После вчерашнего послания Федеральному Собранию Владимира Путина, в котором было объявлено о запуске новых национальных проектов, следует пристально посмотреть и на те проекты, срок реализации которых заканчивается.
Для Хакасии, которая показывает очень печальную динамику в экономическом развитии, большим подспорьем мог стать один из нацпроектов — «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Ключевое в этой фразе — мог стать. Но как правило для нашей республики периода правительства Коновалова, возможности далеко не всегда равны реализации. Экономист Татьяна Ковалева эксклюзивно для «Пульса Хакасии» предложила свой взгляд на проблему.
***
Вот и настало это время — время завершения национальных проектов, в частности национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализация которого началась в 2019 году и завершится 1 января 2025 года.
Очевидно, что для подведения итогов в конце 2024 года будет проведено какое-то финализирующее мероприятие, на котором будут представлены показатели, достигнутые в сфере развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Хакасия за этот период.
Интересно будет с ними ознакомиться, потому что, если помните, изначально на реализацию этого Национального проекта в Хакасии было заявлено и защищено командой региона на федеральном уровне около или чуть больше 1 млрд руб.
Правда, потом оказалось, что большая часть средств должна быть направлена не напрямую МСП, а на создание инфраструктуры поддержки МСП, что в общем-то тоже хорошо. Однако, в любом случае, в итоге хотелось бы понять, насколько эффективно полученные средства были использованы, оправданы ли такие вложения и привели ли они к тому результату, который планировался.
За это время в Республике Хакасия созданы:
- Центр поддержки предпринимательства;
- Центр поддержки экспорта;
- Агентство инвестиционного развития;
- Региональный центр инжиниринга;
- Фонд развития промышленности Республики Хакасия.
Также в ту систему включены:
- Микрокредитная компания Хакасии;
- Гарантийный фонд Республики Хакасия
Достаточно ли этих структур, чтобы гарантировать развитие и популяризацию предпринимательства? Сложно сказать. Вернее, можно много говорить, но нужны не только фактические количественные показатели, но и качественные, когда каждый предприниматель в той или иной мере пользовался бы услугами этих центров, получал ту или иную поддержку, которая становилась бы рычагом для перехода его бизнеса на следующий уровень развития.
На сегодняшний день меня настораживает несколько моментов, а именно, это работа агентства инвестиционного развития Республики Хакасия при численности сотрудников 17 человек! Нет, формально всё сделано не хуже, чем в других регионах, но, простите, как-то бедненько… На инвестиционной карте региона наибольшее количество свободных инвестиционных площадок в Абакане (11 локаций) и Черногорске (8 локаций) в виде земельных участков… И? А предпочтительный способ использования? Предпочтительный с точки зрения развития региона? Или пусть придёт хоть кто-нибудь?
Рекомендую всем ознакомится с содержанием Инвестиционного портала Республики Хакасия. Всё то же, что раньше было в полномочиях Фонда развития Республики Хакасия, те же земельные участки, тот же индустриальный парк «Черногорский», та же территория опережающего развития (ТОР) «Абаза» (узнать бы, кого она опередила…) и планируемая к созданию особая экономическая зона промышленно-производственного типа (ОЭЗ) «Хакасская технологическая долина».
Хотя, что-то новое всё же появилось, и теперь отдельные люди занимаются развитием государственно-частного партнёрства (ГЧП). Не рассчитываю, что кому-то из местных руководителей экономического блока в голову пришла эта светлая мысль, скорее, либо это требование спустили свыше, либо случилась нужда своего человечка пристроить. Не буду настаивать, поживём – увидим, может, и зацветут у нас проекты ГЧП, заколосятся, но только веры в это мало.
Поговорим о Фонде развития промышленности. Отлично работающий институт развития. Точечно решающий проблемы с оборотными средствами для промышленных предприятий. При нынешней кредитной политике Центрального Банка России, когда размер процентной ставки делает практически невозможной работу с использованием кредитов, Фонд развития промышленности предоставляет займы под 3 и 5% сроком до 7 лет в объёме от 5 млн до 5 млрд руб., что позволяет промышленным предприятиям работать, перевооружаться, заниматься импортозамещением, повышением производительности труда и эффективности производства.
Признаюсь, что мне приходилось готовить заявки для получения кредитов и готовить текущую отчётность об использовании средств Фонда развития промышленности, и делалось это без участия сотрудников Фонда развития промышленности.
То есть практика работы с Фондом развития промышленности у меня вызывает вопрос к целесообразности наличия 5 человек сотрудников в этом подразделении в Республике Хакасия с попыткой увеличить штат до 7 человек в 2024 году.
Напомню, что экономика — это об эффективности использования ресурсов. Республика Хакасия сегодня находится в, так скажем, стеснённых финансовых обстоятельствах, выход из которых возможен при использовании двух источников: наращивания собственных поступлений в бюджет и сокращения непроизводительных расходов, то есть тех расходов, которые в конечном счёте не ведут к росту собственных доходов казны региона.
