ДомойПолитикаОлег Николаев – Александр Мяхар. Диалог в Пульсе

Олег Николаев – Александр Мяхар. Диалог в Пульсе

-

Текстовый вариант видеопрограммы. «Диалог в Пульсе» – новый формат программы, где нет ведущего и гостя, а есть полноценный диалог двух собеседников. Олег Николаев и Александр Мяхар обсудят эффективные пути развития действующего правительства РХ.

Мяхар: Олег Викентьевич, мы хорошо понимаем, что у действующего Правительства Хакасии не так все гладко. Давайте вместе попробуем найти точки отчета и предложения, которые помогут республике в развитии. Хотелось бы начать с предложения, которое озвучил Валентин Олегович в одном из эфиров телевидения «Абакан» – это проведение референдума.  Ведь одной из причин его победы, на мой взгляд, является движение к гражданскому обществу. Люди поверили в избирательную систему, а почему бы не пойти дальше и через 1–1,5 года не провести референдум о доверии главе и правительству Хакасии? Я считаю, что это станет одним из хороших стимулов для более эффективной работы? Какое ваше мнение на этот счет?

Николаев: Теоретически – это неплохая и интересная идея, но мне кажется, что они итак систематически будут проводить социологические срезы, чтобы понимать существует доверие со стороны общества или нет. Ведь проведение референдума – довольно затратная вещь для бюджета республики. Тем более когда повсюду говорят об оптимизации и экономии.

Мяхар: Когда его процессуально удобнее всего проводить?

Николаев: Референдум о доверии общества к главе Республики Хакасия можно проводить не ранее, чем через год его работы и не позднее, чем за год до окончания срока его полномочий. Он проводится через Избирательную комиссию с использованием бюджетных средств. Во всех остальных случаях, где речь идет об общественной инициативе, это скорее опросы. Потенциальные референдумы необходимо согласовать в Верховном Совете РХ. Кстати, хакасское региональное отделение Коммунистической партии РФ уже пыталось провести референдум о доверии к бывшему главе РХ Виктору Зимину. Но, на мой взгляд, юридически это было странно организовано, поскольку вопросы, которые они выносили для референдума, были сформированы провокационно, и Верховный Совет вполне законно дал отказ на его проведение.

Мяхар: Давайте поставим вопрос в другой специфической плоскости. Мы знаем, что в республике существует проблема с профессиональными  кадрами. К примеру, в одном из интервью Валентина Олеговича на РТС он сказал, что такой проблемы в Хакасии нет, озвучив при этом только одну фамилию – министра культуры РХ Леонида Ерёмина.

Николаев: Это, на мой взгляд, и есть показатель. Если бы Валентин Олегович был уверен, что в его команде все кадры высокопрофессиональны, он бы наверно как «соловей разлился» и озвучил целый список.

Мяхар: Может, это их тайное оружие и именно через министерство культуры начнется эффективное развитие республики?

Николаев: Да возможно и так, но  на самом деле министерство культуры РХ сегодня находится в очень тяжелом положении. Леониду Валентиновичу придется и дальше проявлять в себе все бойцовские качества, чтобы отстаивать свою верность.

Мяхар: Мы еще вернемся к этому вопросу. Позвольте завершить мысль о профессиональных кадрах и внести рациональное предложение. Как вы смотрите на то, чтобы создать рейтинг министров – единый портал голосования по работе каждого из них. К примеру, на том же сайте правительства РХ. Во-первых, это популяризация, во-вторых, экономия бюджета региона и, в-третьих, открытость.

Николаев: Безусловно, хорошее предложение, но для этого нужно четко определить критерии этого рейтингования. Не так, как, к примеру, проходил конкурс по формированию правительства республики. По большому счету это можно оформить как KPI – коэффициент полезной эффективности каждого министра. Причем, есть публичная деятельность, а также та, которая фиксируется делами. Тогда Валентину Олеговичу будет легче оценивать их работу.

Мяхар: Про KPI хочу сказать следующее: после встречи предпринимателей с главой Хакасии я написал статью, в которой поблагодарил Валентина Олеговича за открытость. Но по итогам таких встреч также хотелось бы видеть: конкретные предложения, срок их реализации, исполнителей и результат проделанной работы. Ведь если этого не будет, то абсолютно уверен, что через несколько месяцев лавина негатива вновь обернется на действующее правительство РХ. Как вы считаете, такой алгоритм можно взять за основу для оценки любых встреч, которые они проводят, в частности, тех же министров?

Николаев: Я знаю, что в составе действующего правительства региона есть люди, которые способны оформить и предоставить жителям Хакасии такой портал, назовем его условно «Открытое правительство». Ведь такую программу разработать несложно.

Мяхар: Давайте поговорим об информационном поле. Что сейчас с ним происходит?

