Кандидат исторических наук Станислав Угдыжеков рассказал, как культурное наследие не просто Хакасии, а мирового уровня, связанное с именем археолога Владимира Федоровича Капелько, в 90-х путем махинаций было вывезено за границу,
***
Геннадий Тептин посвятил Владимиру Капелько свои стихи:
…Мольберт и краски—благодать!
И черствый хлеб в пастушьей сумке,
Но так хотелось разгадать
На скалах древние рисунки.
Я перед тем упал бы ниц,
Кто в душу бросил мне беспечно
Чертеж летящих колесниц
В немыслимую даль и вечность.
Но, будь я трижды сердцем чист,
Мой саркофаг зароют в яме,
Никто не расшифрует лист,
Насквозь изгрызенный червями.
Мы помним, что совет министров Республики Хакасия любил «смелые и взрывные» решения т. Смирнова – экс-главы регионального кабмина. Он и векселя международные под залог недр Хакасии размещал за рубежом. И от единственного в мире научного учреждения хакасоведческого в лице ХакНИИЯЛИ избавлялся. И вот в 1994 году креативные власти самостийной Хакасии пропустили новую «аферу века», передав чудом спасенное героическими подвижниками наследие будущих поколений в… никуда. И оценено оно, по одной из версий, было в фантастическую сумму для того и любого другого времени – 13131300000 — тринадцать миллиардов сто тридцать один миллион триста тысяч долларов США! Более трезвые оценки говорят «всего лишь» о 80 млн долларов.
Из соцсетей я недавно узнал про скорое открытие мемориальной доски на доме, в котором жил замечательный художник Владимир Капелько (Капеля), и унесся воспоминаниями к общению с ним и его супругой – археологом Э.А. Севостьяновой. Союз этих людей был чрезвычайно плодотворен для их творческой судьбы и для будущего Хакасии. Потому что эти люди сохранили, вырвали из рук энтропии потрясающее наследие древней истории искусства. В этом подвижничестве часто важны и личность, а порой и чистая случайность (она же божий промысел). В дневниках могущественного помощника генеральных секретарей СССР Черняева я встретил упоминание, как к нему прорвалась археолог Дэвлет. И ей удалось достучаться до этого сановника, благо он был тонким человеком и оставил потрясающе откровенные хроники падения советской империи. Дэвлет спасала петроглифы Енисея. Были поддержаны на уровне Советского государства инициативы археологического сообщества изучить максимум затопляемых водохранилищами Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС многовековых рисунков на скалах. Начались «спасательные» работы. А у нас в Хакасии огромную роль в этом сыграл Капелько.
Он изобрел уникальный метод перенесения контура и даже отчасти объема рисунка с камня на микалентную бумагу. Эта попытка получения своего рода трехмерных копий утрачиваемых навсегда памятников истории и культуры удалась. Отныне только эстампажи Капелько позволяли заглянуть в навсегда утраченный мир идей давно ушедших времён. Можно было вздохнуть удовлетворённо – все спасено. Но как у Герберта Уэллса: «А между тем через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом, превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно вырабатывали свои враждебные нам планы».
Коллекцию заполучил в свое распоряжение такой вот умный и расчетливый делец с тремя «ходками», узнавший, что на произведениях искусства можно сделать состояние. Цепочка аферы начала раскручиваться с обещания Капеле представить его картины западной публике. Потом – заклад их в банк и последующее «дарение» совету министров РХ, потом передача Госкомимуществу Хакасии, «доукомплектование» из фонда местного музея коллекции теми самыми эстампажами петроглифов. Про это проведены журналистские расследования и архивные изыскания, сняты документальные фильмы, опубликованы статьи в ведущих газетах. Остается только поражаться ловкости, с которой «меценат» то получал справки о об отсутствии художественной ценности (для таможни), то заключение искусствоведов Эрмитажа о многомиллионной рыночной цене (для заклада). Наконец, как удалось вывезти объемистую коллекцию контрабандой во Францию под видом «художественных обоев»?
Молодому читателю трудно, наверное, понять как все это связано с реалиями «святых 90-х»: расцветом фонда «Возрождение котловины», получением кредита под залог у консорциума западных банков, лопнувшим крупнейшим банком страны. А вот надо перенимать опыт старших товарищей по принятию смелых и прорывных решений. Даже хладнокровным банкирам, наверное, кровь приливала к лицу, когда они читали такой вот документ: «…Ознакомившись с коллекцией эстампажей петроглифов Южной Сибири, выполненной художником В. Ф. Капелько, экспертная комиссия назначает её стоимость в размере 13131300000 — тринадцать миллиардов сто тридцать один миллион триста тысяч долларов США, и считает, что по своей научной, художественней и историко-культурной ценности она безусловно соответствует требованиям пункта 1 Указа Президента РФ от 30.11.92 № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и должна по праву получить статус особо ценного объекта культурного наследия. Настоящая коллекция передана в дар республике Хакасия от имени Фонда «Анастас Глоб Интеллектум» 11.10.1993 г.». Так вот был оценен труд жизни скромного сибирского художника – что там ваш Ван Гог или Моне!
