На днях мне посоветовали объяснять некоторые вещи проще, чем это происходит в деловых публикациях, без сложных словесных конструкций, в формате «ближе к народу». Деловой язык для того и деловой, что обладает своими атрибутами и архитектурой, но и к советам надо всегда относится бережно: если есть спрос, значит, должно быть предложение. Пробуем новый формат: простыми словами о сложных вещах.

«Что происходит в Хакасии?», «А что дальше?», «Пойдет ли Коновалов на второй срок?», «Кто станет губернатором?», «Как спецоперация отразится на политической жизни?» – эти вопросы наряду с «а что будет с сахаром», который задают мне, узнавая даже в магазине, часто звучат в общении с жителями нашей республики. С сахаром будет все нормально: в России почти семь десятков заводов по производству этого продукта, и они способны обеспечить потребности не только нашей страны. Поговорим про политику.

Самый (пока ещё) обсуждаемый человек в Хакасии – Коновалов. Страница под названием Коновалов в глобальном понимании практически закрыта. Друзья, его просто уже нет. Есть некий комикс, над которым потешаются СМИ, а общественность по инерции ещё обсуждает его «крылатые фразы», вроде «жены Цезаря» и «так нельзя».

Хотя уже не до шуток. То, что сейчас происходит в стране, поставило жирную точку в вопросе о компетентности правительства Хакасии текущего состава, к которому и без этого доверия не было. Валентин, конечно, может попытаться пойти на второй срок, но этот поход без шансов. Есть точка невозврата в его рейтинге, подтвержденная многократными социологическими исследованиями. Кстати, отдельное спасибо надо сказать Владиславу Никонову, который своим поведением окончательно развеял веру в победу коммунистов даже у самых стойких их сторонников. Не исключено, что Коновалов в 2023-м станет депутатом Верховного Совета (на федеральном уровне его никто не ждёт), но это совсем другая история. Поэтому коллекционируйте очередные перлы – это, по всей видимости, предел возможностей текущей власти, нам же пора смотреть вперед, переключаться на других персон.

Глава Хакасии. Кто наиболее вероятный претендент? Сильная личность, способная выстроить четкую архитектуру государственного управления с сильной вертикалью. Главой Хакасии станет политик, близкий к федеральному центру и, с большой вероятностью, представитель партии власти, то есть «Единой России». На сегодня, кто и как бы ни вуалировал этот вопрос, объективная действительность говорит о том, что это Сергей Сокол.

Спикер Верховного Совета. Владимир Штыгашев затянул свой уход из высшей региональной власти. Хотелось бы, чтобы он выходил на отдых в лучах славы, но последние годы создают впечатление прощания с политикой не на мажорной ноте и в приятном глазу пейзаже, а в условиях закрытого тучами заката и какофонии. Даже если он каким-то немыслимым способом и попадет в Верховный Совет, то спикером его точно не назначат. Он, вне всякого сомнения, глыба хакасской политики и истории, но новая реальность неумолимо закроет страницы прошлого и переместит эту книгу в архив.

Кто будет после Штыгашева, тот возьмет на себя большой груз и вряд ли будет столь же искусен в хитросплетениях управленческих комбинаций, как «дед», и уж точно будет обладать гораздо меньшим политическим весом. Чтобы не допустить хаоса в законодательной ветви республиканской власти, спикер, как и глава, будет представителем партии власти. Больше того, с 2023 года начнется период, когда исполнительная и законодательная власть Хакасии будут в большей части будут действовать согласованно, а не конкурируя между собой за сферы влияния.

Политические партии. Как уже стало понятно, в условиях объективного усиления вертикали власти в стране усилится «Единая Россия». С одной стороны, такие установки, как «мир до и после», «обнуление» и «новая реальность», спишут много грехов партии. С другой, репутационное укрепление произойдет в силу того, что партия власти намного опережает всех остальных по реальным действиям в сложной ситуации: от сбора гуманитарной помощи до реакции в сфере управления. Отчасти от этого же партии второго эшелона (ЛДПР, СР, «Новые люди») потеряют и свой электорат, и даже своих челнов – слишком пассивны они во время эпохальных перемен.

В целом, на федеральном уровне, ярче становится психологический посыл «свои и чужие», который отразится и на субъектовой политике. Разделение общества на полюса, без своего рода буферов, приведет к усилению не только ЕР, но и КПРФ. Часть людей придёт к простому выводу о том, что в России есть две реальные партии с политической силой: «Единая Россия» и КПРФ, а значит, надо выбирать одну из них. При этом такие установки, как «обнуление» и «чистый лист», приведут к возвращению в обе партии старых и вышедших в свое время по разными причинам членов.

В Хакасии же, в отличие от общего федерального тренда, КПРФ принципиально не усилится, а наоборот – продолжит слабеть. Коммунисты по разным направлениям будут отдавать власть, проигрывая «Единой России» и муниципальные выборы 2022 года, и выборы главы Хакасии, и утратив солидное представительство уровня 2018 года в парламенте республики – слишком сильно Валентин Коновалов и его так называемая команда дискредитировали партию.

Будущее далеко? Оно уже здесь. Очень знаковая публикация была в конце прошлой неделе в моём любимом телеграм-канале хакасского сегмента Abakan Today. Суть публикации была в рассуждениях о том, кто из действующих министров может продолжить работу в следующей конструкции государственного управления республикой. Это не просто рассуждения, уже сейчас выстраивается новая архитектура власти в Хакасии, которая через год с небольшим возьмет бразды управления в свои руки. Меняются изнутри политические партии, союзы политических групп, бизнес ориентируется на новые модели и т.д. То, что не видно глазу, на самом деле внутри делового поля активно работает, как завод внутри горы, скрытый до поры до времени.

Самое главное, что надо знать – Хакасия не брошена на произвол судьбы, новая реальность неизбежно придет. Простой ответ на сложные вопросы заключается в том, что нужно переворачивать старые страницы и идти вперед, поддерживая тех, кто может улучшить жизнь нашей республики. Пусть общая направленность страны на значительное обновления кадров создаст и в Хакасии совершенно новые кабинет министров и парламент, сформированные по принципу профессионализма, который, впрочем, не исключает и возвращение специалистов из зиминской команды, и продолжение карьеры тех, кто успешно работал при Коновалове.

Хакасия идёт к тому, чтобы работа и реальные дела стали в приоритете, а коноваловский популизм сменился профессионализмом, и эта реальность всё ближе.

Александр Мяхар

Подписаться
Уведомление о

4 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
смерш
2 лет назад

Все гораздо проще.
Хакасия находится под внешним управлением. Коновалов – бутафория, регионом управляю коллаборационисты, они же загнали Хакасию в долговой тупик, чтобы остановить всякое развитие.
Коллаборационисты в органах власти обслуживают интересы олигархов а не народа. Отсюда и вывод:
Кого бы не поставили главой региона, все будет продолжаться по одному сценарию – стагнация (застой). Нужна чистка органов власти в парламенте и исполнительной.

Константин Обеленский
Editor
Reply to  смерш
2 лет назад

С надеждой смотрим в 2023 😉

Валентина
2 лет назад

Кем себя то видите в будущем Правительстве? Не зря же решили переподготовиться.

Константин Обеленский
Editor
Reply to  Валентина
2 лет назад

Пересланное от Александр Мяхар: учиться и повышать профессиональную подготовку всегда не зря. Формировать следующее правительство буду не я. Каким будет видение применения моих навыков у главы Хакасии, покажет время. При этом есть моя полная готовность работать с будущей командой, так как есть уверенность в том, что во власть придут люди дела вместо людей слов.