ДомойОбществоЛовим лето за хвост: несколько полезных сценариев семейного отдыха от абаканского психолога

Ловим лето за хвост: несколько полезных сценариев семейного отдыха от абаканского психолога

-

Лето неумолимо идёт на закат, и чем меньше дней остаётся, тем всё жаднее хочется впитать каждой клеткой яркие краски, свет, тепло, ароматы спелых ягод, и попробовать лето на вкус, цвет и запах. Абаканский психолог Анна Мантикова предлагает несколько сценариев приятного и полезного времяпровождения детей и родителей: от совместного чтения до мини-квестов на свежем воздухе.

«Я ежегодно смакую август с особенным удовольствием. Но кое-кого ждёт новая волна забот – впереди длинный забег первоклашки! Да и те, у кого дети пойдут во 2, 3, 4 классы, тоже теперь в ряду родителей, которым надо что-то делать в это сладкое для детей слово «каникулы».

Коротко о главном

В России у школьников очень длинные каникулы, и я легко могу понять, что к августу у многих родителей голова идет кругом от выполнения функций менеджера культурно-досуговой деятельности своего младшеклассника. Недавно работала с клиентским запросом мамы будущего первоклассника – ее волнения по поводу того, достаточно ли она хорошая мать, всё ли предусмотрела и хорошо ли подготовила чадо к школе. Она была настолько растревожена, что попросила простые чёткие инструкции, что ещё успеть сделать с ребёнком до сентября, а что лучше уже отпустить. Хорошая постановка вопроса, она мне очень нравится, ведь это уже и есть начало структурирования, разделения на важное и второстепенное. Давайте разберёмся, что же действительно – занятия стоящие уходящего лета, которое уже тает на глазах, как шарики мороженого на жаре.

Лето, природа. Фото Анны Мантиковой

Научите ребёнка учиться! Современная школа не даёт этот soft skill, «мягкий навык», лежащий в основе любой адаптации и умения усваивать и интегрировать новый опыт. Школа будет учить, а будет ли учиться ваш ребёнок – большой вопрос. Поэтому не тратьте время на усвоение фактологической информации, а покажите, как её добывать. Чем младше ребёнок, тем больше игры в процессе обучения.

Играем в робинзонов или юннатов

Не забываем, что пока ещё лето, поэтому устраиваем квесты на свежем воздухе. Поиграйте в Робинзона или юнната, разработав план игры, в котором ребёнок будет учиться структурированию информации, её анализу и синтезу. Это незаменимые когнитивные навыки, из них начнёт формироваться критическое мышление – важнейший навык современного полноценного представителя вида «человек разумный». Если бессистемно потреблять низкопробный контент, к сожалению, само собой оно не сформируется. Или ценой множественных и дорогих ошибок.

Зачем? Да хотя бы для того, чтобы выжить, сохранить психическое здоровье и не попасться в лапы вездесущих «инфоцыган», которые будут продавать воздух задорого. Представьте себе, что таких печальных последствий может легко избежать ваш ребенок, если, к примеру, научится самостоятельно работать с атласом-определителем растений, птиц, рыб – любых представителей флоры и фауны. Потому что если это станет его навыком, он научится дальше распространять его на любые сферы жизни, работать с любой информацией.

Лето, природа. Фото Анны Мантиковой

А сейчас, пока у него детство, он может стать ловким Робинзоном или юным натуралистом, и будет получать удовольствие от квестов по поиску и определению цветка, кустарника, дерева, птиц… Родитель, обрати внимание: сейчас, в век голосовых помощников, когда по фото нейросеть отыщет название любого объекта, если ребёнок будет пользоваться на постоянной основе этими помощниками, это беда. Тогда ни о каком аналитическом навыке и навыке синтезировать информацию говорить нельзя, ребенок будет только воспроизводить, и то не из головы, а с гаджета. У него будет сформировано мало нейронных связей, и я молчу о креативности.

Поэтому, родитель, и тебе придётся потрудиться, чтобы обеспечить конкурентные преимущества своему чаду на будущем рынке человеческих ресурсов. Как минимум, приобрети пару таких книжек, атласов-определителей чего угодно, но в той сфере, где вы с ребенком сможете это увидеть в живую. Я сейчас говорю о местности, где вы живёте – её растительном и животном мире. Возможно, что ваш ребёнок захочет собрать гербарий растений, которые есть у бабушки в деревне или в вашем городском парке. Но срывать их необязательно, вы можете брать эту энциклопедию на прогулки и играть в квест для мозга, определяя поэтапно семейство, род, вид, подвид… Так вы будете развивать ментальный навык: идти от общего к частному.

