В начале рабочего года отрадно видеть депутатов Верховного Совета, которые выходят в публичное пространство с освещением значимых для республики тем. Сегодня предлагаем вам позицию члена фракции «Единая Россия» в законодательном собрании республики, руководителя комитета по самоуправлению Романа Челтыгмашева по вопросу создания муниципальных округов, то есть ликвидации уровня самоуправления сельских поселений, укрепления вертикали власти, большей её централизации. Рано или поздно это ожидает Хакасию, потому как Закон о публичной власти на федеральном уровне давно прошел разного рода одобрения, но откладывается в масштабной реализации. Как специалисту в области самоуправления, мы задали вопрос главе комитета Верховного Совета:
— Уважаемый Роман Абрекович, Закон о публичной власти обсуждается уже несколько лет, но его реализацию раз за разом откладывают. Хотя, по практике нашей страны, если курс намечен, то он практически неизбежен, вопрос лишь времени. Как на ваш взгляд, может, не стоит ждать, а заранее подготовиться? К примеру, Ширинский район несколько лет назад пробовал создать муниципальный округ, но замысел не осуществился, некоторые сельские поселения жестко встали против. Но не исключено, что сам по себе проект был актуален, а не воплотился в силу персонализированности, отношения глав поселений к главе района того времени Сергею Зайцеву, который очень своеобразно понимал как общий районный бюджет, так и принципы сотрудничества. Может, сейчас, в 2025 году для реализации таких проектов, как создание муниципальных округов, более благоприятная ситуация? Ваше мнение, как профессионала в сфере самоуправления и муниципальных аспектов, может, кто-то готов стать застрельщиком? К примеру, Аскизский или Усть-Абаканский район, к которым вы как депутат имеете прямое отношение?
— Добрый день. Вопрос действительно интересный, сложный. Попробую кратко свое мнение изложить. Действительно, в 2021 году такая попытка была. В 2020 году у нас появилась такая возможность, в федеральном законе появилось понятие муниципальный округ.
Тогда же появилось и мнение, что да, создание муниципального округа будет выгодно. Я считаю, что с 2020 года ситуация кардинально не поменялась, что создание муниципальных округов будет целесообразно для республики. Но, конечно же, есть сложности.
Почему уже 3 года идет принятие данного федерального закона? Причина в том, что страна большая, очень много регионов, и в регионах ситуация разная. Есть регионы, у которых большой ресурс, хорошее финансирование, и там эта система работает. А в Хакасии, к сожалению, по-другому. Банально, но у второго уровня управления, то есть у сельских, городских поселений просто не хватает финансов, своей доходной налоговой базы для того, чтобы закрывать свои расходные потребности. У нас всего лишь несколько муниципалитетов на уровне поселений, которые самодостаточны. Это в первую очередь те населенные пункты, где так сложилось, что на их территории находятся крупные промышленники. К примеру, Аршаново, рядом с которым несколько разрезов. Есть серьезный бизнес, который платит хорошие земельные налоги, а это в свою очередь основной налог в пополнении бюджетов сел.
Тем не менее уверен, что для Хакасии идея создания муниципальных округов — правильная. Другое дело, что без четкой территориальной политики правительства Хакасии, которая была бы целенаправленно направлена на переход на одноуровневую систему, на муниципальные округа, ничего не получится. То есть у нас в первую очередь правительство должно постараться, потому что действительно в наших реалиях это оптимизация наших расходов.
Но это должно быть четко и грамотно. Должна создаться какая-то программа, должна быть какая-то дорожная карта. Просчитать и действительно показать людям, что будет такая-то эффективность. И это надо просто делать. Само собой, без Верховного Совета это не обойдется. Поддержка должна быть как от правительства, так и от Верховного Совета в этом плане.
К сожалению, пока я не вижу, чтобы предпринимались какие-то попытки к переходу на одноуровневую систему.
Что касается того, кто может быть застрельщиком. Сложно сказать, потому что, на на мой взгляд, ни Аскизский, ни Усть-Абаканский район пока не готовы. Если это и делать, то это, наверное, надо делать с районами поменьше. Может быть, Бейский, Боградский или Орджоникидзевский район, где население поменьше, где муниципалитетов поменьше. Опробовать там и потом уже показать, что это действительно работает, эффективность возросла как госуправления, так и муниципального управления, а потом уже эту практику доводить до других районов.
Можно, конечно же, посмотреть и на практику наших соседей в других субъектах, где уже сделали это. Но это будет не совсем верное сравнение, потому что у них ситуация все равно в чем-то отличается от Хакасии. Есть свои нюансы. Поэтому надо начинать это делать, планомерно, планово. Поставить цель, потому что в разговорах-то мы с правительством это уже несколько лет назад поднимали, и, вроде бы, и на уровне главы региона, и на уровне заместителя поддержка есть. Но когда доходит до конкретных шагов по реализации этой идеи, к сожалению, ничего пока не предпринимается.
Надо начинать с маленьких районов и показать эффективность, что это действительно работает, и потом уже понемногу перенести на всю республику.
Интересно, у других регионов это реально работает?
А как быть с теми районами, где и так вечно не хватает денег?
Всё здорово, но сколько времени уйдет на такие реформы?
будут ещё сто лет реализовывать, боятся в стране будоражить сотни тысяч чиновников которые потеряют работу
Маленькие районы предложили, потому что там сопротивления меньше? Очевидно же.