Некоторые горячие головы в информационном пространстве не так давно заявили, что у нас в республике уволенный министр экономического развития был самым эффективным министром в составе текущего правительства. При этом аргументов, кроме штатной бумаги под названием «грамота», которую обычно дарят на различного рода праздникам, не привели. Может, конечно, он был тайным эффективным министром и его достижения и экономические изменения не видны, потому что это не каждому дано? Может и так, но кто, как не кандидат экономических наук, знающий все основы отрасли, может развеять наши сомнения относительно министерства экономики образца периода Валентина Коновалова. Татьяна Ковалева поделилась своим мнением эксклюзивно для редакции «Пульса Хакасии».
«Когда одни и те же люди делают из года в год одно и то же – что в предыдущем составе правительства, что в нынешней команде губернатора, что десятилетиями занимая должности в Верховном Совете Хакасии, – неужели кто-то действительно до сих пор рассчитывает, что результат этих трудов чудесным образом будет другим? Что они переобуются, переоденутся, мозги поменяют, чтобы в следующей пятилетке сделать Хакасию процветающей?
Экономика – это всегда про ограниченные ресурсы и возможные варианты их использования, во благо всех или кого-то лично. С грустью думаю, что в школах сегодня не рассказывают о том промышленном, научном и трудовом потенциале, который был накоплен в виде заводов, фабрик, проектных институтов, инфраструктуры и т.д. в нашей республике к началу перестройки.
Сегодня уже очевидно, что всё происходившее тогда было направлено на то, чтобы развалить нашу страну (Советский Союз) и похоронить под её обломками саму идею возможного существования социалистического государства, построенного на иных, не капиталистических, принципах. И главное, что для этого нужно было сделать – это уничтожить государственную собственность на средства производства, как впоследствии говорил А.Б. Чубайс: «Нам было всё равно кому передать активы, главное уничтожить государственную собственность».
Всё это происходило на наших глазах, и я хорошо помню эти разговоры, когда с болью сотрудники предприятий рассказывали, с каким трудом они их создавали, сколько сил, здоровья и души вложили, а это всё растаскивается, попадает в не поймёшь какие руки. В итоге «новоявленные собственники», на самом деле не умевшие руководить в новых условиях, не смогли наладить их работу, обанкротили, и, нисколько не смутившись, пустили эти заводы и фабрики, то, что им так легко досталось, на металлолом… Печальная история…
На этом месте небольшая ремарка, планы приватизации утверждались депутатами Верховного Совета Республики Хакасия во главе с сами знаете кем… Даже мысли у тех, кто это тогда делал, не было, чтобы заложить в эти планы какие-то требования по возврату собственности и отмене приватизации, если новый собственник не выполняет взятых на себя обязательств… Всё раздать и закрыть вопрос.
Однако напомню: когда в то же время муниципальным образованиям было дано распоряжение избавиться от коммерческого имущества, находящегося в их собственности, Н.Г. Булакин категорически отказался это сделать, потому что доход от Центрального рынка на тот момент составлял около третьей части доходов городской казны. Какое на него тогда оказывалось давление! Но он выстоял, выдержал паузу, и как-то быстро затем этот вопрос разрешился на федеральном уровне и Центральный рынок остался в собственности города.
То есть не всё было так однозначно, и стоило проявить волю, стратегическое мышление о том, как будет жить регион завтра, и многое можно было бы изменить, вспомним хотя бы процесс приватизации СШГЭС. Но история не терпит сослагательного наклонения, хотя считается, что она мстит тому, кто не учит её уроков.
Поэтому, говоря о приватизации Аэропорта в Абакане, отмечу, что те, от кого зависит сегодня решение этого вопроса в органах региональной власти, за много лет привыкли всё раздавать и не отвечать за возможные негативные последствия этих решений – так и живём по принципу «хотели-то мы как лучше», но есть большая вероятность, что «получится как всегда».
Как вариант, почему бы не предложить интересанту такую форму, как государственно-частное партнёрство (ГЧП) – договор концессии на использование имущественного комплекса аэропорта г. Абакана, где указать все возможные требования со стороны органов власти, жителей Хакасии, к работе нашей воздушной гавани? Аэропорт остаётся в собственности региона, интересант его эксплуатирует, выполняя все оговорённые ранее требования, а если он их нарушает или утрачивает интерес к этому проекту, то договор расторгается, а аэропорт продолжает оставаться в собственности республики.
