В родном для Владимира Штыгашева Таштыпском районе на пост главы территории от ЕР будет баллотироваться Алексей Дьяченко. В данной ситуации это знаковая фигура, утверждение которой свидетельствует, что рычаги влияния у одного из старейших политиков Хакасии на ситуацию, в этом конкретном случае, упущены. В кулуарах  обсуждалось, что руководитель Верховного Совета планировал продвигать в Таштыпском районе свою кандидатуру. Ей мог стать Василий Шулбаев, который уже был главой района, а сейчас возглавляет комитет по экономической политике ВС РХ. Но всё пошло иначе – «Единая Россия» поддерживает Алексея Дьяченко.

Ситуация в Таштыпском районе характеризует политический расклад в Хакасии. Последние события свидетельствуют, что Валентин Коновалов и взявший под свое крыло молодого губернатора аксакал хакасского политического олимпа теряют рычаги управления регионом. Один тянет на дно другого. Связка, которой Штыгашев и Коновалов опутали друг друга для балансирования во власти,  становится для обоих уже не подспорьем, а удавкой.

Началась эта перманентная революция в районах республики. В конце мая «команда Коновалова» проиграла Сергею Зайцеву Ширинский район. Главой территории стал выдвинутый от ЕР Андрей Диринг. Единороссы зачислили эту победу в свой актив. Формально так и есть. Диринга выдвигала партия власти. Но в Ширинском районе есть важный нюанс. Все рычаги управления курортно-туристическим муниципалитетом находятся в руках Сергея Зайцева. Он придумал многоходовую композицию по выдвижению Диринга, он провел выборную компанию, и он усадил в кресло главы района своего ставленника. Кстати, не факт, что надолго. Если в районе образуют муниципальный округ, то могут быть перевыборы главы и уже не народным голосованием а депутатским корпусом – и вуаля, Сергей Николаевич замкнет комбинацию, если, конечно, Диринг к этому времени не почувствует вкус настоящей власти.

Суть в другом. Если бы Диринг выдвигался от любой другой парламентской партии – результат был бы тем же самым. Он стал бы главой района, и партийная принадлежность в этом играла бы не самую главную роль. Но то, что «команда Коновалова» проиграла, – это не просто однозначно, а вырублено, не сотрешь. Выдвинутый КПРФ Игорь Ефремов – личность, которую изначально отправляли на голгофу поражения. Надежды, что он может выиграть выборы в Ширинском районе, были откровенно слабые. В предвыборном штабе КПРФ этого не могли не понимать. Но зачем тогда выдвигали? Во-первых, выбор кандидатур не велик, во-вторых, хотели попробовать – а вдруг получится? Не получилось. В данной ситуации можно было пойти другим путем, однако протоптанные дороги пиарщикам серого дома не ведомы. Они любят ходить своими тропинками, ведущими в тупик.

Другое дело Владимир Штыгашев. Человек в политике всю сознательную жизнь. Штыгашев был знаковой фигурой еще при Брежневе, остается такой и сегодня. Но 82-летний спикер респарламента уже не первый год теряет былую хватку. Раз за разом он попадал в неприятные и откровенно антирепутационные истории, а накануне от него ускользнул родной Таштыпский район. Тот самый, в котором Владимир Николаевич всегда чувствовал себя настоящим хозяином. Пять лет назад районным руководителем был Василий Шулбаев. В 2018 году он избрался в Верховный Совет и по протекции Штыгашева был избран председателем комитета по экономической политике. КПД этого системообразующего парламентского комитета, кстати, стремится к нулю.

Впрочем, такова суровая реальность. Профильный комитет оправдывал свое наименование, только когда им руководил Владислав Торосов. В остальные времена деятельность сводится к утверждению изменений федерального законодательства. Своих мыслей по развитию экономики Хакасии из комитета не выходит. В последнее время поговаривали, что Василий Шулбаев может вернуться в Таштыпский район, вновь избравшись главой муниципалитета. Гипотетически это могло стать реальностью, заручись он поддержкой партии, но ЕР оказала своё доверие Алексею Дьяченко.

По большому счёту, на сегодня в региональном политсовете ЕР может быть даже то, чего быть не может. Руководство республиканских единороссов представляет из себя очень разношерстную компанию, где есть представители самых различных элит и групп влияния. Свою нишу в политсовете занимает Светлана Могилина, особняком держится экс-руководитель Сергей Можаров, новую систему координат выстраивает депутат Госдумы Сергей Сокол… Есть основания полагать, что Алексея Дьяченко продвинул именно он. Тем самым Сокол обошёл и старых аппаратчиков, и молодых руководителей ЕР, а глава Таштыпского района приобрел надежный тыл. Нельзя забывать о том, что именно Сергея Сокола называют будущим главой Хакасии.

Правда, для этого надо будет сильно постараться и не только на ниве завоевания симпатий жителей республики. Если депутат Госдумы действительно будет бороться за пост главы Хакасии, его ожидает масса аппаратных игр. Несмотря на то, что Штыгашев уже не тот могучий и мудрый “Каа”, который мог склонить чашу весов в свою сторону, исход внутрикулуарной борьбы все же будет частично зависеть от поведения политика преклонного возраста, как минимум в силу того, что до сентября следующего года он остается в статусе Председателя Верховного Совета Хакасии, хотя и это в теории может измениться.

Необратимой поступью ощущается совсем другой процесс. Не от Штыгашева зависит то, кто станет следующим губернатором, но от будущего губернатора зависит то, каким будет уход из политики Штыгашева. История  Хакасии показывает, что Владимир Николаевич раньше умел находить точки соприкосновения с каждым из тех, кто стоял у руля исполнительной власти республики, но на то она и история, что остается в прошлом, как перевернутая страница.

Факты свидетельствуют, что в Хакасии медленно, но уже верно идет смена элит, и происходит это под эгидой нового образа партии власти и с новым лидером республики.

Александр Соловец

Подписаться
Уведомление о

1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Бабуля
1 год назад

Как говорил классик: писатели пописывают, читатели почитывают… А жизнь идет своим чередом. И куда нас занесет нелегкая через год?