ДомойЭкономикаЭкономические трудности угледобычи в Хакасии: удастся ли избежать катастрофы?

Экономические трудности угледобычи в Хакасии: удастся ли избежать катастрофы?

-

Мы уже не раз обсуждали сложности угледобывающей отрасли Хакасии. Но новые данные, которые поступили к нам, заставляют вновь всерьёз задуматься о том, в каком положении находится этот важный сектор экономики, и ещё раз акцентировать внимание на некоторых аспектах деятельности.

Вспомним, программа развития угольной промышленности России до 2035 года, утверждённая ещё в 2020 году, предусматривала значительный рост добычи угля. От 24,5 млн тонн в 2018 до 40-50 млн к 2025 году. И Хакасия в этой программе была не просто участником, а одной из ключевых точек роста. По плану, объёмы экспорта угля с 2020 по 2025 год должны были вырасти с 10 до 21-25 млн тонн.

Предприятия Хакасии, воодушевлённые этими перспективами, начали активно наращивать свои мощности. Инвестиции шли в развитие инфраструктуры, добыча и реализация угля росли. Однако, начиная с 2021 года, наступил период спада. И здесь нам важно понять, почему так произошло.

Первая причина кроется в мировой экономической обстановке и последствиях СВО, из-за которых железнодорожные пути на Восток оказались перегружены. Но были и другие факторы, которые только усугубили ситуацию.

С июня 2022 года отменили понижающие коэффициенты на экспортные перевозки, что привело к существенному удорожанию доставки угля. Для примера, стоимость транспортировки из станции Находка-Восточная подскочила с 980 до 1550 рублей за тонну, а из Лужской – с 920 до 1390 рублей. И это только один из множества факторов.

Не менее важным оказалось и введение эмбарго на ввоз российского угля в страны ЕС. Это привело к потере почти 60% рынка сбыта. А с началом 2023 года РЖД ещё и проиндексировало железнодорожные тарифы, увеличив затраты на логистику.

И это ещё не все, усугубил положение новый сюрприз – с начала 2023 года произошло увеличение НДПИ в шесть раз, что существенно повысило затраты на каждую добытую тонну угля. Все эти факторы совпали с падением экспортных цен на уголь.

Как некоторый логичный и в то же время печальный итог, стоимость доставки начала составлять львиную долю от цены угля. К примеру, к ноябрю 2023 года доля расходов на доставку в порту Усть-Луга составила 74% от цены, а в Находке – 49%. Повторимся, всё это на фоне падения цен на уголь.

Сложности с продажей и высокие затраты на транспортировку привели к тому, что объёмы отправок угля из Хакасии в направлении Востока упали с 11,5 млн тонн в 2020 году до 6,1 млн в 2023. К тому же с октября 2023 года вводятся вывозные таможенные пошлины на уголь, учитывающие стоимость его доставки о чем мы достаточно подробно рассказали этой осенью.

Все эти факторы ставят угольные предприятия Хакасии в сложное положение. Им приходится искать способы сохранения рентабельности, в том числе рассматривать изменение условий контрактов. Но возникает вопрос: как это будет воспринято и как повлияет на дальнейшее развитие отрасли?

В такой ситуации для поддержки отрасли предлагался ряд мер, направленных на уравнивание условий для всех производителей. Это включает в себя возвращение понижающих коэффициентов, изменение структуры расчёта экспортных пошлин и, конечно, увеличение квот на экспорт угля в восточном направлении и установление их в размере не ниже 10 млн тонн.

Но вместо этого, согласно поступившей информации, наблюдается процесс, диаметрально противоположный, как минимум относительно квотирования вывоза угля. По проекту, о котором мы упоминали на прошлой неделе, на 2023 год запланировано всего лишь 6,5 млн тонн отгрузки, а в первом квартале цифра катастрофически низкая – 1,4 млн тонн.

Надо понимать, что все это происходит на фоне того, что разрезы уже сократили свои производственные мощности, зафиксирован отток кадров, что также сказывается не только на социальном фоне республики, но и на тех же налогах. Не секрет, что значительную часть доходов бюджета муниципальных образований составляют сборы НДФЛ. Если брать составляющую республиканского бюджета, то напомним, что стало известно о случаях, когда налоги приобрели отрицательный характер.

Выходит, что вместо поддержки отрасли, которая уже по объективным причинам в кризисе, этот самый кризис может только усугубиться. Предположения о социальном напряжении, с которым может столкнуться республика в 2024 году, в этом случае имеют под собой вполне реальную почву, и представителям власти субъекта необходимо активнее включиться в процесс поддержки отрасли.

Мы помним, как сенатор Александр Жуков отстаивал интересы Сорского ГОКа, мотивируя тем, что на кону благополучие целого города. Сейчас же на кону благополучие целой республики, но при этом не слышно ни одного из двух сенаторов, ни председателя Верховного Совета Сергея Сокола, ни главы Хакасии Коновалова. Не исключено, что это соответствует поговорке «деньги любят тишину», и наши представители в поте лица кулуарно защищают интересы республики. Увидим, каким будет финальное решение федеральных властей. По информации наших источников, вопрос будет рассматриваться в середине текущей рабочей недели, где будет возможность предотвратить экономическую катастрофу Хакасии.

Пульс Хакасии в telegram

8 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

8 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Народ достоин своего правителя
9 месяцев назад

Транспортные тарифы растут, экономика стагнирует – классика жанра.

Ежели што
9 месяцев назад

Угольный кризис неизбежен, вопрос лишь в масштабах. Власти должны действовать, пока не поздно.

Критиков-Залесский
9 месяцев назад

Хороший аналитический материал. Каким будет финальное решение – вот что интересно. Будем надеяться на лучшее

Житель
9 месяцев назад

Доступный хорлоший анализ, очевидно, что необходимо принимать экстренные меры

Сивая кобыла
9 месяцев назад

Меры поддержки отрасли рассматривают, а вот результаты где?

Светлана
9 месяцев назад

Индексация тарифов РЖД – неожиданный “подарок” для угледобывающей отрасли, надеемся, что региональные власти начнут помогать промышленникам

Черный горец
9 месяцев назад

Слишком много факторов давят на угольную отрасль, ситуация тревожная

Бывалый
9 месяцев назад

В программе партии Единая Россия Хакасского регионального отделения на выборах 2023 в Хакасии был записан пункт “создание программы развития углехимии”. Надеюсь что это будет реальное производство глубокой переработки угля в Хакасии, а не просто красивая фраза для предвыборной агитации.

8
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x