Вчера, 1 декабря, была знаменательная дата – день рождения самой массовой и влиятельной партии, одной из старейших в современной России. Чтобы понять, с каким багажом в Республике Хакасия партия «Единая Россия» подходит к ответственному периоду, в том числе к грядущим выборам 2023 года, мы побеседовали сразу с тремя ее региональными лидерами: Сергеем Можаровым, Денисом Кабановым и Натальей Кокоревой.

Александр Мяхар: Первый вопрос к Сергею Ивановичу. 2018 год стал «холодным душем» для партии, когда, по сути, региональная власть перешла к основным оппонентам – коммунистам. Можно сказать, что это был один из самых сложных периодов для партии, так как объективно в этот период назрело время для ротации, смены определенных элит. Тогда вы были назначены секретарем партии. Причем надо понимать, что Сергей Иванович – олицетворение предпринимательства, молодости, прогрессивного движения вперед. Это был сознательный шаг в направлении омоложения партии или так совпало? Трудно было находиться в таких условиях? Насколько были сильны старые «скрепы», которые приходилось ломать, или такой задачи не стояло?

Сергей Можаров: 2018 год был кардинальным в рамках избирательной кампании, которая сложилась в регионе. Хакасия до этого жила совершенно иначе. И то, что случилось в начале 2019 года, для меня стало неожиданным стечением обстоятельств – поступило предложение стать секретарем регионального отделения. Во-первых, это не было запланировано. Во-вторых, вы правильно характеризуете, когда происходят какие-то кардинальные изменения или из ряда вон выходящие форс-мажоры, то принимаются определенные меры, в том числе и руководством партии, скажем так, на высшем уровне, в федеральном центре в Москве. Видимо, требовались обновления и кардинальная перезагрузка. Повторюсь, что предложение было неожиданным, но долго думать я не стал. В голове постоянно крутились одни и те же мысли, переживания по этому поводу, ведь это ответственный шаг за все региональное отделение.

Но я рискнул и согласился, так как с партийной работой был знаком и ранее, в должности руководителя регионального исполкома, являясь заместителем секретаря, постоянно взаимодействовал с главой региона, тогда еще Виктором Михайловичем Зиминым. Поэтому определенное понимание самой сути работы и избирательных процессов было, это, наверно, и стало ключевым при принятии решения. И раз поступило такое предложение, отказываться не стал. Хотя, еще раз повторюсь, это был непростой выбор и я четко понимал, что партия «Единая Россия» – консервативная, правящая в стране на тот период, поэтому ответственность колоссальная за все действия, которые в большой степени происходят не только внутри партии.

По поводу внутренней составляющей в Хакасии понятно, что определенная конкуренция была всегда и во все времена, в том числе были разные мнения, которые на определенном этапе либо обострялись, либо нивелировались. И после 2018 года это все стало более явным, но задачи ломать систему не было, руководством партии такого не ставилось.

Для себя я понимал, что нужно находить компромиссы среди тех групп партии, которые представлены в том числе очень уважаемыми и влиятельными личностями – бизнесменами, политиками и т.д. По сути это огромный пласт людей с уже сложившимся по жизни мнением. В целом с этой задачей мы справились, не допустили резких конфликтов, каких-то жестких противостояний и конфронтаций. Но ключевая задача партии была одна – ни в коем случае не опускать руки на уровне регионального отделения, чтобы, в том числе, коллеги не начали смотреть в сторону других политических ориентиров…

Понятно, что есть «мирная жизнь» и период выборов. Во время избирательных кампаний многие вещи обостряются, растет конкуренция. Мы видели такие примеры, когда наши коллеги были сориентированы немного в иную сторону и думали, что им там будет легче. Речь идет о таком факторе, как самовыдвижение, который появился в 2019 году. Но те, кто пошел таким путем, в принципе, не выиграли. Фамилии я называть не буду. А для тех, кто остался, как для самой партии, так и для отдельных ее членов, основного актива, уже первый избирательный цикл 2019 года стал показателем того, что ничего не пропало и на выборах можно выигрывать. К примеру, мы хорошо себя проявили на выборах в Верховный Совет Хакасии и в муниципальных избирательных кампаниях. Партия есть, она работает, ключевой задачей остается консолидация.

Александр Мяхар: Подозреваем, что одной из ключевых задач стояло любой ценой выиграть выборы. Это было достигнуто даже путем потери определенной репутации. К примеру, выборы главы Черногорска Василия Белоногова, у которого, мягко говоря, репутация не на высоком уровне

Сергей Можаров: Своих не бросаем!

