, чтобы они перешли от производства «на коленке» к созданию небольших мастерских, предприятий. То есть от нанобизнеса, да к тому же «серого», к легальному микро- или малому бизнесу.
Вот такая предыстория, какое отношение я имею к индустрии гостеприимства.
В этом году было много событий и мероприятий, так или иначе связанных с темой туризма в Хакасии. На одном из них совсем недавно мне довелось побывать.
В начале августа я была приглашена уполномоченным по защите предпринимателей Василием Владимировичем Кудашкиным на собрание по поводу развития внутреннего туризма в Хакасии.
На встрече были представители бизнеса и общественности, заинтересованные в развитии туризма как отрасли экономики. На собрании были представители разных сфер, связанных с туристической индустрией: организаторы туристических групп, руководители мест размещения туристов, изготовители и продавцы сувенирной продукции, специалисты по информационным технологиям и те, кто делает пребывание в нашей Республике вкусным и интересным. Принцип подбора участников был непонятен. Поэтому некоторые предприниматели, узнавшие о прошедшей встрече, недоумевали, почему их не пригласили. Но я так понимаю, пригласили самых «буйных» в хорошем смысле этого слова.
Встреча была для знакомства предпринимательского сообщества, создания и развития туристической дестинации на территории Республики Хакасия.
Было интересно и полезно со многими познакомиться. Контакты, несомненно, очень важны. По ходу встречи возникло даже несколько договоренностей на будущее сотрудничество.
Особенно ярким было выступление Светланы Анатольевны Пискуновой, менеджера гостиничного комплекса “Кедр” в г. Абаза. Она поделилась своими наработками и опытом создания туристической дестинации в Абазе, проблемами с которыми приходится сталкиваться при совместной работе, способами их решения.
Очень хотелось увидеть действия по объединению, или хотя бы заинтересованность со стороны предпринимателей, которые напрямую связанны с туризмом. Но пока, кроме создания чата в Телеграме, дело не пошло. Видимо, все в работе, пока разгар туристического сезона…
Но недавно в нашей республике была реверсная бизнес-миссия делегации из Словении, организованная Ассоциацией КФХ и АПК Сибири и региональным экспортным центром Фонда развития Хакасии. И она как раз показала всю цепочку задействованных в индустрии гостеприимства, всех заинтересованных лиц. Хотя замечу, что бизнес-миссия касалась экспортного потенциала малого и среднего бизнеса Хакасии.
И это снова натолкнуло меня на мысль, которую пытаются донести до власти республики Татьяна Юрьевна Ковалева и Иван Юрьевич Кукарцев как минимум с начала этого года. Это проведение стратегического мероприятия типа Форсайта или Хакатона по созданию туристического бренда Республики Хакасия. Но пока неудачно. Руководство республики было не заинтересовано в развитии туризма как отрасли экономики.
Поэтому практически только в Хакасии туризм это не бизнес, а часть культуры. А культура деньги потребляет, а не зарабатывает. Вот и подход к туризму такой же потребительский. Нет расчетов, нет проектов, нет полной картинки, что, где и как работает. События текущего года показали не раз, как стремительно мы отстаем от соседей в этом вопросе.
А в то же время предприниматели из соседних регионов строят у нас в республике базы, гостиницы и эксплуатируют природу, не наполняя бюджета Хакасии.
Спросите, зачем нужно это непонятное и, как многие считают, ненужное мероприятие по созданию бренда Хакасии? Как раз для того чтобы объединить всех участников индустрии гостеприимства, чтобы каждый нашел себе место под солнцем.
Светлана Анатольевна Пискунова на встрече упомянула, что они в Абазе посчитали и переписали все имеющиеся ресурсы в плане размещения, развлечения, обеспечения питанием и прочее. Это замечательно – знать свои ресурсы. Но предприниматели зачастую не понимают, чего от них хотят, зачем им соответствовать каким-то требованиям, делиться частью дохода за то, что кто-то дополнительно привлек к нему клиентов и т.д.
Вот этот вопрос как раз и решает бренд республики.
«Бренд территории – это уникальный эмоционально-позитивный образ, обусловленный природными, историческими, производственными, социально-культурными и др. особенностями территории, ставший широко известным общественности».
Бренд – это картинка идеального будущего, система, в которой найдется место каждому участнику индустрии гостеприимства. Надо будет только встроиться в эту систему. И сразу станет понятно, почему именно такие условия и требования.
И в создании бренда участвуют не чиновники, а специалисты в областях, связанных с этим самым брендом: историки, культурологи, представители туриндустрии, ИТ-специалисты, маркетологи, дизайнеры, экономисты.
На школе модераторов под руководством Ковалёвой Татьяны Юрьевны мы в тестовом режиме проводили такую мини-сессию. И мы, люди, фактически потребители этого бренда, а не специалисты, сделали свою картинку. Эта картинка получилась настолько яркой и реальной, что многие из нас уже в своей работе используют её. Возникает чувство ответственности за будущее республики не в каком-то одном, а в каждом элементе. Мышление и картина мира меняется, и свои действия ты сверяешь с этой картинкой.
В результате работы профессионалов бренд может быть совсем другой, но всё равно это будет достаточно высокая планка, но реально достижимая. Потому что бренд разрабатывается не просто “лишь бы был”. Бренд это общий образ. И он обрастает подробностями, какая нужна инфраструктура, потребности в ресурсах, какие проблемы решаются, а какие возникают и как их разрешить. Под этот образ создаются новые проекты и подтягиваются уже существующие бизнесы.
И когда из Москвы приходит запрос о проектах в сфере туризма, или приходит инвестор, всё уже есть. Не нужно истерить и хлопать глазами, что мало времени, что всё так сложно. Надо только правильно табличку заполнить или предоставить проект инвестору.
То есть в бренде республики должны быть заинтересованы все. И чиновники, и бизнес, и учреждения культуры, и население. Только вместе мы можем сделать нашу любимую Хакасию процветающей.
Поэтому предлагаю неравнодушным на досуге подумать о будущем Хакасии. Заинтересованные, подключайтесь.
Ирина Слесарева
Бренд, или брэнд (англ. brand [brænd] «клеймо») — комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. Ментальная оболочка продукта или услуги. Коллективный труд. А дирижера как не было так и нет.