В 2023 году президент России Владимир Путин поручил рассмотреть создание Центрально-Евразийского транспортного коридора. В 2024 году президент Монголии подтвердил заинтересованность в развитии российско-монгольско-китайского транспортного коридора через Туву. Какие возможности открываются перед соседями Хакасии — рассуждает политический аналитик Андрей Шалимов.
***
В России последние три года открыли глаза на дефицит альтернативных трансграничных транспортных коридоров на Востоке страны. При наличии огромной по протяженности границы с Монголией и Китаем доставка грузов из/в Поднебесную и Юго-Восточную Азию часто осуществлялась через транспортно-логистические центры Западной части России.
Например, у нас до сих пор есть регионы-транспортные тупики: трассы федерального значения (обычно узкие двухполосные, но асфальтированные и более-менее отремонтированные) из других регионов России туда заходят, а до границы с соседними странами проложены только региональные дороги, которые эксплуатируются в условиях перманентного недофинансирования (участки с полугравийкой-полуасфальтом, ямочным ремонтом, значительными сужениями и т.д.).
Аналогично из-за прихода к власти в США Д. Трампа, который и во время прошлого своего срока развязывал с китайцами торговые войны и вводил пошлины против их товаров, Китай будет вынужден (как и Россия под санкционным давлением) еще больше расширять торговое партнерство с другими странами, включая ближайших соседей, что, соответственно, потребует развития новых и перспективных логистических и транспортных проектов.
С апреля 2022 г. губернатор Тувы Владислав Ховалыг и правительство республики озаботились масштабным транспортным мегапроектом создания Центрально-Евразийского трансграничного транспортного коридора через этот регион, который должен включать в себя:
1) Автодорогу «Тува–Монголия–Западный Китай». Прежде всего, через многосторонний международный пункт пропуска Хандагайты (его реконструкция закончится в этом году) со стороны России и Боршоо со стороны Монголии (его соседи осовременили еще весной 2024 г.). Потребуются также инвестиции в расширение и обслуживание дорог, в т.ч. от заходящих в регион с индустриальными и добывающими проектами госкомпаний и корпораций. Эта автодорога позволит сократить расстояния до крупных логистических центров Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск) до 500 км и, соответственно, уменьшить расходы по транспортировке до 25%.
2) Реанимацию проекта железной дороги, но не в формате В Туву, а в формате ЧЕРЕЗ Туву. Надо понимать, что короткий, но дорогостоящий вариант Курагино-Кызыл с горными туннелями в таком случае перестает быть единственным. Возможно более длинный, но менее затратный вариант Абаза–Ак-Довурак–Кызыл с продолжением по северному (в Цаган Толгой–Арц сурь–Овот–Эрденет–Салхит–Замын Уде–Эрлянь–Уланчаб–Чжанцзякоу–Пекин–Тяньцзянь) и Западному (в Цаган Толгой–Арц сурь–Кобдо–Такешкен–район Хами–Чанцзи–Хуэйский автономный округ–Урумчи) направлениями окажется в случае привлечения иностранных соинвесторов в проект более приемлемым.
3) Возможный водный маршрут «Северный морской путь–Енисей–Монголия–Китай». Перевалка грузов возможна в Красноярске и Лесосибирске, но и ГЭС на Енисее оснащены уникальными судоподъемниками, которые в последние 30-35 лет используются далеко от своей проектной мощности.
Проект международного транспортного коридора по предложению главы Тува Владислава Ховалыга включен в новую Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2035 г. Разработкой технико-экономического обоснования и поиском партнеров для реализации проекта занимается Центр стратегических разработок, председателем совета которого является министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Для Тувы роль окна в Азию — это новый рубежный этап, шанс на преодоление экономического отставания от других регионов страны. Руководство региона пытается обернуть выгодную конъюнктуру разворота России на Восток в свою пользу. Например, налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от реализации этого проекта до 2048 г. возрастут в 3,8 раза.
Для Тувы еще важно понимать, что мало построить сами дороги, очень важна инфраструктура и событийность вокруг них: строительство складских распределительных центров, туристические объекты (гостиницы, кафе и т.д.), фестивали и прочие мероприятия, привлекающие в регион гостей, инвесторов и даже новых жителей.
Андрей Шалимов