За обсуждением основных выборов Хакасии осени 2023 года, где определится глава Хакасии, как-то пока слабо уделяют внимание не менее важному направлению – законодательной власти. А между тем выборы депутатов Верховного Совета и дальнейшее определение председателя парламента, вероятно, станут не менее эпохальными событиями. Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что Владимиру Штыгашеву этот пост уже не светит.

Он же вечный? До этого года – да, пока ещё «вечный» для всех и всего приходит своё время, оно неумолимо и безжалостно. Текущий срок седьмого созыва явно стал для Владимира Николаевича лишним. Его метания от коммуниста и обратно авторитета ему не прибавили. В умах общественности у него стал больше прорисовываться образ политбюро КПСС периода её старости и закостенелости, той самой, против которой восстал российский народ в 90-х.

Помимо этого, Штыгашев за седьмой созыв вновь залез в международные скандалы и уже совсем лишним было проявлять лоббизм промышленной группы. Да, нужны деньги не выборы, но в сухом остатке его порыв в продаже абаканского аэропорта освежил ситуацию с бездарным упущением СШГЭС и прямым участием в этом Штыгашева.

Вместо монаха, каким он себя старается описать, его стали воспринимать как карманного, подчиненного олигархам деда, продающего республиканское имущество. Любовь народная точно пошатнулась к нему, и очень сильно. Да и аппаратно Владимир Николаевич заигрался. Столько называли его хитрым лисом, что похоже на то, что он сам уже не поймет, где комбинация, а где ловушка, в которую он сам попадает. Любой шахматист рано или поздно уступает корону, политика в цепкости ума не исключение – время притупляет остроту ума.

К тому же чуть ли не прямая конфронтация его с Сергеем Соколом – а именно так можно расценивать его кулуарные разговоры об особенностях службы на СВО Сергея Михайловича – обязательно будет припомнена ему фракцией «Единая Россия», которая в восьмом созыве будет создана уже по лекалу и под руководством Сергея Сокола как секретаря регионального отделения.

Конечно, Штыгашев ещё может громко хлопнуть дверью на прощание. Политик такого уровня может заставить с ним считаться, но думается, что максимум, на что можно в этой ситуации рассчитывать в политических торгах, это на декламационную должность в Верховном Совете почетного старейшины.

Надо двигаться вперед. Прошлое оставлять в прошлом и делать ставку на новые кадры во всей архитектуре власти. Сегодня разберем несколько наиболее очевидных на сегодняшний день вариантов.

За одну из фундаментальных составляющих отбора возьмем принцип национального паритета. Негласно, и уважаемые политики прошлого это подтверждают, есть соглашение: если глава республики русский, то председатель Верховного Совета хакас, и наоборот. Есть, конечно, мнение, что это правило устарело, в связи с чем обсуждались гипотетически как спикеры Светлана Могилина и Юрий Шпигальских. Но мы эту невидимую красную линию переступать не будем. То, что называется неписанными законами, подчас сильнее и мощнее зафиксированных на бумаге.

Итак, рассмотрим сегодня потенциальное национальное трио.

Михаил Побызаков. Экс-министр национальный политики, а ныне замглавы Хакасии – вполне интересный и реалистичный вариант. Несмотря на то, что он сильно подмочил свою репутацию, «вступив» в кабмин Коновалова, где практически провалил один из компонентов вверенного ему направления, он вместе с тем приобрел определенные очки.

Михаил Побызаков официально не состоит в «Единой России», хотя негласно всегда считался приверженцем именно партии власти, и после его работы на правительство Коновалова путь его выборов от лица партии выглядит слишком сомнительным. Впрочем, он не потерял поддержку со стороны определенных партийных групп.

Побызаков замечен в своеобразной любви и взаимосвязи с сенатором Александром Жуковым, и, думается, что тот будет стараться пристроить Побызакова на теплое местечко. Будет искаться платформа для его выдвижения, которая будет устраивать всех. Очень логичным будет выглядеть выдвижение в Верховный Совет через «Справедливую Россию». В пользу этого варианта говорит то, что на сегодняшний день коммунисты могут трезво оценить свои шансы на создание большинства в парламент как маловероятные. А свой если не председатель, то вице-спикер, на что и нацелен Побызаков, будет ой как им необходим. «Справедливая Россия» все-таки находится на одном поле с КПРФ, и Побызаков для коммунистов при этом сценарии останется своим. Этакий вариант и «вашим» и «нашим».

Сейчас Побызаков старательно отрабатывает свою возможную поддержку от коммунистов, заявляя на встречах с населением о том, что надо обязательно поддерживать Валентина Коновалова как действующего и будущего главу республики. Ни для кого не секрет, что возможно слияние СР и КПРФ, если не де-юре, то во многом де-факто, по крайней мере в плане создания союза левых сил.

В целом у Михаила Побызакова есть и шансы стать депутатом Верховного Совета, и априори он уже имеет определенную поддержку для похода на пост председателя Верховного Совета.

Но любому претенденту на этот пост важно иметь не только и даже не столько приятельские отношения с коммунистами, как заручиться поддержкой «Единой России», которая по многим прогнозам вновь станет самой сильной и многочисленной фракцией. При этом именно в этой партии всегда существует наиболее жесткая конкуренция за перспективы карьерного роста.

В партии власти собраны наиболее сильные политики, и это приводит к созданию внутри партии разных групп влияния. Одну из таких традиционно представляет союз Абрека Челтыгмашева и Сергея Зайцева. У этих людей всегда были взлеты и падения, промахи и приобретения, сейчас каждый из них не в лучшей поре своих жизненных событий, но нельзя не считаться с тем, что они имеют влияние на своих территориях, могут повлиять на исход любых выборов.