Такая форма совместного использования общественной инфраструктуры сегодня уже широко представлена в тех регионах нашей страны, управленческие команды которых работают над сохранением и наращиванием ресурсного потенциала региона. По информации из открытых источников, в Хакасии есть концессионные соглашения о захоронении твёрдых коммунальных отходов и о теплоснабжении. Не впечатляет, но, может быть, продолжим движение в этом направлении?
Надежды на это мало, просто потому, что сегодня Республика Хакасия – это стойбище «старых генералов», а они, как известно, кроме того, что готовятся к прошлой войне, так ещё и не дают возможности для самореализации молодым и перспективным кадрам. Просто хоронят инициативы, так как их реализация покажет, насколько существующая законодательная и исполнительная власти в Хакасии морально устарели, не владеют современным управленческим инструментарием и не обладают актуальными для текущего момента профессиональными компетенциями.
Когда-то, уже достаточно давно, меня привлекали к обсуждению стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия, и там я всегда задавала один и тот же вопрос, на который ни разу не получила ответа: «Если мы хотим удвоить сумму собственных доходов республики, то каким образом, за счёт использования каких ресурсов планируем это сделать?»
Никто такие вопросы на подобных встречах не ставил, а мне всё время давали понять, что стратегия развития региона разрабатывается потому, что такой документ в регионе должен быть, это федеральное требование, и всё, а его связь с реальностью может быть весьма призрачной.
Другими словами, процесс якобы работы над документами в сложившейся у нас системе региональной власти важнее результата, то есть того, что регион получит, действительно реализовав всё то, что в этом документе указано.
Косвенно, это подтвердил в своём интервью после отставки экс-министр экономического развития Республики Хакасия В.Н. Богушевич. Он сказал, что у него за короткий срок сменилось четыре вышестоящих руководителя и у каждого из них свои требования, своё представление и под каждого надо подстраиваться.
Иначе говоря, он признал, во-первых, что он фигура не самостоятельная, что ему скажут делать, то он и делает, и когда руководство меняется, то министерство замирает в ожидании новой метлы, которая будет по-новому мести.
Во-вторых, он ничего не сказал о выполнении показателей, значениях индикаторов, которые были достигнуты, по итогу реализации мероприятий, указанных в соответствующих стратегических документах, «дорожных картах», за время его работы на этой должности. Получается, что не это было для него в приоритете и в своей деятельности этими документами он не руководствовался.
В-третьих, работающие в команде нынешнего губернатора заместители, курирующие экономику, видимо, не знают, что все целевые ориентиры, стратегии по их достижению и соответствующий набор действий уже положены на бумагу и утверждены установленным законом образом Верховным Советом Республики Хакасия или распоряжениями губернатора, и если они хотят «порулить», то сначала надо ознакомиться с действующими нормативно-правовыми актами, внести в них изменения, согласовать эти изменения, утвердить, а потом уже посылать министра экономического развития региона, как золотую рыбку, исполнять свои желания.
Печально, что мы уже привыкли к тому, что такое у нас происходит и принимаем это с иронией. Морально устаревшая власть не даёт шанса для развития новой современной экономики в Республике Хакасия. А дадим ли мы ещё шанс этой власти?»
Читайте также
- У Хакасии нет стратегических решений и ставок на новый технологический уклад экономики – разъясняет Татьяна Ковалева
- Татьяна Ковалева о новых городах, новых идеях и их реализации
- Татьяна Ковалева: как превратить туризм в Хакасии в экономически эффективную отрасль
- Экономист Татьяна Ковалева об экономике Хакасии. Диалог с Александром Мяхаром
Хорошо, госпожа Федотова, буду иметь Вас в виду, когда приду осенью на избирательный участок. В списке какой партии увижу Вашу фамилию, за ту и проголосую.
Помнится, отделение Хакасии шло под лозунгами, мол, хватит терпеть притеснение края и жить на его подачки. Тогда вещали из всех утюгов, что снабжение и финансирование Хакасии шло по остаточному принципу, а вот отделимся, и будем сами себе короли и князья. В итоге, отделились, всю промышленность и сельское хозяйство развалили, а над Хакасией – черное небо. Вау, приплыли!
“сегодня Республика Хакасия — это стойбище «старых генералов», а они, как известно, кроме того, что готовятся к прошлой войне, так ещё и не дают возможности для самореализации молодым и перспективным кадрам” – олично сказано