Что бы ни говорили про Михаила Дегтярева, а Хабаровский край планомерно развивается. У Михаила Владимировича хорошо выстроены отношения с федеральным центром и ему удалось сбалансировать очень сложный регион в плане общественного согласия.

К чему этот пример? К тому, что привычная политическая схема «Единая Россия» или КПРФ имеет свои исключения, при этом, как показывает практика, достаточно эффективные. Уже не один раз поднимался вопрос о том, что вне зависимости от того, станет главой Хакасии в следующем году представитель коммунистов или единороссов, раздор в республике не прекратится.

Все очень просто: разнополюсность – это всегда борьба. В лучшем случае эффект удастся минимизировать, если будет выстроена грамотная система управления, которую может создать сильная и опытная личность, к примеру Сергей Сокол, но есть свои но.

Во-первых, наступивший выборный год стремительно стал отщелкивать свои дни, недели, а в скором и месяцы, приближая час «Х», а Сергей Михайлович не просто на СВО, а обещал вернуться с победой. Учитывая, что мы сражаемся де-факто с НАТО, на скорую победу, конечно, все надеемся, но прагматично понимаем, что придется подождать. Да и, учитывая политический вес Сергея Михайловича, всегда надо понимать, что Хакасия далеко не единственный регион где он может быть востребован. Скажет федеральный центр поднимать из руин Новороссию, он так и сделает.

Во-вторых, даже представляя, что все же он станет главой нашей республики, противоречия между ним и коммунистами никуда не уйдут. Сильно уж до сих пор вспоминается им поломанный красный хребет в Иркутске. А между выборами главы республики и выборами Президента нашей страны чуть менее полугода. При этом надо понимать, что пока самый вероятный претендент стать кандидатом на выборах Президента от КПРФ – Юрий Афонин. То самый, который очень плотно окопался за эти годы в Хакасии.

Для любого представителя «Единой России» как главы субъекта, а тем более для Сергея Сокола, к которому коммунисты пропитаны особыми чувствами, эти полгода межвыборного периода будут очень сложными. Может, и определенное экономическое чудо удастся совершить, но политическое разобщение не только не уйдет, но и может вспыхнуть новым пламенем.

Правда, это все после, сначала надо выборы в принципе выиграть. А пока в Хакасии кандидат только один. Тот, который, не стесняясь ничего, залепил своей физиономией почти каждый уголок, да приписывает ещё цитаты собственного сочинения, надеясь что они войдут в историю, несмотря на то, что ни уникальностью, ни гениальностью от них и не пахнет. Но ведь работает же!

Социологические сводки с полей докладывают, что растет рейтинг Коновалова и КПРФ. Не сильно, но фактически подрос. Впору включить печатно-баннерный станок ещё сильнее, все видимые заборы в красный цвет покрасить. По сути, мы стремительно катимся к выборной рулетке.

На сегодня рейтинги политических партий «Единая Россия» и КПРФ примерно одинаковые и колеблется плюс-минус несколько процентов возле цифры 30. В таких условиях побеждает тот, кто грамотнее проводит избирательную компанию и выхватывает небольшой перевес. Только для выборов главы республики есть немаловажный нюанс – второй тур, который по закону объявляется, если есть два примерно равных по полученным голосам кандидата. А второй тур – это как серия пенальти в футболе, как рулетка с сумасшедшими патронами и осечками. Сыграть можно, но надо ли оно, если всегда есть другой, третий путь, ведущий к согласию сторон и способный помочь избежать политического кровопролития.

В истории таких примеров много, начиная от Рюрика, но и зачем далеко ходить, когда в шальные девяностые, которые кто-то, возможно, хочет вернуть, пришел Лебедь.

  • Варяг, не опутанный связями внутри республики, а значит, не поддающийся постоянному нашептыванию местных бояр да князьков, как надо поступить с их точки зрения. Человек, свободный от политической принадлежности к кому-либо, а значит, несущий образ возможной консолидации. Можно ещё продолжить список, почему варяг может быть для Хакасии хорошим решением, если бы не тот факт, что этот сценарий в 2018 году уже был с треском провален. А после 2018-го, с постоянно мечущимися в кадровом вопросе коммунистами, и вовсе слово варяг приобрело насмехательскую и уничижительную окраску. Чужой. Именно этот образ может нивелировать все остальные.

