В республике программист Вячеслав Сазанаков разработал игровое приложение «Тобит» – хакасский вариант шашек. Для тех, кто не знает – это простая и доступная игра, придуманная хакасскими скотоводами для развития логики и памяти. В древности сетка для игры чертилась на поверхности земли, а фигурами выступали кости домашних животных. Корреспондент «Пульса Хакасии» узнал у IT-специалиста, как зародилась идея и каковы дальнейшие перспективы реализации проекта.

– Вячеслав, как пришла идея разработать такое приложение?

– О хакасской национальной настольной игре «Тобит» я узнал еще в детстве. На одном из праздников «Тун пайрам» проводился турнир, где я был в роли зрителя. Сам же я никогда в нее не играл. Далее выяснил, что игра «Тобит» является хакасской настольной логической игрой и считается одной из разновидностей шашек из-за своей схожести в правилах. Сейчас для игры используют доску либо бумагу с начертанным полем и фигурами, которыми чаще всего выступают шашки. Главная цель, как и у других игр шашечного типа, «съесть» все фигуры соперника или заблокировать возможность совершить ход оставшимся.

Пару лет назад я встретил человека, который ведет секцию настольных спортивных игр, в том числе практикует и «Тобит». Сыграв с ним несколько раз, заинтересовался и решил найти в интернете программу, в которой можно было бы поиграть виртуально (с искусственным интеллектом). Но после продолжительного поиска пришел к печальному выводу, что цифровой версии игры «Тобит» не существует. С того самого времени эта мысль не давала мне покоя и я всерьез задумался о разработке собственного приложения.

– Как оно работает?

– Больше всего времени потребовалось на продумывание ранее не реализованного алгоритма под данный проект. Над дизайном игры не особо заморачивался и сделал его максимально простым, чтобы не нагружать систему.

Дизайн игрового поля

В игре используется своя национальная терминология. К примеру, линии на игровом поле называются чолами, а начальные фигуры хулами, которые могут ходить прямо, влево и вправо. И когда хул заканчивает движение вперед по чолам, то он становится Тобитом и может двигаться назад.

Начало игры

Запускается приложение с помощью открытия исполняемого файла. После чего пользователь может пойти двумя путями. Первое – посмотреть подробно о правилах игры. Второе – запустить ее. В процессе игры подсвечиваются фигуры, у которых есть доступные ходы. В случаях, когда есть «съедобные», светятся только те фигуры, у которых есть такая возможность, так как по правилам игрок обязан «съесть» вражескую фигуру. Если она не «горит», то ей не получится совершить ход. Иначе говоря, все интуитивно понятно и можно без труда разобраться в правилах прямо в процессе игры. В случаях трёхкратного повторения хода обоими игроками присуждается ничья. Также справа от игрового поля есть игровая статистика, а в настройках можно установить ограничение по времени и выбрать режим игры против искусственного интеллекта.

Игровые фигуры и их стартовые позиции

– Для кого предназначена игра?

– Приложение предназначено для детей в возрасте от 8 до 14 лет. Игра способствует развитию логического и тактического мышления, а также воспитанию национального самосознания через стремления к изучению своей «малой родины», в том числе истории, традиций и обрядов.

– Есть аналоги таких разработок в других регионах?

– Реализаций именно игры «Тобит», помимо моей программы, в цифровом формате в данный момент нет, но если под «аналогичными разработками» понимать все шашечные программы в целом, то их существует огромное количество. Также есть множество других разновидностей шашек, которые также не имеют реализации в цифровом формате. В основном при разработке своего приложения я вдохновлялся играми серии Plus, включающей семь разновидностей шашек: канадские, чешские, стоклеточные, русские, американские, бразильские и пул чекерс.

– Что требуется для внедрения приложения?

Победа черных фигур

Оно не требует установки, для его работы необходим лишь один исполняемый файл, который весит меньше мегабайта. Также приложение не требовательно к характеристикам компьютера и без проблем запускается на операционных системах Windows, начиная от XP. В перспективе планируется улучшение версии данного приложения для компьютера, добавление функций и улучшение искусственного интеллекта, в том числе создание мобильной версии игры и возможность состязаться через интернет с другими игроками (пока играть можно только с компьютером).

Сейчас проводится регистрация программы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). После чего она будет доступна для использования.

Автор приложения планирует распространить его в учреждениях дополнительного образования школьников, специальных секциях по настольным спортивным играм, а также на популярных площадках для других категорий пользователей.

Ирина Гусева

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments