Хакасия богата тайгой, а значит, таким ходовым товаром, как древесина, которую можно и нужно обращать на пользу республики. При верном подходе лесозаготовка – это рабочие места, налоги в бюджет, пиломатериал для строительства, поддержка экологии и порядок в лесу. Но по факту порядка в нашей тайге как не было, так и нет.
А чему удивляться, если против бывшего директора АУ «Леса Хакасии» Андрея Васильева возбуждено новое уголовное дело – за создание преступного сообщества и браконьерские вырубки. И это лишь малая надводная часть айсберга. Напомним, что Васильев в феврале 2021 года был взят с поличным при получении четырёх миллионов в качестве взятки, а тут новые подробности плюс очередное предупреждение главе Хакасии.
Думай, прежде чем набирать людей в команду, и помни, чем это может обернуться! Кроме уголовных дел, ошибки при наборе кадров грозят репутационными потерями и развалом хозяйства.
Накануне «Пульс Хакасии» в публикации «Кто и когда будет решать экологические проблемы Хакасии?» поднял тему экологии, в том числе вопрос о пресловутом ветровале. Если кто забыл, то площадь случившегося в 2019 году ветровала – 2600 гектаров. В 2020 году было убрано 110 гектаров, в 2021 году – 526 гектаров. То есть за два года – 636 гектаров (25 процентов). Ещё 659 гектаров ветровала находятся в труднодоступной местности, и, надо понимать, убирать их вообще никто не собирается. На 2022 год в госзадание планировалось включить 240 гектаров, да ещё 400 гектаров, которые не убрали в 2021 году.
Но в итоге убрали это всё или не убрали? Неизвестно. Занимались этим в 2023 году? Непонятно. То и дело приходится слышать, что поваленная тайга представляет из себя тонкомер, к тому же в основном лиственница, сосна, пихта. Кому такой лес интересен? Никому. То ли дело, когда на кедр в районе Абазы навалился короед. «Красота». Уж там рубили так рубили. А здесь что? Тьфу, а не лес. Но сейчас не об этом. Сейчас о порядке и рачительности.
Парадокс заключается в том, что при запрете на вывоз за границу леса-кругляка его всё равно вывозят. Парадокс в том, что при богатейших запасах древесины в Хакасии то и дело возникает дефицит стройматериалов, в том числе для исполнения нацпроектов. И еще парадокс в том, что промышленные предприятия Хакасии для своих нужд завозят пиломатериал из-за пределов республики.
Начнём с последнего, тем более что мы не за критику власти, мы за постановку задач для нового правительства Хакасии, чтоб министры не плясали на собственных забытых граблях.
Производители Хакасии нуждаются в доске для элементарной обвязки товара. Ещё Виктор Богушевич в бытность свою министром экономического развития говорил о том, что алюминщикам в месяц требуется 1 миллион 300 тысяч кубов досок, которые они покупают в Красноярске, в Иркутске. Почему так? Большой вопрос! А кроме больших предприятии есть и мелкие, кому тоже надо упаковывать свои изделия и которые тоже берут доски на стороне.
Теперь насчёт строительства и пиломатериала. Надо сказать, что министр природных ресурсов и экологии Лебедев неоднократно заявлял о том, что увеличение количества пиломатериала на республиканском рынке возможно только при увеличении объёмов заготовки древесины. Очевидность таких выводов не убивает их актуальность.
Для достижения поставленной цели в Хакасии проводились аукционы и договоры заключались так, чтобы на небольшие лесные участки (до 300 кубов) могли зайти местные предприниматели. Но тут надо понимать, что в условиях рынка те же предприниматели могут продать свою продукцию куда угодно. Туда, например, где цена будет выше. Естественно, туда они её и продают. Но есть и такие, кто переработкой вообще не утруждается. Сделал на бревне мелкий пропил – и формально это уже не кругляк, а обработанная древесина. Хотя на самом деле — бревно бревном. Зато в таком виде гони то бревно в загранку не боясь и не оглядываясь.
Что нас могло бы выручить? Только создание крупного дерево-перерабатывающего завода через инвестиционный проект. Мысль не наша. Её в 2021 году в ходе создания «Ассоциации лесопользователей и лесопереработчиков Республики Хакасия» озвучил Юрий Курлаев. Ко всему добавил, что предприятие под эгидой ассоциации должно выступить гарантом, в том числе перед правительством, что завод не только напилит плах, досок, бруса, но и освоит, к примеру, выпуск уникальной мебели.
К сожалению, тот разговор остался лишь разговором, однако теперь, когда никому больше не надо судорожно бороться за власть, к нему можно и вернуться. Мысль хорошая, осталось детализировать и найти средства вкупе с возможностями. Сложно? Конечно! Только разве не для этого избирался на второй срок Валентин Олегович и разве не для этого сейчас формируется правительство?
Константин Обеленский
Вот и опять на том же месте топчемся. Они на выборах обещают, и без выборов обещают догнать, перегнать, построить, перестроить — а воз и ныне там. И ведь не тянут этот воз наши правители в разные стороны. Они устроились под ним, чтобы не капало, да и спят. Пять лет проспали. Впереди следующая пятилетка
Ну и толку? Говори не говори… Вернее, голосуй, не голосуй, всё равно получишь никчёмышей а не руководителей. Что за напасть то на Хакасии? Никому ничего не надо. И люди — день прожит, и слава Богу
Вы говорите о создании крупного дерево переобрабатывающего завода. Но его ведь не будет, без федеральной поддержки. А откуда ей взяться, если минприроды наше, и правительство ( в первую очередь) не хотят пошевеливаться. Поэтому и непонятная ситуация и с ветровалом, и с вырубками. Лучше же сохранить мутную воду, чтобы рыбу в ней удобнее было ловить и карманы свои набивать. А учёт и контроль — это не про наших