Когда в моём детстве мне подкинули такую книгу для упражнений, я так увлеклась ботаникой, что, участвуя в отборочных конкурсах, прошла в команду города, потом Красноярского края, три года подряд занимала второе место. Конечно, хотелось победить тотально. Но за три подхода мне не удалось этого, впереди на шаг всегда была одна девочка, дочка лесника. И я успокоилась, ведь она с пелёнок знала всю тайгу по именам, а я просто в 10 лет начала играть в палисаднике в юнната, и доигралась даже до участия во Всероссийском слёте членов школьных лесничеств в Туле (он же и конкурс), где вошла в первую десятку.

Лето, природа. Фото Анны Мантиковой

Потом у меня случился старший подростковый возраст, и я всё это забросила, но даже сейчас, гуляя по лесу или парку с друзьями где угодно, я то и дело удивляю их тем, что многому из окружающего меня могу дать его законное имя без всяких там нейросетей. Вернее, благодаря собственной. Но это так, милый бонус. В детском возрасте важен сам процесс овладения навыком анализа в форме игры, и не компьютерной, а настоящей – ретро-оффлайн. Это полноценный досуг и развитие одновременно. Ну а в моём детском примере это была ещё и радость открытий. Кстати, тогда, больше 25 лет назад, мне достали эту книгу «по блату» из взрослой библиотеки и дали под личную ответственность осваивать поля. Вот тогда-то во мне и проснулся исследователь, и не думаю, что это бы случилось, если бы в ту эпоху у меня была Алиса, Сири и фотоопределитель Гугла. Теперь важный вопрос: а как же ребёнку преподнести этот квест, чтобы он не хотел пользоваться помощью гаджета, а действовал опытным путём по алгоритму?

Ленивый родитель, увы и ах, своему чаду ты точно не создашь условия для будущих конкурентных преимуществ. Потому что ответ один – делать это вместе с ребёнком, и чем он младше, чем дольше этот этап (но он всего-то несколько дней в конкретном примере). Взбодрись, ведь, не сформировав важнейшие навыки в детстве, твой ребёнок в лучшем случае обратится за коучингом во взрослости. Это будет увлекательное путешествие, полное открытий, но гораздо позже, а ещё и недешёвое. А в худшем случае – станет жертвой всяких пирамид, и только ленивый на нём не заработает, а виной всему – упущенное в детстве время для развития нейропластичности, умения работать с информацией, структурировать её, что в дальнейшем привело бы к развитию критического мышления. Надеюсь, я замотивировала тебя сегодня достаточно, родитель…

Книга
Изображение из фотобанка

Читаем вслух

Но остался один вопрос: а чем заняться с ребёнком в остатки лета, если плохая погода?

Читать вместе с ним! Сначала нужно читать ребёнку вслух (и вовсе не обязательно сказки и именно на ночь, хотя это тоже прекрасный ритуал). Дети во многом сейчас лишены волшебства фантазии и воображения о персонажах, так гораздо раньше видят их готовыми на экране в сказках и мультиках. Чтение – особая магия, но как об этом узнает ребёнок, не выпускающий из рук смартфон? Именно поэтому сейчас, как никогда, важно начать формировать навык чтения книг у ребёнка через эмоциональную связь с ним – чтение ему вслух. Потом вместе с ним, и дальше он может полюбить читать и его уже будет не остановить.

Но этого может и не случиться, что тоже не беда, ведь вы прекрасно провели время вдвоём, не так ли? А это вопрос к вам – умеете ли вы кайфовать от того, что читаете вслух своему чаду, от его блестящих глаз и звучания вашего голоса? Может, и вам стоит развивать в себе гибкие навыки? Родительство даёт 1000 и 1 шанс для этого.

Кстати, повторю, что это не обязательно детская литература, начните с чего угодно, а лучше с того, что нравится вам. Это могут быть и новеллы, и «взрослые» стихи, ведь не каждый с неподдельным энтузиазмом может декламировать Маршака или Барто. Вот и о себе вспомнить и позаботиться повод: что я хочу почитать вслух сегодня? А для тех, кто не готов сегодня копать так глубоко про себя в контакте с ребёнком, привожу вариант «детского темплана»: Винни-Пух, Груффало, Маленький принц, стихи Даниила Хармса, Айболит, Бибигон, Поросенок Петр, Карлсон, Приключения Эмиля из Леннеберги, Лучшая семья в мире, Жила-была собака, Сказки братьев Гримм, Русские народные сказки, Маугли, Денискины рассказы, Дядя Степа, Король Матиуш Первый, Муми-тролль, Мой Марс.