Николаев: Я уже неоднократно говорил о том, что главной проблемой действующего правительства РХ является его закрытость. Мы не получаем информацию об их достижениях, планах, очень плохое взаимодействие пресс-службы со СМИ, пассивное участие в социальных сетях, то есть постоянно в информационном поле появляются белые пятна, но, как говорится, свято место пусто не бывает. Я хочу сказать, что если этой информации нет, правительство не формирует повестку дня и не вбрасывает в информационное поле свои месседжи, образы и идеи, рассказы о том, что оно делает, то всегда на пустом месте будут образовываться догадки, придумывания и, возможно, даже провокации. В результате чего оно просто вынуждено играть не по своей повестке, которую могло бы сформировать, а по чужой: блогеров, социальных сетей, телеграм-каналов, средств массовой информации и т. д. Это серьезное упущение,  которое, прежде всего, влияет на репутацию правительства и имидж высшего должностного лица. По этому поводу им необходимо серьезно задуматься. Также добавлю, что средства массовой информации, учредителями которого выступает правительство (газета «Хакасия», телекомпания РТС), на самом деле тоже не формируют эту повестку, поскольку не являются ведущими игроками на «информационном рынке», они ушли с него, и даже месседжи, которые они вбрасывают, проходят абсолютно незаметно. Ведь по большому счету их даже никто не обсуждает и не обыгрывает. Это происходит  от того, что никто не занимается репутацией действующего правительства, а также управлением своих же СМИ.

Вы, наверное, тоже не удовлетворены тем потоком информации, который идет от правительства и поэтому вынуждены искать дополнительный источник, который уже является моментом интерпретации факта. Причем в том направлении, в котором выгодно этому источнику. Поэтому ваша информация может восприниматься ими, как провокационная или неправильная, поскольку они сами не дают вам эти мессенджеры.

Мяхар: Если честно, мне не понятно, что происходит с информационным полем. Недавно на сайте одного из информационных агентств Хакасии появилась информация, что главу республики в прямом эфире атаковала какая-то пьяная женщина. Как можно говорить про жителей нашего региона? Причем, речь идет об агентстве, которое поддерживает коммунистическую сторону. Также на одном из изданий недавно увидел фотографии, где они сравнивают политиков с животными, а главу называют благородным оленем. Каким бы ни было мое отношение к определенной идеологии, я человек-государственник и четко понимаю, что так относиться к действующей власти нельзя.

Николаев: Это вопрос профессиональной этики, ведь существуют разные средства массовой информации. К примеру, за рубежом есть СМИ, которые ходят по грани закона. В любом случае все эти моменты будут возникать до тех пор, пока действующая власть не станет более открытой. Я считаю, что им необходимо больше общаться с разными политическими силами и не просто на словах, а реально взаимодействовать. К примеру, с Партией Роста, Единой Россией, ЛДПР, Коммунистами России, а также различными общественными организациями. И совместными усилиями искать варианты, которые принесут пользу. К примеру, избрание сенатором Александра Жукова. На мой взгляд, такая коалиция, которая случилась накануне и во время выборов, сегодня реально может быть полезной. А неустойчивое объединение, которое существовало раньше от КПРФ и ЛДПР в Верховном Совете РХ, больше принесло раздора республике, чем пользы. Может потому, что этот союз был направлен на получение «портфелей» или дивидендов еще в начальном периоде новой власти. Сейчас нужны другие коалиции. К примеру, коалиция КПРФ и партии «Единая Россия» на первый взгляд кажется абсурдной, но в целом именно такое взаимодействие может принести пользу республике. Ведь даже Андрей Турчак – секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», когда был здесь, на встрече с журналистами сказал, что представители партии не собираются конфликтовать с новым главой Хакасии, а намерены выстраивать деловые прочные отношения, которые пойдут на пользу региону, в частности в привлечении федеральных средств на реализацию различных проектов.

Мяхар: Какие шаги для этого необходимо предпринять? Ведь, прежде всего, нужна согласованность внутри системы. Приведу конкретный пример. На днях состоялась встреча спикера Татьяны Васильевны Москаленко «За границей – без границ» с предпринимательским сообществом региона. Речь шла о том, как перевозить товары из Хакасии на зарубежный рынок. Удивительно, что никого из представителей власти республики на этой встречи не было. Я подумал, может у них нет заинтересованности в этом спикере, но как оказалось на следующий день, встреча с ней состоялась при закрытых дверях. Далее в одном из интервью на РТС Валентин Олегович отметил: «Мы за то, чтобы развивать экспорт из республики». Отсюда возникает вопрос, кто «мы»? Это «я глава» в одном лице или кто-то еще? Что с этим делать? А если, к примеру, брать на контроль работу каждого министра, начиная с госзакупок?

Николаев: Я согласен с вами, ведь вы отчасти ответили на этот вопрос. Правительство должно быть транспарентным и через публичное рейтингование, в том числе, где одним из основных критериев станет открытость ведомства, как раз и будет оценка их работы. Вы не хотите взять на себя эту миссию и разработать эти критерии с помощью ваших читателей?

