На уровне правительства Хакасии активизировалось обсуждение перспектив Абаканвагонмаша. В республике уже побывало руководство АО “РМ Рейл Холдинг” (в этот холдинг сейчас входит абаканский завод) и нарисовало радужные планы по увеличению производства контейнеров. Власти Хакасии в ответ пообещали всяческую поддержку и налоговые льготы.
АО “РМ Рейл Холдинг” базируется в Мордовии и представляет собой компанию, где делают вагоны и резервуары для нефтехимической отрасли, есть также металлургическое производство и собственная инженерно-техническая служба. Абаканавагонмаш, несколько лет назад ставший частью большого производственного комплекса, расположен вдали от головных предприятий, но сегодня ему может помочь развитие второй линии Транссибирской магистрали и большая загруженность ЖД ветки Новокузнецк-Абакан-Тайшет.
На Абаканвагонмаше уже увеличивают штат сотрудников и обещают рост производства. Однако есть доля сомнения, что руководство холдинга разгрузит заводы в Мордовии, чтобы отдать новые заказы по производству контейнеров в Абакан, поэтому Абаканвагонмаш может стать всего лишь ремонтной мастерской, где будут латать подвижной состав Восточной ветки Транссиба (этакое большое СТО для железнодорожников).
Предполагается, что в сервисном центре будут ежегодно ремонтировать около 5000 грузовых вагонов, а реализация проекта начнется уже в этом году. Взамен правительство Хакасии обещает АО “РМ Рейл Холдинг” различные преференции.
“Поддержку предприятию окажут и республиканские власти. В том числе, речь идет о включении завода в реестр участников региональных инвестиционных проектов, что предполагает возможность получения льгот по налогу на прибыль и имущество”, – отмечается в пресс-релизе Минэкономразвития Хакасии.
Для развития предприятия сегодня объективно нет одного из главных условий – наличия достаточного количества квалифицированных рабочих рук. Из других регионов страны специалисты в Хакасию не поедут, так как пообещать и дать им нечего, а своих инженерно-технических работников за годы стагнации предприятие растеряло. Так что основная проблема именно в этом, считают производственники, создававшие Абаканвагонмаш в середине восьмидесятых. Что касается налоговых льгот, то на этот счет тоже есть вопросы.
“Какова сумма налогов, которую им планируется простить? На сколько лет будет предоставлена льгота? И за счет притока средств из каких источников планируется компенсировать недостачу? Так полагаю, что за счет подоходного налога? Поскольку налог на прибыль они здесь вряд ли планируют уплачивать (поэтому льгота по нему – формальность). Тогда задачка решается просто. Сколько работников они должны трудоустроить и какую зарплату им выплачивать, чтобы отчисления в бюджет по подоходному налогу компенсировали выпадающие доходы в региональный бюджет в течение периода действия льготы?” – спрашивают пользователи социальных сетей.
Абаканвагонмаш последние годы выживает благодаря заказам Министерства обороны РФ, но объемы небольшие. Поэтому перспектива стать сервисным центром хоть и не заманчивая, но это хотя бы синица в руках, считают некоторые. Однако это ли предел, к которому можно и нужно стремиться? Были времена, когда Абаканвагонмаш входил в число лидирующих предприятий СССР, а в 1990 году предприятие выпустило почти 30 000 контейнеров, причем третья часть из них ушла на экспорт.
Александр Соловец
Если бы АВМ по нормальной цене делал бы контейнера, то их бы раскупали сразу. Проще новый или б/у привезти из-за океана, и качество будет другое…