ДомойОбществоЖители Хакасии встречают весенний Новый год

Жители Хакасии встречают весенний Новый год

-

В этом году Чыл пазы посвящен Году хакасского эпоса и 30-летию образования республики. Сегодня в сквере центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева жители региона продолжат встречать хакасский Новый год. Гостей ждут яркие театрализованные обряды и концертные номера лучших творческих коллективов. А еще можно попробовать блюда национальной кухни: хан, потхы, талган, суп угре, сыр пызылах и айран.

О том, что такое Чыл пазы и какие традиционные обряды он включает, корреспонденту «Пульса Хакасии» рассказала Инга Кызласова.

– Инга Людовиковна, что такое Чыл пазы?

– Чтобы разобраться со смыслом хакасского Нового года, надо сначала понять мировидение нашего народа.Так,по космогоническим представлениям хакасов, мир состоит из трех частей – верхнего, среднего и нижнего, у каждого из которых имеются свои обитатели. Верхний мир населяют чайаннар – творцы и светлые духи, в нижнем – находятся темные силы, а средний – делят люди, животные и духи природы. И, чтобы сохранять гармонию среднего мира, хакасы стараются жить в согласии с духами природы. К примеру, придя на их территорию (тайгу, горы, реку), духов угощают своими яствами, выражают мирное отношение и испрашивают разрешения на получение даров природы. Таким видят устройство Вселенной хакасы.

Автор фото: Александр Колбасов

Что касается понятия времени, то тут тоже все упорядочено. Ориентируемся на солнце и луну, наблюдаем за природой. С днями солнцестояния связаны народные праздники: Чыл пазы – хакасский Новый год (день весеннего равноденствия), Кӱн пазы – праздник Солнца (день летнего равноденствия), Ӱртӱн тойы – праздник урожая (день осеннего равноденствия), Мылтых – победа ночи, тьмы, холода и стужи (день зимнего равноденствия). С полнолуниями связаны Дни земли (Чир-ине), первого грома (Кӱгӱрт кӱн), священной березы (Пай Хазың), в новолуния мая–июля проводили жертвоподношения небу, горе, воде и огню.

Автор фото: Дина Карамчакова

А теперь, исходя из всего вышеизложенного,можно ответить и на ваш вопрос. Отсчет нового годового цикла ведется со дня весеннего равноденствия (22 марта). Считается, что в этот день светлые силы открывают свои порталы, возвращаются в мир людей и находятся здесь до осеннего равноденствия. С их приходом оживает природа и жизнь человека. Поэтому принято встречать и приветствовать божества на рассвете, на природе, на возвышенности. С лучшими угощениями из свежего мяса и молока, в чистой одежде, добрыми помыслами и лучшими просьбами, заранее очистив свой чурт (жилище и околожилищное пространство). Украшают цветными ленточками-чалома белую березу – священное древо, связующее верхний и средний миры.

Что в переводе он означает? У каких еще народов есть подобные праздники?

– Перевод Чыл пазы как «Голова года» не совсем верный. «Пас» в хакасском языке – это не только голова, но еще и начало, старт, верхушка. Поэтому точнее будет «Начало года».

Чыл пажи есть еще у шорцев и тувинцев. И что интересно, тувинцы под влиянием буддизма отмечают начало года Шагаа еще и по лунному календарю в феврале-марте, как китайцы, монголы, алтайцы, буряты, калмыки. На день весеннего равноденствия приходится праздник весны Навруз у многих тюркских и иранских народов: азербайджанцев, казахов, кыргызов, турков, индийцев, иранцев и др. Якутский ысыах приходится на день летнего солнцестояния. Это оправдано, ведь северная природа просыпается только летом. У каждого народа ведь свой жизненный цикл, верования, представления и философия.

Автор фото: Дина Карамчакова

Я, конечно же, верю и придерживаюсь традиций празднования хакасского Нового года, понимаю его глубинный смысл и вижу мудрый порядок устройства мира через призму взглядов своего народа. Да, мы отмечаем его семьей и с близкими друзьями. Это Великий день для нас, сакральный. Никакой специальной атрибутики и убранств мы не используем. Ведь дело не во внешней символике, а во внутреннем ощущении. Появляется душевный подъем, воодушевление, ощущается чувство единения с народом, природой, миром. Обязательно угощаем От Ине – дух Огня, который является Берегиней семейного и жилищного благополучия.

– Насколько эти традиции значимы для хакасского народа?

– Одним из главных инициаторов возрождения Чыл пазы является хакасская писательница Валентина Татарова. Она считает, что, несомненно, весь этот комплекс настолько насыщен экологическими, морально-этическими и социоцентрическими традициями, что вызывает уважение любого цивилизованного человека к высокой духовной культуре хакасского народа, пронесшего свое мировоззрение через века и тысячелетия как флаг этнопедагогики, в основе которой лежало чистое, священное отношение к самой природе, оживотворенной и олицетворенной, с которой вели контакт, ведя диалог посредством ритуалов и обрядов, выношенными многими поколениями. И с ней нельзя не согласиться.

Автор фото: Александр Колбасов

– В вашей семьи их соблюдают?

Об этом празднике мне не рассказывали ни родители, ни родственники. В моем детстве его, кажется, вообще не отмечали. Он возродился только в 90-е годы, когда была создана Республика Хакасия. Тогда и произошел резкий всплеск роста национальной идентичности и самосознания. Это очень древний вид ритуалов и священнодействия, который сохранился в памяти наших бабушек и дедушек, а также свято оберегался шаманами.

– Что вы желаете жителям Хакасии в этот праздник?

Меня радует, что сегодня Чыл пазы – общий, большой, массовый праздник для всех жителей Хакасии. Я хочу поздравить всех с началом весны, обновленной жизни и Новым годом. Пусть гармония царит в ваших душах и семьях, а вслед за душевным равновесием придет телесное здоровье и благополучие. Пусть природа одарит нас своим благословением, подарит красоту и вдохновение жить и любить! ЧЫЛ ПАЗЫНАҢ!!!

Автор фото: Дина Карамчакова

p.s. Чыл пазы предполагает прохождение трех главных обрядов.

Первый – «Очищение»: сжигание черных ленточек, содержащих дурные поступки, мысли и негатив, накопившейся за предыдущий год.

Второй – «Кормление огня»: нужно обязательно бросить в костер что-нибудь съестное, тем самым «покормить» огонь, и попросить здоровья, благополучия близким.

Третий – «Почитание священной берёзы»: на веточках дерева повязываются цветные ленточки – чалома (белого, красного, синего цветов), символизирующих светлые добрые помыслы, солнце, небо, а также любовь, счастье, мир и добро.

Чыл пазы надо отпраздновать достойно. Ведь существует народное поверье: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь!»

Ирина Гусева

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x