Самыми важными выборами в любом субъекте принято считать выборы высшего должностного лица, но в Хакасии сложились все предпосылки к тому, что выборы депутатов Верховного Совета будут иметь ценность, сравнимую с определением главы региона.

Для этого сложились в единую архитектуру сложились сразу несколько элементов.

1. Слабость исполнительной власти образца 2018-2023 годов. Все прекрасно видят и понимают, что тандем Коновалов-Штыгашев возник именно из-за молодости и неопытности лица, пока еще занимающего пост главы республики. Несмотря на то, что качественный состав текущего созыва Верховного Совета слаб, как никогда, сам по себе факт влияния аксакала Штыгашева на решения, принимаемые вторым этажом Серого дома, увеличил привлекательность законодательного органа.

2. Личность самого Штыгашева. Насколько для всех очевиден первый пункт, который как ни вуалируй, картинка все равно явная – «дедушка-внучок», настолько же для всех ясно, что «Акела» должен если не оставить стаю, то уйти в сторону.

Мы уже как-то предлагали один из вариантов развития событий, когда для Штыгашева возможна роль советника Верховного Совета, своеобразного наставника и лица, олицетворяющего легенду хакасского парламентаризма, с отдельным кабинетом. Но с должностью спикера он точно может попрощаться. Даже если он зайдет в Верховный Совет депутатом, стать его руководителем Штыгашеву не дадут в силу разных причин, и главные из них в том, что сферы влияния на парламент сильно изменятся. «Единая Россия», где он пока продолжает числиться, зайдет в законодательный орган обновленным составом. Время его оплота, так называемой «старой гвардии» (Могилина, Шпигальских, Воронин, потенциально Комаров, исключенный Шулбаев) стремительно движется к закату. А те лобби промышленных групп, которые возможны при формировании нового состава, также сместятся в другую от Штыгашева плоскость. К примеру, традиционные его дружеские отношения с Еленой Безденежных не отразятся влиянием на представителях РУСАЛа, потому как, с большой вероятностью, они будут под протекторатом совершено другого крыла значимой для страны компании алюминщиков.

Грядущий уход на покой «вечного» спикера парламента делает этот орган как никогда привлекательным для борьбы за власть. И речь здесь даже не про персональных политических воинов. Их просто на горизонте нет, а если кто и появляется, как, например, Михаил Побызаков, то сразу терпит фиаско – проваленная работа в вверенном ему социальном блоке и то, что это дошло до президента страны, ставит крест на его спикерских амбициях. Речь о том, что за должность председателя будет нешуточная борьба фракций и групп влияния.

3. Собственно, к возможному распределению влияния таких групп. Начну с нижнего эшелона и тех единичных мандатах, на которые будут претендовать «Новые люди», «Справедливая Россия», «Комросы»… Все эти ребята, потенциально проходящие в законодательный орган за счет преодоления 5% барьера по партийным спискам, в итоге будут вынуждены искать – к какой сильной группе прибиться, чтобы совсем не потеряться из виду, и не будут влиять на основные политические расклады.

Но даже до этапа игры первого уровня надо будет добраться, а в условиях, когда основная борьба развернется между двумя титанами, это будет сложно, тем более что на их поле ещё и ЛДПР, про которую стоит сказать отдельно.

С одной стороны, Михаил Молчанов как руководитель регионального отделения делает правильные шаги, нацеленные на стратегическое развитие регионального отделения. Но в связи с уходом из жизни Жириновского и всеобщим процессом ротации политических элит, партия явно покинула пьедестал так называемой большой тройки, и их главная задача на сегодня – сохраниться в повестке, взять на выборах в высший республиканский законодательный орган хотя бы 3-4 мандата и удержать позиции. Это приведет к тому, что беспощадная политическая битва будет вестись не только на высшем уровне, но и в среднем сегменте, углубляя всеобщий политический накал.

4. Титаны. Наиболее сильные объединения традиционно разделят сферу влияний по политическому принципу. Не просто взять большинство, но и качественно усилить влияние обязана «Единая Россия». Думается, что она успеет к моменту выборов перестроиться под требование времени и предстанет перед хакасской общественностью в сильно обновленном образе. Политическая молодость, управленческие качества, перспективность – основные факторы, которые должны выгодно выделить партию власти среди всех остальных.