Лето, природа. Фото Анны Мантиковой

Устраиваем мини-квесты на природе

А когда снова засветит солнышко, продолжаем играть в Робинзонов и юннатов на свежем воздухе. Вот несколько мини-квестов, кроме умения работать с атласом-определителем, вовлекая в которые, вы создаёте у ребёнка платформу, помогающую стать исследователем по жизни, а значит, развить пытливый ум, который не помешает в покорении своих вершин.

1. Сходите с ребенком (или несколькими детьми) на ближайший луг и перечислите все дикие цветы, которые там сейчас цветут. Составьте список. На следующий день посылаете чадо искать названный вами цветок (рвать их необязательно, можно просто позвать вас посмотреть), отмечаете найденные. И так пока ребенок все не запомнит. Это можно повторять каждые десять дней – цвести будет разное.

2. Переверните камень или вросший в землю кирпич. Оттуда будут разбегаться и уползать всякие букашки. Поименуйте их для ребенка, расскажите про их жизнь, определите, к какому типу они относятся: кто к кольчатым червям, кто к паукам, кто к насекомым. Не забудьте положить камень на место. Потом дети сами не раз повторят это и расскажут другим.

3. Составьте с ребенком альбом-гербарий из листьев деревьев, которые растут в вашем округе. Ребенок, который по листьям умеет определять тип дерева, на много лет вперед не только чувствует себя увереннее в мире (деревья все-таки очень большие, а я знаю, как их зовут, и значит, немного «свой» для них), но и получает не одно, а сразу несколько социальных очков, и от взрослых, и от сверстников – это очень важная компетенция.

4. На пруду понаблюдайте, кто и как там живет: плавунцы, личинки стрекоз, ручейники и водомерки – вы точно кого-нибудь увидите. Расскажите ребенку про их жизнь. Можно взять сачок и банку. Только не забудьте выпустить всех обратно.

5. Поймайте для ребенка несколько эффектных насекомых. К примеру, сороконожку, навозную муху, кузнечика, несколько больших лесных муравьев (хорошо, если они будут из разных «каст»). Для начала это должен сделать именно взрослый, иначе ребенок повредит насекомых, а кто-то из них может и укусить его. Посадите их в просторные банки, закройте верх марлей. Понаблюдайте за ними, расскажите о них, обсудите, что ребенок увидел сам (у детей, как правило, зрение острее), попробуйте покормить – кузнечик, оса и даже муравьи могут и поесть. Потом вместе с ребенком осторожно выпустите каждого туда, где взяли.

6. Покажите ребенку личинки комаров, головастиков, стрекоз, гусениц и бабочек разных видов – дайте прямо из природы понятие метаморфоза. При случае объясните, что старший брат не играет с ним и рычит именно потому, что прямо сейчас тоже проходит метаморфоз из ребенка во взрослого.

7. Найдите большого паука и вместе понаблюдайте за тем, как он строит свою сеть.

8. Если у вас есть микроскоп (простенький цифровой стоит дёшево, сопрягается с телефоном), покажите ребенку, как устроен лист крапивы, кто живет в капле воды, расскажите о клетках (хрестоматийная кожица лука).

9. Поживите рядом с лесным муравейником или с гнездом земляных или каменных муравьев. Расскажите и покажите, как устроена их жизнь. Наверняка увидите воинов, строительство и как в солнечный день они носят куколок гулять. Посыпьте сахарный песок – муравьи очень забавно выстроят дорожку.

10. Выньте лопатой кусок дерна с травой (потом верните на место, заодно посмотрите живущих с обратной стороны букашек), выкопайте яму и покажите ребенку, насколько тонкий слой живой жизни (особенно если вы живете на северо-западе, а не в черноземных регионах) и как быстро под ним начинается песок, глина или камень. Объясните про хрупкость этой пленки.

11. Покажите годичные кольца на каком-нибудь свежем спиле (специально пилить дерево не надо!) и объясните ребенку, как по ним узнать о разных обстоятельствах жизни дерева.

12. Рассмотрите кору на каком-нибудь старом дереве около озера со всеми ранами и прочим на ней. Укажите детям на следы деятельности людей, которые уродуют деревья для своего развлечения. Развивайте у детей эмпатию! Человек, жалеющий и чувствующий дерево, скорее всего, и все другое тоже умеет чувствовать и жалеть.

13. Соберите с ребенком коллекцию интересных семян: определите и подпишите. Весной сможете, если захотите, высадить.

14. Полежите вместе ночью на сене в поле и посмотрите, как поворачивается звездный свод. Покажите ребенку Млечный Путь и назовите хотя бы пять созвездий и десяток самых ярких звезд. Помимо всего прочего, это тоже дает социальные очки среди сверстников.

И это только для начала. Наверняка именно вы с ребенком придумаете еще много всякого интересного. Не упустите лето, не зря же говорят, что остатки сладки!»

Арбуз
Фото: Анна Мантикова
Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x