Александр Мяхар: Результат выборный хороший, но несмотря на то, что партия консервативная и не очень охотно меняется, само время диктует сделать такие шаги. Мы видим, что в составе партии появляются новые лица. И есть, к примеру, подозрения, что грядущие выборы в Верховный Совет РХ пройдут обновленным составом, для общества не совсем привычным. Никто лучше регионального исполкома не знает о той ситуации, которая находится во всем диапазоне партии, от технической работы до ее количественного и качественного состава её членов, включая все местные отделения. Насколько обновлена «скамейка запасных», готовых стать новым лицом партии? И этот процесс смены проходит самостоятельно, без вашего вмешательства, как некая эволюция, или есть целенаправленный вектор движения в эту сторону?

Наталья Кокорева: Отличный вопрос! Мне хотелось бы начать с того, что начало года ознаменовалось проведением конференции, серьезно поменялись составы политсоветов, куда, естественно, вошли наши активисты. Где-то сменились и секретари, которые попали под ротацию. Появился совершенно иной формат работы. Соответственно изменились и ключевые задачи. Позади остались масштабные федеральные выборы в Госдуму, которые всегда являются глобальными для любой партии. А впереди нас ждали муниципальные избирательные кампании, которые всегда сложные, потому что нужно объединить коллег и идти единым фронтом. Смена секретаря регионального отделения партии задала некий импульс, так как Сергей Михайлович – политик федерального уровня, его стиль и методы работы в чем-то были непривычны для нашей аудитории. Об этом тоже стоит сказать.

Александр Мяхар: Сразу же уточнение. Все-таки процесс изменения партии начат не изнутри, а некоторой волевой рукой? Получается, что Сергей Михайлович меняет образ партии?

Наталья Кокорева: Я бы сказала, что Сергей Михайлович задает тон, так как за его плечами огромнейший серьезный опыт. Мой опыт тоже пригодился в том плане, что я долго работала с первичными отделениями (начальными звеньями), без посредников, и в этом отношении был полезен взгляд немного с иной стороны.

Я бы не сказала, что мы кардинально поменяли систему. Нет! Мы просто направили ее в другое русло, где приходилось принимать и волевые решения. Важна была и обратная связь. В итоге нам удалось серьезно поменять политсоветы. Проведена серьезная работа по подбору кандидатов, а старт был дан в феврале после конференции. Масштаб – впечатляющий, участвовало около 300 кандидатов. Это серьезный круг людей, с которыми мы провели и предварительные встречи, и проговорили многие моменты, в том числе обсудили преимущества нашей предвыборной программы с конкретными предложения от населения. Осенний результат проделанной работы – это качественно проведенные выборы. Мы пришли к хорошим результатам. И четко понимаем, что речь идет не о скамейке запасных, а об активе, который есть во всех территориях.

Александр Мяхар: Объективно в Хакасии слишком много депутатов: 1000 на 0,5 с небольшим миллиона населения. Были случаи, когда кандидатов чуть ли не с фонариком искали, хоть техничку, хоть водителя, только станьте депутатом. Это я к тому, что не за горами выборы следующего года. Какая конкуренция в партии? Есть ли какой-то коэффициент, сколько на одно место будет претендентов? К примеру, многие ли сейчас к вам приходят и говорят: хочу стать депутатом Верховного Совета РХ?

Наталья Кокорева: Давайте не будем про Верховный Совет, так как люди идут ежедневно, ежечасно, активность очень высокая, куда подключиться, как себя проявить… Даже на местном уровне, по результатам предварительного голосования, конкуренция достаточно большая. Да, были моменты, когда мы понимали, что есть слабые кандидаты. Сейчас мы видим здоровую конкуренцию, и это хорошо. Но отчего грустно? Когда по итогам выборов мы собрали свой президиум 14 сентября, где озвучили результаты, то оказалось, что конкурировали самые сильные кандидаты из числа тех, кто шел именно самовыдвижением.

Александр Мяхар: Перейдем к человеку, который несет на своих плечах непростое бремя, занимая должность исполняющего обязанности секретаря региональной партии «Единая Россия», к Денису Анатольевичу Кабанову. Для многих очевидно, что Сергей Сокол является фигурой федерального масштаба. Насколько сложно в его отсутствие, пока он находится в зоне СВО, руководить партией, держать марку и авторитет? Или партийная структура сама по себе так выстроена, что отсутствие руководителя не принципиально?

Денис Кабанов: На мой взгляд, чтобы лучше понять происходящее сейчас, нужно оглянуться немного назад. В 2018 году, после серьезных поражений, которые мы потерпели, в партии началась перестройка целого ряда направлений работы. В этот процесс меня активно включил как раз Сергей Иванович. Мы вместе анализировали сложные моменты, думали над структурой, разрабатывали новые проекты, с которыми в том числе можно было выходить на выборы.

Знаете, есть такое выражение: «Порядок бьет класс». Мы понимали, что нас хорошенько встряхнули, что-то перестало работать, что-то сработало недостаточно эффективно. Сказались и внешние факторы, когда партия обеспечивала внедрение в жизнь пусть непопулярных, но необходимых экономике и обществу решений, и тем самым невольно становилась для определенных категорий людей условным гонцом, приносящим плохие вести. Это как в детстве во время прививки – человек в белом халате, по сути, предохраняет тебя от болезни, но делает это через болезненный укол.

