Парламентарии Хакасии из фракций КПРФ и ЛДПР оказались в тренде федеральной повестки, устроив демарш по вопросу QR-кодов. Сегодня стало известно, что законопроект об их введении на транспорте будет снят с обсуждения в Госдуме. Оппозиция может снимать политические сливки, а хакасское отделение ЕР вспоминать об упущенных возможностях. Но так ли все однозначно? На наш скромный взгляд, в Хакасии что ЕР, что КПРФ стремительно теряют позиции.

На прошлой неделе депутаты Верховного Совета из фракций КПРФ и ЛДПР устроили в республиканском парламенте маленькую революцию. Поводом для демарша стало обсуждение федерального законопроекта о введении QR-кодов. Президиум ВС инициативу поддержал, на что согласно регламенту он имеет полное право, однако депутаты возмутились, что такая важная и общественно значимая тема обсуждалась кулуарно, без их участия. Их попытка еще раз поднять вопрос на сессии не увенчалась успехом, и в знак протеста депутаты из фракций КПРФ и ЛДПР покинули зал заседаний (кворума не стало, и сессия не смогла продолжить работу).

Спикер республиканского парламента Владимир Штыгашев заявил, что ушедшие депутаты не хотят работать. Парламентарии ответили, что они уже устали терпеть такое положение дел, когда Президиум ВС РХ самостоятельно решает большую часть вопросов, оставляя депутатам роль статистов по нажиманию кнопок. Эти проблемы копятся уже давно, а обсуждение, вернее необсуждение закона по QR-кодам стало последней каплей. Народные избранники закипели и устроили демарш.

Тема массового внедрения QR-кодов активно обсуждается в обществе. Сегодня она одна из самых актуальных, и на этом легко набрать политические очки. Так что парламентарии из фракций КПРФ и ЛДПР знали, на что и зачем идут. Но еще интереснее все вышло, когда стало известно, что их позиция совпала с общефедеральной повесткой – закон о введении QR-кодов на транспорте будет снят с обсуждения в Государственной Думе РФ и отправится на доработку.

Если рассматривать всю эту ситуацию исключительно с точки зрения политики, получается, что КПРФ и ЛДПР настроения людей почувствовали, и сделали тактически верный ход, а вот ХРО «Единая Россия» опять осталось за бортом реальной политической повестки. Единственный единоросс, поддержавший коллег, это Алексей Нежевец; из числа независимых депутатов к ним присоединился Вячеслав Тутатчиков. Фракция единороссов Хакасии, таким образом, продемонстрировала, что быстрая реакция на изменение общественных настроений и политической ситуации – это не их конек. То есть происходит то же самое, что было в 2018 году, когда ЕР Хакасии проиграла КПРФ.

Уроки из ситуации трехлетней давности, в ХРО «Единая Россия», похоже, не извлекли, а может, просто и не собирались этого делать. Фракция единороссов в Верховном Совете живет по старым лекалам, пытаясь отмолчаться даже в тех случаях, когда их федеральные коллеги высказывают однозначную позицию. Как это объяснить? В этом лучше разбираться самим единороссам, которых в Хакасии ожидает череда важных избирательных компаний, и при таком отношении к работе результат может быть плачевным.

В настоящее время реготделение партии ЕР демонстрирует то, что демонстрирует. Например, в прошлом году на пост главы Черногорска они выставили Василия Белоногова, который выиграл выборы исключительно по причине низкой явки и того, что местные коммунисты не смогли подыскать достойного оппонента. Это, пожалуй, самый яркий пример, как ведет себя ЕР Хакасии – они могут побеждать, как правило, на фоне того, что КПРФ теряет позиции из-за токсичности главного коммуниста республики Валентина Коновалова. Он, будучи губернатором, также остается лидером ХРО КПРФ и несет прямую ответственность за все происходящее.

Фото: Пресс-служба ВС РХ

Избирателям Хакасии, накануне выборов депутатов Верховного Совета, кстати, можно показывать вот это фото. На нем лидер КПРФ Хакасии Валентин Коновалов и лидер фракции «Единая Россия» в ВС РХ Светлана Могилина. Это вполне нормально, что у руководителей конкурирующих партий хорошие, рабочие отношения, но все это как-то само собой транспонируется и на политические процессы. Видимость борьбы нужна во время избирательных кампаний, а в самом парламенте ситуация иная.

Политические фракции в Верховном Совете РХ формально есть, но по сути их вес малозначителен. Комитеты и комиссии Верховного Совета, то есть Президиум, сегодня формируются по демократическому принципу, там есть представители всех фракций. Но дела обстоят таким образом, что тон задает исключительно Владимир Штыгашев. Это давно и серьезно не устраивает многих депутатов и может стать причиной революционной ситуации в Верховном Совете, с чем согласны представители практически всех фракций.

Не лучшим образом обстоят дела и вне Верховного Совета РХ. На выборах ЕР пользуется достижениями своих федеральных коллег и промахами местных коммунистов. КПРФ живет за счет протестного электората, которого у них тоже становится все меньше. Таким образом, может получиться, что в 2023 году, в республиканском парламенте появится много новых лиц. Как будет называться партия, которая потеснит КПРФ и «Единую Россию», не столь важно. Это в любом случае пойдет на пользу, потому что внесет свежую струю в работу законодательного органа республики, где действительно пора многое менять.

Александр Соловец

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments