“Развенчаем немного миф о великих успехах в налоговой политике правительства Хакасии в секторе малого и среднего бизнеса ( МСБ)”, – сообщил Евгений Мамаев на своих страницах в социальных сетях. “Конкретно, речь идет об истории со снижением налоговой ставки по УСН, которое произошло в конце 2019 года и было призвано поддержать бизнес, а также пополнить бюджет региона за счет бурного роста местного бизнеса на низких налогах и перерегистрации в Хакасию предпринимателей из других регионов”.

Помнится, на этапе обсуждения этой инициативы, перед ее принятием Верховным советом РХ, мы с Александром Мяхаром на телеканале РТС говорили, что особого эффекта это не даст. Да, бизнес сэкономит какие-то деньги, но для бюджета Хакасии эффекта не будет. С тех пор прошло два года и можно подвести некоторые итоги. И вот мы слышим с разных сторон заявления об огромном успехе этого начинания. Однако посмотрим на ситуацию внимательно. Для сравнения будем использовать налоговые поступления по состоянию на 1 августа за текущий 2021 год и два предыдущих – 2019 и 2020 (на данный момент это самые свежие данные).

Действительно, рост налоговых платежей по УСН в консолидированный бюджет Хакасии вырос. Так, поступления в этом году в сравнении с предыдущим выросли в 1,6 раза (+61%) – на 343 млн руб. (с 567,1 до 910,4 млн руб.). Рост выглядит довольно внушительным, что и позволяет заявлять об успехе инициативы. Однако сравнение с 2020 годом не вполне корректно – год назад был существенный спад в экономике из-за коронавирусной инфекции, точнее, вследствие введенных ограничений. Хотя в 2020 году уже действовали пониженные ставки УСН, произошло падение поступлений этого налога в сравнении с базовым 2019 годом (до снижения ставок). Так, вместо 670,7 млн руб. (2019 год) поступило всего 567,1 млн руб. – снижение на 103,6 млн руб. или на 15,4%!

Корректнее проводить сравнение поступлений 2021 года с цифрами 2019 года. В этом случае мы видим уже существенно меньший рост – на 36% или на 239,7 млн руб. (с 670,7 до 910,4 млн руб.). Хотя и эта цифра выглядит вполне неплохо. Но это не конец истории. В последние годы на федеральном уровне произошла корректировка налоговой сферы, что привело к резкому сокращению использования весьма популярной «вмененки» (единого налога на вмененный доход, ЕНВД). Для многих видов деятельности эта схема налогообложения стала недоступна и предприниматели были вынуждены переходить на иные виды налоговой системы. Самая приемлемая для МСБ – «упрощенка» (упрощенная система налогообложения, УСН). Таким переходом во многом и обусловлен рост поступлений по УСН. Поэтому оценивать нужно комплексное поступление налогов, а не только по УСН.

Для этого посмотрим на группу доходов консолидированного бюджета «Налоги на совокупный доход». В ней собраны поступления по УСН, ЕНВД, патентам, сельхозналогу (ЕСХН) и новый налог на профессиональный доход. Это позволит учесть переток налогов внутри сегмента МСБ между различными системами налогообложения.

Доходы группы в 2021 году (на 01.08) составили 1037,5 млн руб., тогда как в кризисном 2020 году было 708,4 руб. Рост на 329,1 млн руб. или на 46,5%. Как видим, если только по УСН был рост на 61%, то при оценке динамики группы МСБ в целом рост составил всего 46,5%. Это во многом обусловлено тем, что платежи по ЕНВД снизились со 126,5 млн руб. в 2020 году до 50,7 млн руб. в 2021 году, т.е. снижение более чем в 2 раза (-75,8 млн руб. или -60%). В основном эти деньги перетекли в УСН. Как правило, при таком переходе сумма уплачиваемого в бюджет налога увеличивается. Другими словами, вместо 75,8 млн руб. налогов по ЕНВД бизнес заплатил 100-120 млн руб. налогов по УСН, обеспечив треть прироста поступлений по УСН.

Как было сказано, корректнее сравнивать цифры 2021 и 2019 годов. При таком подходе поступления в группе МСБ показывают рост всего на 22,7% – с 845,2 млн руб. до 1037,5 млн руб., т.е. рост на 192 млн руб., из которых примерно треть обеспечена ростом платежей бизнеса при переходе с ЕНВД на УСН. При этом сокращение поступлений по ЕНВД составляет уже две трети – со 156 до 50,7 млн руб.

Что же мы имеем в итоге? Рост поступлений налогов по группе налогов МСБ в 2021 году в сравнении с 2019 годом составил всего 22,7%. Это заметно скромнее озвучиваемой цифры роста по УСН в 61%! Но все же мы имеем рост. Но говорит ли рост на 22,7% об успехе правительства Хакасии в пополнении бюджета? Давайте посмотрим на цифры по стране.

В целом по России рост поступлений налогов по группе МСБ в 2021 году в сравнении с 2019 годом составил 31,9%. По Сибирскому федеральному округу (СФО) рост 33,6%. Эти цифры говорят о том, что в целом по стране произошел общий рост поступлений на треть, это стандартная ситуация и рост на этом уровне не является заслугой регионального правительства. Это общероссийская тенденция. А вот отклонения от этих средних цифр уже могут свидетельствовать об успехе или провале региональной политики.

На этом фоне цифра роста поступлений в Хакасии на уровне 22,7% выглядит весьма бледно – динамика почти в полтора раза хуже, чем в среднем по стране и в среднем по СФО. По СФО хуже Хакасии оказались только два региона – Тыва с падением на 6,4% и Омская область с ростом на 9,1%. Таким образом, нет никаких оснований утверждать о положительных успехах проводимой в Хакасии налоговой политики для роста поступлений бюджета от малого и среднего бизнеса. С оглядкой на общероссийские цифры можно говорить о провале поступлений примерно на 10%. Другими словами, в консолидированный бюджет Хакасии за первые 7 месяцев поступило примерно на 100 млн руб. меньше, чем должно было бы поступить при среднероссийских показателях. Но в результате проводимой налоговой политики бюджет недополучил эти 100 млн руб. Вполне вероятно, что к концу года речь уже будет идти о недополучении в бюджет 200 млн рублей! Это только за один год! Если уж сказать совсем напрямую – если бы правительство региона просто плыло по течению и не проявляло бурной активности, то в консолидированный бюджет в этом году могло поступить на 150-200 млн руб. больше.

Безусловно, есть и положительная сторона этой истории – эти не поступившие деньги остались у бизнеса Хакасии и должны поддержать его развитие. Другой вопрос, может ли регион позволить себе такую щедрость, имея серьезные проблемы с наполняемостью бюджета, исполнением социальных обязательств перед населением, финансированием бюджетных учреждений, расчетов с поставщиками и т.д. Как видим, расчет на рост поступлений вследствие снижения ставок не оправдался. Собственно, об этом мы с Александром Мяхаром говорили еще два года назад. Сейчас очевидно, кто был тогда прав.

“Есть еще история с предоставлением льгот для крупных налогоплательщиков – так называемых РИПов (региональных инвестиционных проектов). Насколько знаю, такой статус получило связанное с угольщиками транспортное предприятие. Хотя вполне возможно, этот список уже пополнился и собственно угольщиками. Тут уже речь может идти о недополучении бюджетом миллиардов рублей”, – подвел итог Евгений Мамаев.

Читайте также:

Подписаться
Уведомление о

2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Сергей
2 лет назад

Женька не прижился после ухода и снова начал писать))) красавчик!! Но все плохо чтобы не сделало правительство! Или Женька готовится к губернаторским выборам уже?

Вадим
2 лет назад

Налоги Федеральная налоговая служба собирает, а она региональным властям не подчинена. Мамаев либо дурак, этого не понимающий, либо жулик, наводящий тень на плетень…