В посёлке Шушенское 6 июня произошло знаковое событие – была отключена последняя в Сибири автоматическая телефонная станция координатного типа (АТСК). Канула в Лету целая эпоха аналоговых телекоммуникаций, когда для относительно надёжной телефонной связи требовались большие коллективы специалистов, а также внушительные площади помещений для оборудования. Конкретно эта АТСК в Шушенском занимала целое здание.
В назначенный час был отключён главный рубильник, питающий всё устаревшее и выработавшее свой ресурс, ещё советское аналоговое оборудование станции. Прекратилось деловитое пощёлкивание реле и переключателей, весь автозал застыл в тишине.
Однако это событие навевает лёгкую грусть лишь на ветеранов станции, отдавших работе на ней всю свою жизнь. Для абонентов с домашними телефонами это отключение прошло незаметно, потому как все они переключены на цифровую связь. Но это лишь лирика – ведь всё это оборудование в здании АТСК, размещённое в зале со шкафами, забитыми реле, а также зале КРОСС, теперь заменено на вот такой маленький шкаф, с запасом рассчитанный на несколько тысяч номеров.
Теперь всё это здание не нужно – его выставят на продажу через аукцион, а у будущего владельца, возможно, будут арендовать лишь небольшое помещение под это оборудование. «Ростелеком» полностью перевел своих абонентов на цифровые технологии. Качество предоставляемых услуг связи стало лучше.
Ко всему этому, правительство Красноярского края совместно с ПАО «Ростелеком» активно работает в рамках федерального проекта «Устранение цифрового неравенства»: до отдалённых населённых пунктов прокладывается магистральный кабель, там ставятся базовые станции, и в каждом домохозяйстве появляется высокоскоростной интернет, интерактивное телевидение, связь и т.д.
Однако для всех этих благ в каждый отдалённый уголок России, одного только желания граждан или «Ростелекома» мало. Необходимо, чтобы правительство региона также шло навстречу. И Шушенское (Красноярский край) тому яркий пример. Вообще, к этому моменту, по всей Сибири «Ростелеком» успешно завершил второй этап проекта «Устранение цифрового неравенства» (УЦН 2.0).
В 117 малонаселенных пунктах, где проживает от 100 до 500 человек, построены базовые станции. Больше всего станций компания запустила в Новосибирской области. Вот краткая сводка по СФО за 2022 год: сотовой связью и беспроводным интернетом обеспечены села Иркутской области (10), Кузбасса (10), Красноярского края (17), Республики Бурятии (5), Томской области (4), Алтайского края (18), Омской (19) области и Республике Алтай (2).
А что же в Хакасии? А в Республике Хакасия как всегда – лишь 3 населённых пункта. Да, можно сказать «а вон в Республике Алтай вообще 2». И это будет неправильно. Как мы уже говорили, оправдывать свои провалы тем, что у других ещё хуже – позиция закоренелого недоучки-двоечника. Потому как равняться надо на лучших. И только тогда будет развитие.
К сожалению, в Хакасии за последние пять лет этот застой уже стал привычным. Стабильный рост в основном в зарплате у текущего губернатора и его приближённых. Во всём остальном – как в знаменитой фразе: шаг вперёд и два назад. Давайте разберём конкретный пример с указанным выше проектом «Устранение цифрового неравенства» (УЦН 2.0) – как с этим обстоят дела в нашем регионе?
Начать стоит с того, что в Хакасии вообще нет Министерства цифрового развития. Есть лишь Госкомитет цифрового развития и связи РХ, который не перерос в министерство, потому что в 2022 году так и не прошёл требуемую экспертизу. Не исключено, что это из-за того, что не нашлось специалистов в данной области с необходимым уровнем образования. Ну, не посчитали федералы, что одного только желания красного недосозданного правительства иметь целое Минцифры со своим министром и кучкой замов достаточно для его образования.
Что у нас ещё есть в республике, максимально приближённое к цифровым технологиям? Ах, да – целый ЦИНТ, заказывающий за бюджетные средства рекламные баннеры для г-на Коновалова. Не исключено, что за это и обиделись мальчиши-плохиши из серодомья на федеральное правительство. Мол, раз не даёте из недоучек своё Минцифры организовать, то мы и делать в этом направлении ничего не будем.
Ещё в 2019 году Минцифры России в соответствии с федеральным проектом «Информационная инфраструктура» заключило трехлетний государственный контракт с ПАО «Ростелеком» на подключение социально значимых объектов Республики Хакасия. По итогам этого госконтракта волоконно-оптическими линиями связи к интернету подключены 100% объектов (491 шт.). Вот, пожалуйста – план федерального проекта выполнен.
Но это – федеральный проект и федеральные же средства. А что же господа серодомцы, а конкретно – Госкомитет цифрового развития? Заняты серьёзным делом – планируют в 2023 году по программе УЦН 2.0 проследить за подключением ещё семи населённых пунктов в Хакасии. Скорее всего, если бы это не было поручением президента, то никакого подключения и не случилось вовсе.
О какой цифровизации в регионе можно вообще говорить, если «специалисты» Госкомитета цифрового развития во времена вспышки коронавируса даже не смогли обеспечить общественный транспорт бесконтактной системой платежей?
Однако стоит ещё задуматься над одним моментом: а не может ли быть так, что высокоскоростной интернет и цифровизация в целом в каждом отдалённом уголке республики не выполняется не из-за лени «народного» правительства или неспособности к этому «специалистов» из Госкомитета цифровизации? Быть может, ответ лежит на поверхности?
Стоит только вспомнить, как недосозданное правительство г-на Коновалова отказалось от дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Что это вообще такое? Это когда гражданин голосует через Госуслуги. Его прописку и голос уже не подделаешь. Тут уже не привезёшь целый автобус абсолютно левых граждан и пачками бюллетени не вбросишь. В этом случае подсчёт голосов будет максимально честным.
Так зачем серодомцам такие цифровые технологии в Хакасии? Ведь тогда никакого протестного голосования с «волеизъявлением народа» не получится…
Игорь Бац