Александр Мяхар. Фото А.Колбасова

Давно не предоставлял свой целостный взгляд на происходящее в нашей республике, хотя такие запросы от общественности периодически поступают. На протяжении двух лет я был в тесных взаимоотношениях с системой государственной власти. При этом я посмотрел на власть в разных её идеологических аспектах, и теперь есть что с чем сравнить.

Что было? Было тяжело, но с просветами.

Думаю, что именно так можно охарактеризовать завершающий этап руководства В.М. Зимина. В 2017 году уже стало очевидно, что экономика республики находится в очень печальном положении. Учитывая стагнацию экономики общероссийского характера, необходимы были кардинальные изменения во всей экономической республиканской структуре. Виктору Михайловичу это давалось тяжело, так как, надо отдать ему должное, он был профессионалом в освоении выделяемых федеральных средств и по большей части занимался этим, не обращая внимания на структурный кризис. Сделаю здесь оговорку, что в этом контексте термин «освоение» имеет положительную окраску. Я напомню, структура республиканского бюджета такова, что практически каждый четвертый рубль (вставка по видам поступлений) – это федеральные деньги в виде безвозвратных платежей. Возьмём к примеру показатель 2017 года, чтобы не учитывать платёж Худайнатова, который отразился на бюджете 2018 года.

Бюджет состоит из трёх основных разделов: доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета. Виды доходов: налоги, пошлины, штрафы, арендные платежи, субсидии, акцизы, платежи за пользование ресурсами, доходы от продажи активов. Главные статьи доходов: налог на прибыль 5,56 млрд руб., НДФЛ – 4,9 млрд руб., налог на имущество – 2,8 млрд руб., акцизы – 2,7 млрд руб., УСН – 791 млн руб., налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 709 млн руб. (из них 393 млн руб. – налог на добычу угля), госпошлина – 69 млн руб., доходы от имущества – 38 млн руб., платежи за пользование природными ресурсами – 98 млн руб., штрафы – 213 млн руб., БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ – 5,95 млрд руб. Принципиально доходы делятся на собственные доходы (18 млрд руб. в 2017) и БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ (из федерального бюджета) – 5,95 млрд руб. в 2017 году. Итого: каждый четвертый рубль доходов в 2017 году – федеральные деньги. Эта пропорция немного была увеличена в 2018 году, а как будет в текущем, пока не известно.

И уж чего действительно нельзя отнять в период Зимина – это стройки, которые велись по всей республике во многом за счёт этих денег. Если кто-то думает, что эти деньги предназначаются нам как само собой разумеющееся, то глубоко ошибается. Эти деньги необходимо «выбивать», отстаивать право на них и в этом же контексте осваивать, защищая проекты различного уровня и в разных ведомствах. В этом отношении просвет был в том, что в 2018 году республика добилась замечательного баланса в реализации национальных проектов. Из ста рублей, заложенных на реализацию национального проекта, республика должна была вкладывать 1 рубль, а федерация 99. Это и есть первый просвет, который мог бы быть в нашей экономике.

Но защитить такую пропорцию –это опять же одно дело, совсем другое – её реализовать. 2019 год показывает практически полную несостоятельность в реализации республиканских возможностей, но об этом позже. На мой взгляд, уже в начале 2018 года и В.М. Зимин и министр экономического развития Т.В. Пауль стали отчетливо понимать, что за счёт крупного бизнеса наша экономика не справится, и постоянные авансовые платежи, о которых можно предполагать – тому подтверждение.

Авансовые платежи, но в тоже время и возможная бюджетная «дыра» составляют на сегодня по разным оценкам от 3 до 5,5 млрд рублей. Вот одна из версий: с одной стороны, прибыль по каждому предприятию не возьмёшь, так как это коммерческая тайна, но есть статистика, в которой есть пункт – прибыль прибыльных предприятий:

2016 год: 18,5 млрд – ставка налога 18% итого, по идее, налог на прибыль должен составлять 3,3 млрд, а пришло в бюджет 4,2 млрд, то есть 1 млрд не отходит, если говорить бухгалтерским термином.