Главным конкурентом ЕР будет КПРФ. Сейчас много стали размышлять над тем, будут ли конкурентными выборы главы республики в 2023 году или все решит одобрение президента. Вне зависимости от того или иного сценария, коммунисты сильно попытаются вгрызться в законодательный орган Хакасии, по большому счету это будет для них момент истины, показатель того, что значит их партия в принципе. При этом, вне всякого сомнения, им сильно помогут старшие товарищи с просторов федерации. На выборы будут потрачены колоссальные средства, что обязательно отразится на голосах избирателей. К сожалению, именно так и утроено все, реклама может развернуть в нужное заказчику русло любые настроения.

5. Конкурентом для «Единой России» будет не только КПРФ. Ещё одна опасность достижения максимального результата будет крыться в новом тренде. Блок самовыдвиженцев может спутать абсолютно все карты на игровом поле. Выборы ГД показали, насколько это возможно.

Представьте, что Евгений Челтыгмашев, отпустив амбиции стать главой региона, организует блок самовыдвиженцев, со знакомым уже избирателям названием «Зa наших», реинкарнируя и качественно углубляя девиз «За нашего – Евгения Челтыгмашева». Для этого у Евгения Павловича есть многое: средства, сетка агитаторов, связи с лидерами общественного мнения, которые могут идти по политической дороге самостоятельным – беспартийным путем, но которые могут вполне объединиться под флагом единого блока.

Единственная и самая большая угроза тому, чтобы этот блок политически выстрелил, это поведение Избирательной комиссии при регистрации кандидатов. Но здесь, с одной стороны, все вопросы может снять изменение федерального законодательства, когда поддержка кандидатов будет возможна через платформу Госуслуги, а не путем автографов в подписных листах, что минимизирует почти до нуля брак в сборе подписей. С другой стороны, даже если этого не произойдет, сам Избирком может проявить лояльность и нейтралитет в этом вопросе.

6. Может появиться и новый вектор распределения сил, к примеру, попытка создания промышленного лобби. Наблюдается, что в республике за последний год сильно политически активизировался РУСАЛ и этот компонент обязательно следует разобрать по косточкам в следующем году. Пока же отмечу, что опыт у алюминщиков в Хакасии по этому компоненту есть: в недалёком прошлом при правительстве Лебедя они реализовали конструкцию диалога с властью через влиятельную группу в парламенте и обособленность Саяногорска.

Впрочем, нынешние реалии диктуют свое большое «но» в этих замыслах. В Хакасии огромный кадровый голод, достаточно сильной конкуренции внутри партий не будет, а так или иначе большинство представителей любой промышленной группы принадлежит традиционно к партии власти.

Если «Единую Россию» поведет на выборы Сергей Сокол, он не допустит внутренней оппозиции и расползания своих кандидатов по углам. Хотя это и потребует приложения усилий, отвлекающих от главной выборной цели.

Стоит также отметить, что пока не видно активности угольщиков в направлении создания своего лобби, но это может быть лишь затишьем перед бурей. Учитывая состояние отрасли и отсутствие видимых перспектив увеличения отгрузки угля из республики на следующий год, для ряда компаний отрасли вопрос вмешательства в политические расклады станет не только традиционным спортивным интересном, но и вопросом жизненной необходимости и экономической целесообразности.

В общем и целом, должно быть очень жарко, какие бы расторговки между отдельными политическими группами ни случились. Слишком много векторов, и у каждого воина этой грядущей битвы неустанно точатся мечи. Политического мира и согласия в Хакасии образца 2023 года точно ждать не приходится, но тем ценнее будет голос каждого избирателя, в руках которого будет не много ни мало – судьба республики на ближайшие годы.

Александр Мяхар

Подписаться
Уведомление о

2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Старик
1 год назад

странный анализ – называть КПРФ в Хакасии титаном. Вы точно политолог, товарищ Мяхар?

Пелагея
Reply to  Старик
1 год назад

Да уж, титан))) Колосс еще скажите. Только на глиняных ножках. Хоть одну харизматичную личность (вызывающую доверие) из коммуняк можно обнародовать?