Понедельник, 4 июля, 2022
ДомойОбществоАлгоритм действий при обыске от адвоката Валентины Игольниковой

Алгоритм действий при обыске от адвоката Валентины Игольниковой

-

В рамках рубрики «Право для бизнеса» продолжаем рассказывать, как обезопасить себя и свое дело от полиции (других правоохранительных органов). На прошлой неделе Валентина Игольникова рассказала, как распознать «карманного» адвоката и «решальщика». Сегодня речь пойдет о том, как предпринимателю действовать при обыске в офисе.

Хотя общей статистики по всем уголовным делам в отношении бизнеса нет, адвокаты единогласно отмечают, что их количество в последние годы заметно возросло.

Адвокат Валентина Игольникова

В зоне риска, в первую очередь, те организации, которые занимаются «сомнительными» делами, например, освоением бюджетных средств или налоговыми оптимизациями, в том числе с участием однодневок. Но терять бдительность не должны и добросовестные фирмы. Например, консалтинговые компании, которые оказывают юридические, бухгалтерские и другие услуги, могут по незнанию обслужить «однодневку». Постановления об обыске в коммерческих организациях все чаще выносятся по так называемому веерному типу, то есть по адресам местонахождения практически всех контрагентов, которые интересуют правоохранителя. Оперативники также могут нагрянуть по «заказу» недобросовестного конкурента, который имеет связи в силовых структурах.

Фото: pixabay.com

То же самое касается и обследований помещений оперативными сотрудниками: для предлога бывает достаточно выявить «однодневку», получить по ней банковскую выписку и опросить номинального директора, который не подтвердит свои полномочия.

Процессуальные документы, позволяющие проводить обследования, часто содержат формальные и обтекаемые формулировки. Вероятность в последствие проверить достоверность такой информации (например, при судебном обжаловании проведенного осмотра) практически равна нулю. В ответ следуют ссылки на секретность запрашиваемых сведений.

Из-за низкой информационной просвещённости большинство предпринимателей, к сожалению, не владеет должными знаниями о том, какие имеют права и обязанности во время проведения мероприятий. Чем должностные лица нередко пользуются, а в некоторых случаях даже сами не знают, какие обязанности на них накладывает закон, но раз возражений нет, то действует презумпция законности действий (предположение, которое считается истинным до тех пор, пока оно не будет бесспорно доказано).

Фото: pixabay.com

В первую очередь необходимо понимать разницу между обыском и гласным оперативно-розыскным мероприятием (ОРМ) в виде обследования. От вида зависят права и обязанности проверяющих и проверяемых.

В одном случае основанием обыска выступает постановление следователя в соответствии со ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а во втором достаточно распоряжения должностного лица в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того, обследование применимо до возбуждения уголовного дела, а обыск – после.

Доследственное обследование примечательно тем, что его (в отличие от обыска) можно проводить только с согласия проверяемого лица.

Как подготовиться к визиту правоохранителей?

Понятно, что обыск всегда проходит неожиданно, но желательно соблюдать ряд правил, благодаря которым можно будет о нем узнать чуть раньше и подготовиться.

Фото: pixabay.com

Недопустимо проводить выемку документов и технических средств, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, без решения суда. И этим надо пользоваться.

1. Ввести режим коммерческой тайны для всех сведений, имеющих ценность. В этот реестр желательно внести как можно больше документов за исключением тех, что прямо предусмотрены ст. 5 «Закона о коммерческой тайне». Это позволит признать незаконным изъятие в случае отсутствия судебного решения.

2. Не хранить учредительные, бухгалтерские и иные документы, наличные денежные средства и печати (если контролируются несколько организаций) в одном месте и уж тем более в офисе. Лучше частично передавать документы на аудит в аудиторскую компанию с обязательным договором, в котором будут расписаны сроки передачи документов для аудита (желательно круглогодично), а также подписан акт приема-передачи документов. Так как аудитор является лицом, оказывающим профессиональную помощь, его данные носят установленную федеральным законом тайну (ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Кроме того, не нужно хранить важную информацию в офисе в бумажном виде. Основные документы компании храните в ячейке в надежном банке. При этом договор на аренду ячейки не должен быть заключен от имени компании, так как проверяющие по банковской выписке поймут, что ячейка у вас есть, и придут туда.

3. Желательно хранить данные на облачном сервисе и чистить компьютер.

4. Настроить все браузеры таким образом, чтобы не было автоматического введения пароля.

5. Внедрить надежную контрольно-пропускную систему, которая позволит компании контролировать вход в офис (правда, эта мера помогает только при проведении добровольных мероприятий). Иногда есть смысл оборудовать рабочее место охранника или секретаря секретной тревожной кнопкой, сигнал с которой идёт прямо директору.

6. Разработать план действий на случай внезапного визита правоохранителей (как на случай пожара), проинструктировать работников. Распечатать и выдать секретарю и охраннику памятки, что прежде всего нужно сделать при обыске в офисе.

7. Внести телефон адвоката в быстрый набор.

В рубрике «Право для бизнеса» вы можете найти еще много интересного.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
- Реклама -Разрез Аршановский
СГК
СУЭК


0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x
()
x