2017 год: падение 16 млрд *18%, следовательно, должно поступить 2,9 млрд, а почти пришло 5,6 млрд, то есть 2,7 млрд не отходит. Итого 3,7 млрд уже за 16-17 год возможные авансовые платежи.

2018 год: примерно 18-19 млрд, то есть ожидаемый налог в бюджет с учётом ставки 17% (ставка изменена) должен был составлять 3, максимум 4 млрд, а пришло только на сентябрь 2018 года 5,6 млрд. Таким образом, есть нестыковка 1,5-2 млрд. Итого за 3 года в районе 5 млрд рублей авансовых платежей, которые являются потенциальной дырой в бюджете. По этой аналитике видно, что чистых налоговых поступлений от бизнеса всегда не хватало.

В этом состоянии на авансцене политической и экономической жизни республики появился ещё один «просвет». На весенней встрече с «представителями бизнес-сообществ» (тогда ещё была порочная практика собрать 10 человек и потом заявить: «мы посовещались с бизнесом») обозначился ещё один просвет, заключающийся в том, что Виктор Михайлович решил всё-таки обратить пристальное внимание на малый и микробизнес. Не просто обратить, а структурно подойти к этому вопросу. Со стороны главы республики была высказана резкая критика в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей: «Мы с вами практически не видимся», – сказал в адрес уполномоченного глава республики. Но самое главное в том, что на этой встрече были приняты три принципиальные концепции:

  1. Изменить работу комитета по государственным закупкам в сторону выстраивания преференций для республиканского бизнеса.
  2. Начать широкий диалог с бизнесом, делая ставку на реальный сектор, а не на «сообщества». Началом этой концепции был проведенный бизнес форум на Гладенькой. Уверен, что такой формат проведения, который обеспечила Т.В. Пауль, ещё долго будет не по плечу нынешней власти, в том числе и Фонду развития во главе с её бывшим мужем, который вообще рискует провалить не только республиканские но и федеральные проекты в сфере бизнеса.
  3. Создать структуру Заместителя Главы по развитию бизнеса. Именно эта структура могла принципиально изменить подход к развитию микро- и малого бизнеса.

Почему я подробно останавливаюсь на малом и микробизнесе? Потому что именно в этом секторе кроется будущее республики. Ещё раз напомню формирование бюджета. Крупные поставщики не приносят много дохода в бюджет (общий налог на прибыль, не разделяя крупный и малый бизнес, плюс налог на добычу полезных ископаемых – примерно 1/5 всего бюджета), и их горизонтальное расширение несёт в себе угрозу для экологии Хакасии. При этом, даже несмотря на их авансовые платежи, дыра в бюджете остаётся значительная, практически в 1/3 всего бюджета. Поэтому помимо избитых выражений о создании новых рабочих мест малым бизнесом, развитие малого и микробизнеса – это реальные деньги в бюджет.

Итак. Было плохо, но с просветами. Что есть.

Я очень переживаю, чтобы слово «есть» не превратилось в Хакасии из существительного в глагол со знаком вопроса. К сожалению, всё, что было плохого, осталось и только усугубляется. В малом и микробизнесе просвета нет и подтверждение мы видим благодаря статистике каждый квартал – бизнес из региона уходит и закрывается.

В этих условиях нынешняя власть не в состоянии, даже с точки зрения кадров, подойти к решению этого вопроса. У исполнительной власти сейчас просто нет влияния практически ни на что. У законодательной власти сильны скрепы и она находится в состоянии защиты интересов только узкой группы лиц. История с выборами бизнес-омбудсмена явный тому пример. Абсолютный абсурд в условиях резкого сокращения бизнеса в регионе поддерживать мнимые бизнес-сообщества, которые по факту ничего для бизнеса на протяжении нескольких лет не делают, и в их волеизъявление оставить всё как есть в этом секторе. Но экономика будет этим решениям судья.

Что есть? Есть условия управленческого хаоса. Я реально видел уровень решения вопросов и проблем, которые можно охарактеризовать выражением «бег по кругу». Создать рабочую группу, бесконечное число совещаний, принять к сведению и т.д. – это и есть формат «работы» нынешней власти. Никто, абсолютно никто не берёт на себя ответственность ни за что.

