Вне всякого сомнения, Владимир Штыгашев – это политическая глыба, и хоть он сильно запаздывает с восстановлением своей репутации, данный процесс касается в большей части его самого лично. При этом действия человека такого уровня не могут не влиять на внешний контур. За ним будут следить и делать выводы из того, как меняется он сам и как к нему меняется отношение. Происходящее вокруг него, безусловно, станет для многих примером, и, к большому сожалению, далеко не всегда хорошим.

Только слепой не видит, что в Хакасии есть общественный раздрай и непрекращающаяся «свадьба в Малиновке», когда многочисленные персоны то надевают, то снимают буденовки. То им коммунисты друзья-товарищи, то вспоминают, что они на самом деле единороссы. И конечно же, один из флагманов этого процесса – Владимир Штыгашев, который умело свое политическое лавирование, выгодное в конкретный момент вполне конкретным людям и группам, маскирует под высказывание, что у нас одна партия – Хакасия.

На прошлой неделе у «ВГТРК Хакасия» вышла любопытная программа «Аргументы» с беседой о продаже абаканского аэропорта, которая дала нам несколько важных метрик для понимания происходящего.

Метрика «наследственно-меркантильная». Штыгашев говорит о том, что распродаже Хакасии конца-края не видно, и это наследие в первую очередь сам Владимир Николаевич забывать не собирается.

По сути, он занимается привычным делом. Помните, кто продал СШГЭС?

Сейчас продается аэропорт, при этом нам настойчиво навязывается один покупатель, отражающий интересы одной большой алюминиевой группы.

«Да я бы сейчас все государству передал, начиная от земли, фабрик, заводов», – говорит в начале программы Владимир Штыгашев. Позвольте, но сразу же возникает резонный вопрос. А чего же не отдаешь? Ты же и есть власть. Но в этом и есть весь Штыгашев – сделать громкое заявление, а поступить по-другому.

Дальше, после заявления о том, что он отдал бы все государству, он плавно начинает обволакивать фразами, что у государства нет денег на то, чтобы производить модернизацию и т.д. «Если мы его не будем развивать…», «Практика по всей стране идёт – приватизация»… Знаем, помним вашу приватизацию СШГЭС. В итоге «Русгидро» зарабатывает, «Русал» развивается, а для жителей Хакасии по факту растет тариф на электроэнергию.

При этом определенное лобби почти даже и не скрывается, оно точно читается и слышится между строк. «Почему отдаёте аэропорт тому же инвестору, что и в Красноярске, зачем ему конкуренция для самого себя?» – задает вопрос ведущий. Не отвечает Штыгашев на прямой и очень логичный вопрос, сознательно юлит и уходит от него, как будто не замечает очевидные вещи.

А вот конкретная цитата из одной нашей статьи по этому поводу: «Рядом с Хакасией располагается крупный авиахаб Красноярска, который также принадлежит АО «ЭРА ГРУПП». Какой смысл фирме создавать под боком у красноярского аэропорта конкурента? Максимум на что в этом случае сможет претендовать Абакан — быть запасной воздушной гаванью. Также абаканский аэропорт вполне могут перепрофилировать в грузовой, а из Абакана возить пассажиров в Красноярск. Насколько это нужно людям — дело десятое, потому что главная цель бизнеса — извлечение прибыли, и если новому собственнику будет это выгодно, он это сделает. Каким образом убедить людей? Для этого есть маркетинговые ходы, например разрекламировать автобус — Аэроэкспресс, который всего за 5 часов домчит пассажира до Красноярска, а потом его прямым рейсом отправят дальше. При этом еще вам ещё и скидку пообещают. Дело в том, что собирать пассажиров в больших хабах — «муравейниках» выгоднее, чем летать за ними по маленьким городам. Но если бизнесу это надо, то зачем жителям Хакасии сидеть в аэропорту Красноярска, в ожидании рейса, когда в республике есть собственный аэропорт?»

Продолжая уводить от сути претензий явного лоббирования интересов, Штыгашев зарывает себя ещё больше и глубже. «А в чем беда то?» – вопрошает он с умным видом. А в том, что «все кругом застроено и контроля нет, кто отдает разрешения непонятно, там вообще сегодня неуправляемая ситуация». Вот это чудная логика. Фирменный штыгашевский стиль. Так контроль-то должен быть в первую очередь со стороны власти, или мы чего-то не понимаем? Каким образом частный собственник запретит строить жилье? Аксакал хакасской политики, ну что за примитивное очковтирательство?

При этом невооруженным глазом видно, как торопится Штыгашев продать спорный объект, который, кстати, в кои-то веки стал приносить прибыль. Стремительно уходит последний год текущего созыва Верховного Совета, и новая власть, которая вступит в свои права осенью 2023 года, может уже не позволить разбазаривать республиканское имущество. «Внесет правительство в январе на рассмотрение, и мы уже в марте вынесем на сессию план о приватизации», – подчеркивает Штыгашев.

«А все, что получим от приватизации, надо направить на развитие Хакасии, а ещё лучше на развитие вокруг аэропорта». Это выражение достойно отдельной рамочки. Штыгашев как-то даже странно не пошел дальше, чего уж терять, можно было и продолжить, мол, «а на этой ноте прошу передать пламенный привет Елене Безденежных». Мы уже задавались вопросом: Войнова или Коновалов — кто крупному бизнесу более ценен?