В общем, все пошло как обычно в нашем богоспасаемом отечестве – пристроивший контрабандно коллекцию археологического наследия Хакасии ездил на Mercedes-Benz S-Класс 600 (единственном в Абакане), а создатель ее наслаждался покоем и творчеством в таежной избушке. Может быть, не так плохо это все для него закончилось. Было множество примеров, когда деятели культуры становились жертвами махинаторов при более развитом инстинкте собственности.
Только в 2009 г. при проверке музейных фондов была обнаружена пропажа эстампажей и картин. Как и в случае с векселями совмина Хакасии по следу пошла ФСБ, которая установила, что часть ценной коллекции эстампажей, принадлежащая Владимиру Капелько и изначально предназначенная для хранения в Хакасском музее, была незаконно вывезена за рубеж путем контрабанды. Благодаря совместным оперативно-розыскным действиям УФСБ, Росохранкультуры и дипломатов, все произведения искусства, обладающие значительной научной и художественной ценностью, были обнаружены и добровольно переданы представителям МИДа России.
Пять крупных полотен, заложенных в одном из немецких банков в 1993 году, позже были обнаружены на временном хранении в Лондоне, в то время как более ста эстампажей, вывезенные за границу в декабре 1999 года, находились под ответственным хранением в Париже. Предполагается, что за эти годы произведения искусства выставлялись в частных галереях. Благодаря порядочным поступкам английского владельца и крупного ученого Бориса Шишло из Франции коллекция была возвращена. Судьба оставшихся семидесяти копий остается неизвестной.
Итак, можно сказать, что бесконтрольно утекшее за границу в частные руки общественное достояние не просто Хакасии, а мирового уровня, большей частью вернулось на родину. И эта история продолжает нам напоминать, что безразличие общества к своему культурному достоянию и опасно и невыгодно. А светлые люди своим творчеством спасают его и нас. Благодарю всех причастных к давно «пробиваемому» проекту мемориальной доски великому Владимиру Феофановичу Капелько.
Станислав Угдыжеков
Помню этих “смелых” новаторов: сама Мадам приходила в Хакниияли и уговаривала сотрудников, что соединение с универом только на бумаге. У Смирнова был ушлый зам, ныне почивший в бозе. Пробивался в главные начальники республики, а конкуренты , накануне выборов, по телевидению слили убойный компромат. Бдительные граждане сделали выводы. А сколько ещё “смелого” можно было бы наворотить ! Да в такой мощной компании, люди как на подбор- смелые, креативные, беспринципные, родину любящие лишь через свой карман.
Кто кроется за Мадам?
А чего же не назвать фамилию этого подлеца, этого Остапа Бендера, который вывез коллекцию за рубеж, а? И всех, кто ему в этом помогал?
В то время и бесценную коллекцию Ирины Картинлй-Карачаковой хотели заложить…. Много было мошеннических предприяттй
А это тема для книги, не находите, сюжет нового романа вашего супруга. Очень бы хотелось, чтобы имена негодяев озвучили.
Спасибо за этот материал! Между тем пробить установление доски было достаточно сложно. Спасибо тем, кто поддержал инициативу — Дмитрию Левченко, Алексею Лемину. И людям, кторорые собрали средства — 30 тысяч рублей, на её изготовление. Конечно Владимир Феофанович Капелько заслуживает большего. Между тем, со времени его смерти минуло 24 года, а память его в Хакасии так и не увековечена
Очень жаль, что забывают о людях, много сделавших для Хакасии. Особенно для культуры и истории. Да, есть памятники Катанову и Кызласову, но есть и Капелько, и другие известные учёные, художники, музыканты, актёры, которым даже не то, что бюст или памятник установить, на мемориальную доску нужно всем миром деньги собирать. А не пора ли новым школам улицам, скверам присваивать имена тех, кем мы гордимся, кто составил славу Хакасии, и некоторые уродливые архитектурные формы заменить памятными знаками в честь наших знаменитых земляков.
На самом деле, есть такое понятие ” культурный код” Есть так же люди, которых по полному праву называют ” Гений места”. Капелько –один из таких художников и новаторов. К сожалению, в Хакасии не уделяется никакого внимания памяти этих людей. Поэтому мы и остаёмся не републикой по большей мере, а просто территорией, которая славится только политическими сварами
Замечательный материал! Очень интересно!
Вот как получается, живёшь здесь много лет и родился здесь же, а первый раз слышишь про этого человека, как и саму фамилию. Простой то люд, рядовой житель и не знает про такого земляка.
Вот в этом и беда! Нужно помнить и знать людей, которые много сделали для республики, не только чиновников или спортсменов. политиков ещё.
Почему то в других регионах свято чтят память известных деятелей культуры и искусства, писателей, художников, учёных, даже в маленьких городах, даже в сёлах есть небольшие музеи, посвящённые знаменитым землякам, а в Хакасии практически забвение. Музей огромный, целый ХакНИИ работает, а молодёжь не знает, даже не слышала о тех людях, что работали на узнаваемость, популярность, привлекательность нашей области, а потом республики.
Не читаете местную газету “Хакасия”, поэтому и не знаете