А расплачиваемся за этот хаос мы с вами. Приведу лишь один пример кадровой политики. Министром сельского хозяйства Валентин Коновалов решил назначить Сергея Труфанова. Да-да, того самого, который пару лет назад уже возглавлял Минсельхоз и был со скандалом отправлен в отставку. История была громкая, публикаций в СМИ десятки: в разгар зимы два района республики остались без кормов для скота. Ситуация тогда сложилась настолько критическая, что был риск массового падежа скота. Пришлось экстренно выделять миллионы из резервного фонда республики и втридорога закупать корма у соседних регионов. Когда стали разбираться, почему так получилось, выяснилось, что Сергей Труфанов неправильно рассчитал необходимый на зиму объем кормов и вместо того, чтобы закупить недостающие объемы сена, наоборот, продал, как он думал, излишки. За эту некомпетентность Виктор Зимин и лишил Труфанова кресла министра.

Этот человек приходит на работу и говорит, что перспектива сельского хозяйства не фермерстве, а в государственных агрохолдингах. Что по факту? По факту агрохолдингов – ни государственных, ни частных – не появилось, а количество фермеров сократилось. Сокращение фермеров ведет к сокращению урожая и уменьшению количества скота. Уже многие СМИ по новостям говорят, что продукты осенью и зимой в республике подорожают, в том числе те, которые производят на территории республики: картофель, мясо, молоко. Мы с вами будем платить реальным рублём за кадровые решения и управленческую политику.

И это только цветочки: Павленко, Харисов, Булдаков, Арехов, Тиронов, Курлаев – список управленцев, чья квалификация вызывает, мягко сказать, недоумение, огромен. На мой взгляд, на 80% хоть сегодня можно делать ротацию в кабинете министров и их замов. Знаю, что очень много денег мы не получим, так как банально не защищаем проекты по федеральной ветке из-за того, что где-то не хватает компетентности а где-то управленческой ответственности.

История с радиологическим корпусом, когда министр строительства Илья Кононенко мог провалить его постройку. Кононенко в результате уволили, но я напомню, что ещё зимой Юрий Афонин ставил Кононеко в пример, как одного из самых сильных министров, который прошёл этапы согласования в Москве. Возможно, эти этапы согласования основываются не на подходе профпригодности, а на каких-либо других параметрах. Возможно, специально разыгрывается сценарий подбора Правительства по параметрам абсолютной непригодности, чтобы потом, по формату Зимина, это правительство распустить, объявить конкурс на формирования нового кабмина и ещё полгода-год продержаться у власти. Об этом можно догадываться, но время расставит точки над и.

То, что есть сейчас подходит под определение – всё очень плохо и без просветов.

Плохо и в экономике и в политике. В экономике мы падаем всё глубже: 4,9 млрд дефицит бюджета, который так и не восполнен, и как я понимаю, нет даже работы в этом направлении; 5,5 млрд авансовых платежей от крупного бизнеса, которые лежат в бюджете, также могут сыграть свою роль – угольная промышленность переживает сильнейший кризис из-за падения мировых цен практически в два раза и уменьшения лимита вывоза по ж/д из республики. В любой момент угольщики могут перестать платить налоги, ставя к учёту авансовые платежи. Мы можем получить финансовый коллапс, так как формирование практически половины бюджета республики встанет под большой вопрос, хотя на самом деле уже этот вопрос стоит, но он умалчивается властью.

В политической и общественной сфере явный раскол, отголоски которого будут ещё не менее пяти лет. Было плохо и с просветам, а сейчас плохо и без просветов.

Подошли к тому, что будет. К сожалению, в той ситуации, которую мы наблюдаем сейчас, будет только хуже. Судите сами, жители Черногорска, второго по значимости города в республике готовы выйти на митинг из-за несостоятельности властей, которые не могут дать им горячую воду. Даже если Коновалов в скором времени уйдёт, а я абсолютно уверен, что он не отработает (хотя правильнее было бы сказать «отсидит») и трети своего срока, образовавшаяся яма в экономике не будет «засыпана» быстро. Конечно, врио может привезти с собой «в котомке» из федерального центра несколько миллиардов, но это не решит вопросы общей экономической структуры республики. Одна по себе ротация управленческих кадров ничего не даёт, кроме пиара.

