То, что с защитой прав коренных и малочисленных народов, проживающих на территории Хакасии, не все гладко, говорить, вероятно, не стоит. Теперь же и о минимальной государственной поддержке на уровне республики придется забыть.
Валентин Коновалов внес изменения в документ, предусматривающий порядок ведения хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Республике Хакасия, а также, по сути, исключил участие регионального правительства в определении порядка заключения договоров (соглашений) об осуществлении хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования и рассмотрения возражений представителей коренных малочисленных народов в отношении осуществления хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования.
Напомним, что федеральное законодательство дает определение таким территориям – они имеют статус особо охраняемых. Ведение хоздеятельности на таких участках имеет целый ряд ограничений. Однако зачастую соблюдение норм закона носит формальный характер, что приводит к нарушениям прав народов, проживающих в территориях традиционного природопользования.
Применительно Хакасии речь идет о шорцах. По официальным данным численность шорских общин составляет около 1000 человек, живущих в отдаленных таежных поселках Таштыпского и Аскизского районов. Сегодня люди по факту остались один на один с золотодобывающими компаниями, которые моют золото там, где испокон века жили шорцы. Теперь представители малочисленного народа остались даже без формальной поддержки регионального правительства.
В постановлении, подписанным Валентином Коноваловым признан недействующим пункт, по которому у правительства Хакасии были рычаги воздействия на компании ведущими хозяйственную и предпринимательскую деятельность. А именно правительство республики отказалось от определения порядка заключения договоров (соглашений) об осуществлении хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования. Также полностью Коновалов отказался от утверждения порядка рассмотрения возражений представителей коренных малочисленных народов в отношении осуществления хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования. Это было прописано в п.5.5, утратившем силу.
Люди лишились даже той номинальной поддержки, которая была прописана в региональном законодательстве. Теперь представим ситуацию: с одной стороны, грамотные и заточенные на результат юристы, нанятые золотодобытчиками, с другой, пусть не обидятся на автора этих строк, жители глухих таежных поселков, неискушенные в юриспруденции.
У вас есть варианты, в чьих интересах будет составлен и заключен договор? То же самое с рассмотрением возражений коренного населения в отношении ведения хозяйственной деятельности на их территориях.
Примечательно, что, полностью дистанцировавшись от поддержки и защиты интересов шорцев, глава Хакасии ввел новеллы по которым появилась лазейка для нарушителей закона. Прежняя редакция документа допускала «использование земельных участков и природных ресурсов гражданами и юридическими лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, для осуществления предпринимательской деятельности, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территории традиционного природопользования».
Теперь же, в этом же пункте предусмотрено «возмещение убытков в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами».
Хочется искренне верить, что внесение изменений в действующее республиканское законодательство продиктовано заботой о коренных и малочисленных народах. Но почему-то закрадываются сомнения и двойном толковании понятия «о возмещении ущерба». Складывается ощущение, что появление этой нормы нужно как раз для оправдания возникновения ущерба. Учитывая доходы золотодобывающих компаний, возмещение ущерба – это не проблема.
Тем более, что этим же документом отменен пункт 5.2.1. о запрете любой деятельности, угрожающей состоянию природных комплексов и объектов, в том числе влекущей за собой вред экологической и культурной ценности территории традиционного природопользования.
Получается, что разрешено все, что не запрещено.
Какое-то извращенное понятие о защите и охране территорий проживания коренных и малочисленных народов.
Игорь Бац
когда уже этого вредителя на нары определят