Тупик, пат? Что делать-то? Помните знаменитый монолог из советского фильма про барона Мюнхгаузена? «Мой конь оступился, и мы стали тонуть. Положение было отчаянным. Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Я решил спастись. Но как? Ни веревки, ни шеста, ничего. И тут меня осенило – голова. Голова-то всегда под рукой, господа. Я схватил себя рукой за волосы и рванул что есть силы. Рука, слава Богу, сильная, а голова, слава Богу, мыслящая. Одним словом, я рванул и вытянул себя из болота. Вместе с конём…»

Каждый думающий человек должен время от времени вытаскивать себя за волосы из болота. Почему бы это не сделать и Хакасии, в которой есть и свои сильные руки, и мыслящие головы. Ответ на многие вопросы может крыться в одной знаковой для нашей Хакасии фамилии – Челтыгмашев.

Какой из них, спросите вы? На наш взгляд, это очевидно. Явно не Роман (есть такой депутат Верховного Совета и целый руководитель комитета, которого не видать и не слыхать уже пятый год). И это не известный Абрек, который, может, и может претендовать на роль объединителя, в силу поведения «и вашим и нашим», но нет. Одно дело – загуливать на стороны, будучи внутри партии власти, а другое – иметь реноме свободного богатыря. Именно такой появился в нашей республике в 2021 году.

Евгений Павлович Челтыгмашев. Он сделал то, что называют прецедентом не только для Хакасии, но и для всей страны – зарегистрировался кандидатом в ГД самовыдвиженцем. Он достойно боролся и набрал впечатляющее количество голосов – не хватило как раз консолидации и активного политического опыта. Теперь же он, закаленный в политических боях и помудревший, может вполне составить ядро третьей силы для Хакасии – среднего пути, дороги дао.

Он, конечно, не один раз уже подчеркнул, что будет поддерживать кандидата на главу от федерального центра и что на сегодня самый подготовленный для этой должности – Сергей Сокол. Но, опять же, несколько «но». Во-первых, нашей целью не стоит вколачивание кола между ним и Сергеем Соколом, скорее наоборот, показать Сергею Михайловичу и федеральному центру, что в лице Евгения Павловича может быть очень весомая и конструктивная помощь. Если будет надо поддержать системного кандидата – поддержит. Но если вдруг так случится, что ситуация станет похожей на 2018 и все зайдет не просто в тупик, а полетит под откос? Пожалуйста, вот вам готовый готовый «засадный полк зелёной дубравы поля Куликова», который обратит в бегство «ордынцев». В случае необходимости он – готовый «свой», принимаемый разными сторонами кандидат на главу республики.

Если же до этого не дойдет, то Евгений Павлович может выполнить не менее важную функцию, но немного в другом ракурсе. Представьте ситуацию, если ему, беспартийному сегодня, отдать в руки политическую партию. Не будем даже останавливаться на том, какую конкретно. Это имеет мало значения, потому что реальность Хакасии – это люди, а не партии. Евгений Челтыгмашев может абсолютно из любой партии сделать сильное объединение. Это именно тот пример, когда фигура первична, а структура вторична. Так вот именно такая партия под руководством «нашего – Евгения Челтыгмашева» может стать примером объединяющего политического блока.

Все понимают, что рейтинг ЕР и КПРФ в 30% на брата складывается лишь среди тех 35%, кто ходит на выборы. А почему такая низкая явка? Да потому что больше половины граждан разочаровались и в одних, и в других, они ждут иного. 50-60% – это громадная сила. К тому же эти процессы характерны не только для избирателей, но для акторов политической жизни, которые обладают силами, но которым не по пути с бюрократической ЕР и популистической КПРФ.

Да, ЕР с приходом Сергея Сокола стала немного меняться, но всего лишь немного. Никуда не делись: Могилина в своей барской белой шубе, Комаров, Шпигальских, Курлаев, Войнова, Зайцев… Когда-нибудь ЕР переродится и засияет новыми молодыми активными лицами, но Хакасии ждать этого «когда-нибудь» некогда.