Получается, что и Штыгашев очень выгоден с его подходом. Вполне прямолинейно вечный спикер чертит фарватер того, что что деньги, которые даст «Эра групп» при сделке, по сути ей же и вернутся, точнее на объект её точки прибыли. Вот такая получается нехитрая арифметика и скрытое лобби крупного бизнеса, если дополнять штыгашевские посылы.

Вот такая сказка в уши доверчивого народа – в начале программы заявить, что все должно принадлежать государству, а концу объявить, что продать и побыстрее деньги еще за это бы вернуть «олигархам-благодетелям».

Метрика политическая. Думается, был бы объект покрупнее в собственности республики, и он пошел бы с молотка с декларируемыми признаками, что «это для вашего блага» и потому что «когда-нибудь всем станет лучше». Кто жил в СССР, прекрасно помнит эту концепцию КПСС, родной для Штыгашева партии, – потерпите ещё каких-нибудь 20 лет, и коммунизм настанет. Народ всегда терпел, а коммунизм тоже всегда был, но только для избранных.

Правильно все-таки говорил Черномырдин: «Что бы мы ни делали, а все равно КПСС получается». Только это речь про них, а не про нас с вами. Поймите, они – наследники КПСС, в числе которых Штыгашев. Они просто по-другому не могут, не умеют. Зачем тогда прикрываться за ширмой новых концепций партий, когда к старости можно вернуться родное коммунистическое лоно.

Уже скоро начнётся активная фаза выборов, и вот увидите, как тот же Штыгашев вспомнит, что официально он единоросс и пора начать вместо поддержки Валентина Коновалова поддерживать свою партию.

Начнется всенародный спектакль, который в своей основе будет иметь банальный политический торг: вы (Кремль) принимаете меня обратно в стан неприкасаемых, а я вам сглажу углы при переходе власти. С одной стороны, это далеко не ново. Скажу больше – нормально для политики. Во все времена были политические торги и резкие развороты персон в разные стороны. Это шахматы высшего уровня, где ради исхода партии жертвуются фигуры и плетутся хитроумные комбинации. Но далеко не всегда именно этот путь верный и правильный. Бывают такие ломки общественного сознания, когда так называемые политические торги вместо ожидаемых дивидендов, только усугубляют общественный раздор.

По большому счету, если отбросить все занавесы из слов о том, что должна быть некая преемственность и только «старец» может стать её знаменем, ум любого политического игрока воспринимает весь это спектакль просто: на Коновалова и коммунистов работать можно и даже нужно, главное вовремя сказать, что каешься. Выходит этакий беспроигрышный вариант: и от коммунистов рыбку съесть, и в случае чего не только на кол не сесть, но и сами под мягкое место трон поднесут.

В сухом остатке мы получаем, что, вместо общественной консолидации, раздрай становится только больше. Игроки более низкого политического уровня просто не чувствуют тот момент, когда надо развернуться, покаяться и сделать правильный выбор – они этого, в силу опыта и ещё слабого политического интеллекта, не умеют и банально заигрываются, становясь неконтролируемым и непрогнозируемым оружием, своеобразной гранатой, сами знаете в чьих руках. Не все же настолько тертые временем и обстоятельствами, как Штыгашев. Торг превращается в банальную распродажу и возможный распил.

Другое дело, если стороны разойдутся уже, наконец, все по своим углам. Тогда хоть станут поняты исходные диалоги и слагаемые, которые надо встраивать в уравнение для общего согласия. Если Штыгашев – наследие КПСС, то и стыдиться этого незачем. Государство объективно делает большой крен в левый фланг политики усиливая где-то госконтроль и госрегулирование, а где-то и госзаказы. Все это означает, что левые идеи, только если не коммунистические, то социал-демократические, будут ещё долго одними из самых сильных в нашей стране. Больше того, хотя на глубинно-ментальном уровне сильны чувства и желания частной собственности, в сознании любого россиянина не менее сильно общинное наследие. Но это уже предмет другого разговора.

Завершение карьеры Штыгашева именно как коммуниста вписало бы его в историю целостным образом целой эпохи. Нашего общего наследия, которое не вырвешь, к которому надо относиться с уважением, но при этом рационально понимать, что это все же история, оставляя ее позади. А в современности, где многие задачи вместо партработников уже делегируются искусственному интеллекту, нам надо идти вперед, где авангард составят люди информационной эпохи. Продать и распилить – дело легкое. Строить пора.

Александр Рыков

Подписаться
Уведомление о

4 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Пелагея
1 год назад

Пора уже понять, что усилия всех этих “менеджеров” от власти направлены, прежде всего, на улучшение своего финансового положения. Интересы Хакасии для них дело сто пятисотое. Само отделение Хакасии от края было вызвано желанием наживы, желанием захапать ресурсы, предприятия, и хорошо на этом нажиться. Что в итоге у них изумительно получилось. И сейчас тот же Штыгашев, лоббируя продажу аэропорта, без пряников не останется, как не останется Коновалов и иже с ним. Власть приходит и уходит, а кушать хочется всегда. А некоторым даже в три горла. И еще грустное скажу: по итогам службы в СВО Сокол наверняка получит на губернаторство более интересный… Подробнее »

Last edited 1 год назад by Пелагея
Лаврентий Берия
Reply to  Пелагея
1 год назад

Печально, но добавить нечего! Все верно!

Николаевна Николаевна
1 год назад

Штыгашеву пора на покой!

Николаевна Николаевна
1 год назад

Штыгашеву пора на покой…