Идея того, что Верховный Совет может возглавить молодой Роман Челтыгмашев, продвигается уже не один год и, по всей видимости, принадлежит именно союзу Челтыгмашев-Зайцев. В этом есть как свои плюсы так и минусы. Сила этого союза двух районных руководителей – пока ещё действующего и бывшего – стремительно тает. Даже когда им обоим не было так сложно, как сейчас, они не смогли продавить передачу полномочий по детям-сиротам на республиканский уровень и не устояли перед напором передачи полномочий по ЖКХ на муниципальный уровень. Это уже не то политическое лобби, что было 3-5 лет назад.

Да и пока сомнительная личность самого Романа Абрековича. Он не попадал в скандалы, но и ни в чем выдающемся замечен не был. К тому же его европейское образование в свете текущих событий в общероссийской повестке только прибавит вопросов к целесообразности назначения его на высшую должность в законодательной ветви власти субъекта. Однако в депутаты он при этом всем должен пройти. Несмотря на географическое изменение округов и то, что его потенциальный округ для сражения будет разбавлен аалом Сапогов и деревней Чапаево, где аскизский авторитет Челтыгмашевых не работает, с помощью отца должен справиться. Да и его возможная конкуренция на пост спикера пойдет только на пользу демократическому процессу.

Но, положа руку на сердце, рассматривая хоть Романа Челтыгмашева, хоть Михаила Побызакова, все прекрасно понимают, что они ещё не доросли до должности спикера. Пример того, когда юный и не подготовленный в плане управления Валентин Коновалов волей судеб стал лицом, занимающим пост главы региона, в данном случае как аналогия не работает.

Парламент – очень сложный для настройки инструмент. По сути, в нем всегда, пожалуй, за исключением текущего созыва, собирался цвет политического общества. Каждый депутат со своим норовом, амбициями, практически за каждым стоит властная или бизнес-группа. В исполнительной власти порядок наводить проще. Метод кнута работает элементарно: не удовлетворяет министр или нижестоящее должностное лицо – его увольняют одним росчерком пера. На депутатов такого воздействия нет. Они персоны избранные, и 5 лет нахождения в парламенте им гарантированы, если, конечно, сами не сдадут мандат или не вмешаются правоохранительные органы. То, что кто-то из них руководит комитетами мало что значит – их и мало, и смещение с должностей в законодательной власти организовать не так просто, как в исполнительной.

Председатель законодательного собрания должен быть политиком с большой буквы. Не просто иметь харизму и компетенции, а обладать основным навыком – договариваться с разными и подчас диаметрально противоположными сторонами. Таких фигур в Хакасии по пальцам пересчитать, и, как правило, это люди обладающие колоссальным политическим опытом, то есть не молодая поросль.

В этом ракурсе, не сказать, что идеальный кандидат, но точно собравший больше логических обоснований на должность спикера чем кто-то на сегодняшний момент – Петр Воронин. Аргументы: имеет опыт законодательной работы, возглавляет на сегодня отраслевой комитет. Пользуется уважением среди старшего поколения и не имеет отрицательной окраски в принципе. К тому же он представитель титульной нации, и не просто представитель, а де-юре руководитель – председатель Совета старейшин хакасского народа. Теоретически именно он может олицетворять и баланс, и преемственность власти для спокойной работы парламента в принципе.

Есть, конечно, и свои минусы. Петр Воронин не является настолько ярким, как Владимир Штыгашев, который своей фигурой затмевал или задвигал (кому как угодно) членов президиума на задний, второстепенный план. Однако и этот минус может в современных реалиях стать плюсом. Совершенно ясно, что ключ к развитию республики кроется в командной работе. Касается это не только правительства, но и состава Верховного Совета. В помощь Петру Воронину как председателю ВС в президиум как раз нужны будут молодые энергичные управленцы, которые во главе со старейшиной будут являть собой монолитный дом, а не расползающийся по углам сарай, у которого к тому же сдувает крышу.

В заключение скажем, что пока это теории и рассуждения на будущее, потому что тот же Петр Воронин совершенно прав, говоря в программе Ракурс о том, что сначала надо увидеть состав нового парламента, а потом уже выбирать из тех, кто есть. Но мы любим прислушиваться к русским пословицам и поговоркам, поэтому готовим телегу зимой, а кур по осени посчитаем.

Александр Рыков

Подписаться
Уведомление о

3 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Николаевна Николаевна
1 год назад

Такое впечатление,что без народа все решили…

Константин Обеленский
Editor
Reply to  Николаевна Николаевна
1 год назад

Конкретизируйте, что вы в вашем понимании “народ”? Те 70%, которые не ходя на выборы, тем самым давай остальным право решать за них – то да, банальная констатация факта. Если вы о тех 30% активных избирателей, кто принимает решение – то это думающие люди, читающие разные точки зрения. И именно для них создан материал, который поможет взвесить все “за” и “против”

Александр Мясников
Reply to  Константин Обеленский
1 год назад

давайте не путать народ с населением, уважаемый Константин.
народ потерял веру в демОкратию и ее ИНСТРУМЕНТ – выборы! Потому большая часть народа пассивна. Кто этого добился? ПРАВЯЩИЕ КРУГИ….
Для чего?
Для того чтобы обеспечить господство СВОИХ ИНТЕРЕСОВ, А НЕ НАРОДА..
ПОКА что НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ!
А, какая партия, либо либо другие силы Хакасии показали путь для того чтобы управление Республикой шло в ИНТЕРЕСАХ НАРОДА?
Значит Республика растеряла ЧТО?