Здесь и сейчас, максимум завтра решится наша судьба на ближайшие пять лет. Политическое объединение под руководством Евгения Челтыгмашева способно создать сильную фракцию в Верховном Совете. И это будет не пагубность, которую может принести РУСАЛ, а наоборот, несущая в себе пользу и такие понятия, как сбалансированность, объединение и согласие. Эта фракция может помогать избранному главе эффективно справиться со всеми вызовами и нивелировать афонинскую красно-президентскую атаку на политическую повестку.

Дух третьего пути просто витает в воздухе, он ощущается всеми фибрами души, но пока никто не решился возглавить этот процесс, дать на этот общественный спрос своё предложение. Это, с одной стороны, понятно. Далеко не каждый это может сделать. Лидер третьего пути должен обладать уважением среди очень разных общественных групп, иметь к этому в довесок потенциальную поддержку крупного бизнеса, при этом в разных отраслях, нести определенную политическую преемственность. Как ни крути, а когда начинаешь собирать этот пазл, вырисовывается именно Евгений Челтыгмашев.

Знает ли он сам об этом? Готов ли стать лидером среднего или центрального пути? Возможно, ответы на эти вопросы уже есть, а возможно, что для этого необходимы сигналы от жителей для большей решимости Евгения Павловича. Посмотрим. Как сказано в самом начале, выборный год уже не просто идет, а летит, так что события будут развиваться стремительно. Ясно одно: у нас есть выбор, и он разнообразен. Мы можем не возвращать чтобы то ни было, как бы оно себя ни расписывало, а двигаться вперед в новом фарватере.

Александр Рыков

Подписаться
Уведомление о

11 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Бабуля
1 год назад

Кто не ходит на выборы, тот и осенью не пойдёт, поэтому надо рассчитывать на 30% от 40, которые голосуют. На тех, кому не нравится нынешняя возможная кандидатура от ЕР по нескольким причинам, кто не голосует за КПРФ никогда. Согласна с автором, что трудно “раскрутить” новую фигуру, чтобы получить перевес процентов 5…

Гавриил
1 год назад

Хороший человек Евгений, не спорю, но опыта государственного управления тоже маловато. Опять будет учиться, может, чуть быстрее, но какая от того польза Хакасии. Мы ведь не тренажёр для политиков и управленцев. Тут не макеты, а живые люди живут.

Маркиза
1 год назад

Ну тут уж однозначно, что любой лучше коновалова.

Анатолий
1 год назад

Отложил статью и почитал что написано о Евгении Челтыгмашеве. По моему вполне сложившийся руководитель и умный человек.
Побольше бы таких кандидатов.

Сергей С.
1 год назад

Это который кто говорит в разговоре “еслиф”? Не смешите народ.

Константин Обеленский
Editor
Reply to  Сергей С.
1 год назад

Ха, а назовите в Хакасии тех политиков, кто грамотно говорит? По пальцам пересчитать. Да и это ли главный показатель в эффективности работы. Или вы за то, чтобы зрелищ без хлеба народу?

Лаврентий Берия
Reply to  Константин Обеленский
1 год назад

Не, рановато еще Челтыгмашева в губернаторы. Давайте уж будем честными до конца. Сокол пока что лучший вариант. Но Коновалова не пускать ни в Думу, ни в СФ, Жирно будет!

Константин Обеленский
Editor
Reply to  Лаврентий Берия
1 год назад

пока да, но будущее мраком покрыто

Валентина
1 год назад

Второго зимина нам не надо.

Константин Обеленский
Editor
Reply to  Валентина
1 год назад

может вам и не надо, но всё познается в сравнении и сейчас многие с большой ностальгией вспоминают образ работы команды Виктора Михайловича. Да, были объективные минусы, но даже по сей день в Хакасии реализуется то, над чем работала, а не болтала как Валентин, его команда. Так что забудьте уже про эту коммунистическую страшилку. Переоценка у избирателя уже есть

Вячеслав
11 месяцев назад

Евгений Челтыгмашев единственно верный выбор! Авторитет в Хакасии и человек слова!
Свой, честный, опытный и успешный руководитель! Сто ещё нужно Хакасии?!!!