На октябрьской сессии Верховного совета Хакасии после многочисленных предварительных обсуждений вопрос передачи полномочий в сфере ЖКХ от уровня поселений на уровень муниципалитетов перенесли на весну. Но нет никаких гарантий, что через полгода будет найдено решение, которое устроит всех. Вопрос надо решать кардинально, убежден республиканский парламентарий Вячеслав Тутатчиков, обозначивший свою позицию в соцсетях.
С первыми числами ноября в Хакасию пришло похолодание, и уже скоро начнется самая настоящая зима. Как правило, первые холода становятся испытанием для ветхой коммунальной системы региона. Чаще всего рвется там, где сфера ЖКХ больше всего изношена, то есть именно в тех населенных пунктах, для которых вопрос передачи полномочий с поселкового уровня на муниципальный актуален более всего. Но решение не принято, и в истории, когда власти разных уровней тянут одеяло на себя, крайними остаются потребители коммунальных услуг.
“Второй год мы занимаемся передачей полномочий с одного уровня на другой, образно сказать переталкиваем “чемодан без ручки” друг другу. Это неправильно, надо заниматься сегодня экономикой, сельским хозяйством, другими проблемами Хакасии. Потому что люди от нас ждут конкретных шагов и решений”, – заявил депутат ВС РХ вячеслав Тутатчиков.
Сегодня в Хакасии порядка 90 поселений, в каждом из которых есть свой выборный глава, получающий заработную плату из скудного деревенского бюджета. Порой бывает так, что поступлений в казну хватает только лишь на содержание местного чиновника. При этом для решения любых вопросов сельский руководитель вынужден ездить в район. И тут все зависит от того, есть у него отношения с главой территории или нет. Если они есть – проблемы можно решать, если нет, то и результат соответствующий. Это касается в том числе и сферы ЖКХ. Чтобы распутать этот клубок, убежден Тутатчиков, надо реформировать систему местного самоуправления.
“Мы выступаем за создание муниципальных округов, когда в районе единоначалие и вертикаль власти. Избирается глава района и главы сельских поселений назначаются и подчиняются именно руководителю территории, который отвечает за всю ситуацию и решает финансовые вопросы. Это даст экономию и оперативность при решении всех вопросов, и не только в сфере ЖКХ, а и во многих других”, – подчеркнул Тутатчиков.
Кандидатуру поселкового руководителя предлагается утверждать на уровне района, чтобы чиновник был подотчетен главе территории, а уже глава муниципалитета будет нести ответственность за все происходящее. Такая возможность имеется в рамках действующего федерального законодательства, в частности, в Красноярском крае аналогичную схему используют, выбирая не только местных глав, но и руководителей районов из числа местных депутатов (или утверждая на сессии представительного органа, обозначенные по итогам конкурса кандидатуры).
В сегодняшней политической ситуации Хакасия вряд ли готова к таким нововведениям, так как процесс это не самый простой (делиться властью вряд ли кто захочет), но уже скоро систему местного самоуправления надо будет реформировать. Варианты могут быть самые различные, в том числе и компромиссные решения, которые устроят большинство, и прежде всего жителей Хакасии.
Всегда говорил и буду говорить не место красит человека, а человек место.
Всегда был за единоначалие, народ России избирает Президента РФ, а он по согласованию с региональным заксобранием или сессией ВС в республиках назначает Главу региона, тот в свою очередь по такой же процедуре согласования глав территорий и затем главы назначают начальников сельских территорий. Мы уже работали по такой схеме, когда вместо председателей сельсоветов были начальники управлений. Новое это хорошо забытое старое.