В исполнительной власти необходима новая структура, которая будет заниматься не только распределением, но и пополнением бюджета.

Система самоуправления тоже грузная. На мой взгляд, необходимо использовать идею, которую мне подсказал Дмитрий Буреев и которую я включал в свою программу на выборах главы республики: Республику необходимо условно поделить на три крупных межрайонных объединения.

  1. Южный союз: Саяногорск, Абаза, Бейский, Аскизский и Таштыпский район.
  2. Северный Союз: Орджоникидзевский, Ширинский, Боградский районы, Сорск.
  3. Центральный Союз: Абакан, Черногорск, Алтайский и Усть-Абаканский районы.

Все управленческие действия можно выполнять с пониманием результата в целом по отдельным межрегиональным объединениям, при этом сокращая численность чиновников администраций муниципалитетов.

Законодательный орган обязательно должен быть сокращен. Никаких депутатов, прошедших по партийным спискам, – только по одномандатным округам. При этом количество округов, а соответственно и депутатов уменьшить до 15. Это даст возможность ротации и оптимизации власти. При всём уважении к региональному парламенту, некоторым персонам, и спикеру В.Н. Штыгашеву в первую очередь, пора уже на отдых. К сожалению, последние годы показывают, что не совсем заслуженный отдых, учитывая экономическое состояние республики. Хотя я думаю, что это нереализуемо в ближайшие годы, так как властные скрепы будут сильно сопротивляться этому процессу.

К бизнесу необходимо не просто усиленное внимание, необходимо создание принципиально нового подхода в работе с ним. Я бы ввел структуру Заместителя Главы республики по развитию бизнеса.

Идей и готовых рецептов выхода из кризиса предостаточно. Всегда встаёт банальный вопрос, кто будет их реализовывать.

При республиканской власти образца 2019 года будет в целом очень тяжело, но могу точно сказать, что нас ждут изменения минимум в исполнительной власти. Дефицит бюджета она преодолеть не сможет. Начнётся не только подорожание продуктов и увеличение безработицы в связи с уходом бизнеса из региона, но и перебои в выплатах заработной платы. Если Президент не примет волевое решение, то не исключено, что мы станем свидетелями референдума по выражению недоверия главе республики. Но, опять же, это лишь не исключено, в большей степени такой вариант маловероятен, так как у нас ещё нет сильного гражданского общества.

КПРФ не коммунисты, я уже убедился в этом, они не будут заботиться об экономике, их в первую очередь заботит их репутация. Если взять за основу образ шахматной партии, то КПРФовцы понимают, что им не победить, но их главная задача сейчас – создать патовую ситуацию, при которой поражение равно ничьей. Именно поэтому КПРФ уйдёт отсюда сама до выборов в Государственную Думу, обвинив в своих провалах кого угодно, но не себя.

Выборы в Государственную Думу 2021 года будут иметь колоссальное значение, так как они будут преамбулой либо к смене Конституции и продления президентского срока Владимира Путина, либо преамбулой к новым выборам Президента в рамках действующей Конституции. Трагизм патовой ситуации в том, что на поле соперника, идущего к пату, кроме него самого нет никаких других фигур. В этом смысле республиканское управление сейчас не обращает внимания на состояние экономики республики. Так или иначе, выборы ГД и любая федеральная повестка для КПРФ куда важнее, чем наш регион, и они уйдут сами с «гордо» поднятой головой и ещё более разрушенной экономикой, чем была до них.

Александр Мяхар

Подписаться
Уведомление о

2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Катерина
5 лет назад

А мы сидим на берегу и смотрим как это овно КПРФ течёт и течёт, размывая, разъедая и уничтожая Хакасию?

Анатолий
5 лет назад

Все верно! Эксперимент в Хакасии накрывается медным тазом. Господин-товарищ Афонин скоро прекратит свои вояжи. Ибо БЕСТОЛКУ, да и в фигуранты можно попасть с лишением депутатской неприкосновенности. Уверен, что где-то у кого-то папка пухнет с материалами.