Посмотрите, что получается. Если Министерство финансов РХ оставляет Фонду развития промышленности Республики Хакасия финансирование заработной платы на год 5 сотрудников в размере 4 421 760 руб. плюс страховые взносы от фонда оплаты труда 1 335 371 руб., то путём несложных расчётов выводим, что в месяц расходы на содержание 1 сотрудника составят 95 952 руб. Самозанятые (на увеличение количества которых в том числе направлен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы»), оказывающие услуги физическим лицам, должны уплачивать в бюджет 4% от любой суммы полученной ими в виде оплаты своих услуг, и иметь статус самозанятого они могут до тех пор, пока их доход не превысит 2 400 000 руб. в год. Тогда, если предположить, что 95 952 руб. — это 4%, которые поступили от самозанятых в бюджет, а оттуда на заработную плату сотрудника Фонда развития промышленности, то получится, что эта сумма уплачена с дохода 2 398 805 руб., то есть практически с максимально возможного годового дохода самозанятого.
Таким образом получается, чтобы 1 сотрудник Фонда развития промышленности в течение года получал заработную плату (плюс страховые взносы) 12 самозанятых, должны работать на стопроцентном максимуме, не покладая рук. А вы говорите, один мужик двух генералов прокормил…
Здесь не грех вспомнить А.И. Лебедя, когда к нему приходили и просили дать дополнительную ставку в какую-нибудь структуру. Он говорил: хорошо, давайте, только за счёт кого? У какого подразделения эту ставку следует забрать? Напомню, что при нём дефицит бюджета Хакасии был самый маленький. Да, это было до того момента, когда часть своих полномочий федеральный центр передал в регионы, но практика-то хорошая, так почему бы её не взять на вооружение?
А иначе приходим к тому, что не столько полномочия, сколько обязанности размываются. Складывается впечатление, что у кого-то не хватает компетенций и поэтому начинается раздувание штатов, создание подразделений с громкими названиями, в надежде, что найдётся «рабочая лошадка», которая это вывезет, или процесс затягивается настолько, насколько возможно, в надежде, что проблема рассосётся сама собой.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в этом году завершается. Подводятся его итоги, проходят конференции и форумы. Представители институтов развития предпринимательства из разных регионов обмениваются лучшими практиками, формируют планы по работе до 2030 года.
Очевидно, что в том или ином роде поддержка МСП в нашей стране будет продолжена, и очень бы хотелось, чтобы результатом реализации и дальнейшего развития этого проекта в Республике Хакасия стала оптимальная по численности сотрудников, эффективно работающая структура, деятельность которой действительно значимо оказывала положительное влияние на развитие региона.
Татьяна Ковалева
Абсолютно не согласен с Татьяной Ковалевой, почему вы решили, что фонд промышленности должен за кого то делать отчет? Бред полный! Тогда штат другой нужен. А вы в курсе какой штат там? 1 сотрудник бухгалтер, 1 юрист, 1 аналитик, 1 клиентщик и1 директор. Так теперь вопрос как вы считаете, какой обьем они могут сделать? Да переживать 100 млн 5 клиентов и все! А вот то что не финансируют их, то есть нет капитализации фонда, это вопрос к правительству! Я видел какой пакет документов они готовят на сделку, плюс еще поставщиков проверяют, где служба безопастности? А потом ездят и диалоги сами смотрят.… Подробнее »
Ага, целая армия чиновников, а результаты роста МСП как с козла молока.
В Хакасии нет реальной экономики, есть освоение бюджета
Какие “национальные проекты”, только деньги на ветер. И чиновникам прибавка, а экономику развивать – не судьба.
Может и судьба, только кому??? Ромашке нашему Ковтуну??? Или 500 процентной! Кто у руля такая и экономика. Все понять не могут что министр и его окружение не тянут. Бездари.
“Складывается впечатление, что у кого-то не хватает компетенций и поэтому начинается раздувание штатов, создание подразделений с громкими названиями, в надежде, что найдётся «рабочая лошадка», которая это вывезет,” Полностью согласны с этими словами. Все чиновники (от села до правительства) – это друзья или родственники, а профессионалов там – “кот наплакал”. И это знают все
Сколько можно сидеть в ожидании чуда от этих центров поддержки? Все для галочки, а на деле бизнесу толку мало.
Лучше посчитать сотрудников АИР, сколько денег на их структуру затрачено! Какое помещение занимают и что сделали при такой штаткии , плюсом просто смету посмотрите, то что потрачено и то что сделано. Не просто же так сбежались все почти люди с Минэка- дормаеды. Дворяк все инвест паспорта внедряет и руководит им. Фонд промышленности РХ сделали с 1 сотрудником. (2021) Внедрили штат сотрудников только в мае 2022. До этого 1 директор, Кузьмина Екатерина Владимировна, занимался всем. Теперь вопрос ! Фонд с 05.08. 2021 по 31.12.2021 год успел с 1 работником успел освоить и поддержать предприятие. И полностью запуститься! В 2022 освоил Фонд… Подробнее »
Толку с правительства Коновалова – как из сита воды
Толку никакого от этого министра экономического развития РХ Ковтуна Романа Викторовича. В бизнес не погружен, как и его Фонд промышленности сейчас и АИР. Если он не погружен, то и его окружение такое же. Кучка бездарей замов и исполнителей.
Больше вопросов еще и к бизнесу. А все ли честно налоги платите??? А то можно долго рассуждать что поддержки нет. Что бы получать, надо отдавать. В этом никто не заинтересован, как и мин экономики Ковтун. «Ну есть же у него деньги в карманах, значит он молодец.» а то что бюджет не пополняется, он этого не понимает.
Команды много, а смысла в их работе – ноль.