Мяхар: Замечательная идея, мы внесем такое предложение и сделаем отдельную публикацию. Сформируем свой рейтинг и в официальном письме предложим его действующему правительству РХ. Постараемся продолжить работу в этом направлении и будем внимательно следить за государственными закупками. Поскольку я, например, не понимаю: глава говорит об оптимизации и экономии бюджета, а на 8 марта только два ведомства республики покупает цветов на полмиллиона. Разве в таких условиях это возможно? И, к сожалению, организация, которая собиралась следить за госзакупками, так называемый «народный фронт», пока слаба либо вообще не работает.

Николаев: В ближайшее время у нас должна состояться конференция регионального отделения Общероссийского народного фронта. Я тоже очень надеюсь, что в этой структуре произойдут изменения к лучшему, так как, откровенно говоря, предыдущая деятельность ОНФ мне не нравилась.

Мяхар: У нас очень много политических и общественных организаций, которые существуют только на бумаге. Исходя из собственного опыта, часто предприниматели просто не знают куда обращаться, так как нет организаций, защищающих их интересы. И так происходит во многих сферах.

Николаев: Кстати, госзакупки – важное направление в органах власти, которое очень часто становится скандальным. Поэтому это может стать одним из критериев рейтинговой системы работы министерства.

На бизнес-форуме, проходившем в августе прошлого года, было принято решение регулярно проводить учебу с представителями малого и среднего бизнеса Хакасии. Речь шла о том, как правильно участвовать в конкурсах, аукционах по госзакупкам и т. д. Ведь многие даже не понимают, как нужно оформить документы, и Министерству экономики РХ следует обратить на это внимание. Причем делать это необходимо в декабре или январе, когда формируется план на следующий год, а также летом. Это тоже можно назвать одним из преференций.

Мяхар: Как вы считаете, почему это происходит в Хакасии?

Николаев: Пока складывается такое впечатление, что эта дележка не закончилась. Правительство ощущает себя в подвешенном состоянии, в том числе рядовые сотрудники не понимают, что их ждет. Ведь их моральное состояние также влияет на эффективность работы министерств.

Мяхар: Никто власть не отдает по собственной воле, если конечно не политические мотивы. У меня есть предположение, что Валентин Олегович будет сильно востребован на федеральном уровне в 2020 году, когда начнется предвыборный период в Государственную Думу, переоценить который просто невозможно. Также нас ждет эпохальный 2024 год. Лично я убежден, что Владимир Владимирович останется у руля нашей страны, так как сейчас система не предусмотрена для того, чтобы был преемник. И в этой ситуации мы видим, что Валентин Олегович – представитель нового лица коммунистического движения наряду с тем же Юрием Афониным, Павлом Грудининым и др. Ведь образ ротации партии и преемственности поколений очень важен, поэтому они попросят его поработать именно на федеральном уровне. Не знаю, что в этом случае будет в республике, но как вариант я этого не исключаю. Также убежден в том, что когда любой чиновник будет знать, что его в любой момент могут отозвать, как минимум через год, он будет работать эффективнее. Вы, как политолог, что об этом думаете?

Николаев: Я могу сказать, что такой сценарий вполне возможен. Партии нужны перспективные новые лица. Валентин Олегович поднатореет на посту губернатора и в принципе может выходить, как некое знамя победителя, уже на федеральный уровень. Но, конечно, если он здесь со всем справится. Мне до сих пор кажется, что Валентин Олегович считает себя кандидатом в губернаторы Хакасии. На него была проведена жесткая информационная атака, которая и сейчас продолжается. Он еще не почувствовал разницы, что было тогда и что происходит сегодня. Пора уже ему становится губернатором. Мы уже слышали о тех задачах, которые они поставили, но важно то, как и в какие сроки они намерены их реализовать.

Мяхар: Олег Викентьевич, я услышал от вас две основные вещи: информационное давление и вопросы от РТС, которые я сейчас перефразирую, обращаясь к главе Хакасии: «Уважаемый Валентин Олегович, не круто придти на РТС, поговорить с хорошей картинкой, удобными вопросами и заученным текстом, а круто придти к нам в студию и ответить на неудобные вопросы от издания «Пульс Хакасии», образ которого является оппозиционным. И это все не ради критики, а ради того, чтобы вам помочь!».

Николаев: Я присоединяюсь к вашим словам и добавлю: «Валентин Олегович, приходите в «Пульс Хакасии» и другие телекомпании республики, не бойтесь, не закрывайтесь, делайте себя открытым и становитесь уже губернатором!».

Мяхар: Замечательное завершение нашей сегодняшней встречи! Надеюсь, что она будет не последней! Спасибо вам за интересный разговор!

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x