Затем для регионального отделения наступил период вливания «новой крови», этап нового управления и иного подхода к партии. Можно сказать, что началась совершенно другая история регионального отделения. Перемены вообще мало кому в жизни нравятся, поэтому нашлись те, кто с ними не согласился, кто-то наоборот, поддержал. Кого-то удержали, кого-то привели, как, примеру, меня. Но костяк, основа, фундамент партии все-таки остался. И это важнейшее наше отличие от других партий. Сохранены ключевые направления, которые обеспечат стабильность, внесен целый ряд новаций, который обеспечит движение вперед.

Александр Мяхар: С приходом к руководству Сергея Ивановича мы можем провести некую черту: партия до и после? Ведь с определенного момента началось совершенно иное формирование образа партии, больше технократического характера в понимании обычного гражданина…

Денис Кабанов: Не могу согласиться с такой формулировкой. Где-то менялся порядок, где-то – формы, в том числе появлялось и демократическое общение.

Сергей Можаров: По идеологии добавлю несколько слов. То, что некоторые называли слабостью партии, на деле оказалось продуманными, целенаправленными шагами.

Денис Кабанов: Открытость часто сравнивают со слабостью, потому что откровенный диалог или освещение событий такими, какими они являются на самом деле, показывают ведь разное – и красивое, и не очень, но зато настоящее. Но чтобы решать проблемы, нужен точный диагноз, потому что искажение в угоду каких-то других целей обязательно повлияет на результат. Я много говорил об этом в процессе обсуждения, а потом и реализации регионального закона о передаче полномочий в сфере ЖКХ на уровень районов. Нужен трезвый расчет и тщательный анализ в решении любых сложных проблем, самообман в трудные времена крайне опасен. Поэтому открытость, диалог, все то, что входит в демократические процедуры обсуждения готовящихся решений, нужно приветствовать. А вот исполнять то, что решили общими усилиями, нужно уже без лишних разговоров. Четко и даже жестко. На мой взгляд, такой подход позволит нам добиться большего успеха на грядущих выборах 2023 года.

Александр Мяхар: Самовыдвижение – это демократичность, а ограничение этого явления – своего рода диктатура?

Денис Кабанов: Диктатуру и порядок, на мой взгляд, стоит разделять. К примеру, человек пошел самовыдвижением, этот момент согласовали, его поддержали, у нас были такие случаи. Но тогда возникают другие вопросы, в том числе связанные с партийной дисциплиной. Все это отголоски 2018 года: фундаментальная перестройка в структуре партии, новые люди, которые начали где-то замещать имевшиеся «пустоты», а где-то оказывать и серьезную конкуренцию. Появились самовыдвиженцы, а также люди, которые начали смотреть в другую сторону. Ничего страшного в этом нет, это совершенно нормальный процесс. К людям и их выбору нужно относиться с уважением, особенно на этапе обсуждения тех или иных кандидатур или способов участвовать в кампании. Но когда решение принято, главным становится Устав партии, где прописан определенный порядок, и его нужно соблюдать. Тут ничего нового или неясного нет, ведь только так можно обеспечивать эффективность столь большой системы, как наша партия.

Александр Мяхар: День рождения, как в песне, грустный праздник или есть доля оптимизма? Грустный, так как партия вроде и развивается, но тем не менее регионом руководят ваши оппоненты. А в доле оптимизма отражены все предыдущие победы партии за эти годы и надежда, что ситуация изменится уже в ближайшее время…

Сергей Можаров: Не грустный праздник и, может быть, даже не веселый. А может быть, даже и не праздник, а нормальная рабочая ситуация, поскольку 1 декабря, в день рождения партии, традиционно все работают. Но то, что это знаковая дата – 21 год для партии, факт. И тот багаж, который перешел за 20-летний рубеж, очень весомый. Стоить помнить и историю становления партии, ее постепенное формирование. За 21 год было все: и резкие взлеты (с 2001 по 2010 гг.), колоссальные рейтинги, становление как единой партии власти, в состав которой вошли главы многих муниципалитетов. Были и резкие падения (с 2011 по 2013 гг.) – понижение рейтинга партии с 65% до 40% и ниже. Но в истории все циклично, и сегодня мы вновь наблюдаем рост рейтинга партии. Важно также отметить, что в 2019, 2020, 2021 гг. партия «Единая Россия» по отношению к другим партиям всегда была в авангарде. Это партия для людей и ради людей! Сегодня в ее составе – молодые целеустремленные новые лица, с огромным багажом знаний и практическим опытом за плечами. Значит, есть надежда, что все получится во благо жителей родного региона и России. Всех единомышленников с праздником – с днем рождения партии «Единая Россия»!

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments