Специалисты из Хакасии Алена Печенкина и Павел Таратынов разработали интерактивную компьютерную игру в области экономики под названием «Фондовая биржа». И уже получили свидетельство о государственной регистрации.
Игра состоит из нескольких раундов, где каждая команда делает ход – приняв решение о конкурентной политике, которую она будет вести относительно другой команды: «агрессивную» или «консервативную». А в зависимости от сочетания их решения изменяется и курс акций: растет или падает.
Алена Печенкина, один из авторов интерактивной компьютерной игры, рассказала корреспонденту «Пульса Хакасии» о преимуществах этой разработки.
– Алена Владимировна, как зародилась идея создать такую игру?
– На одной из финансовых дисциплин у будущих экономистов возникла идея, как оперативно показать, с одной стороны, взаимозависимость финансового состояния предприятий одной отрасли друг от друга, а с другой – высокую нестабильность курса акций на бирже в краткосрочный период. Вот собственно так просто и, я бы сказало, незаурядно зародилась такая идея.
– Почему «Фондовая биржа»?
– Название возникло не случайно, так как в ходе дальнейшего развития этой программы планируется создать «лайт» версию биржевой торговли, которая бы позволила в рамках одного-двух занятий дать молодым людям возможность «пощупать» торговлю ценными бумагами и попытаться понять от чего все-таки сегодня зависит курс акций.
– В чем преимущества этой интерактивной компьютерной игры?
– В данный момент реализована только первая версия игры, где в центре внимания – стратегический менеджмент. Важно, чтобы молодые люди самостоятельно пришли к пониманию, какая из стратегий поведения на рынке будет наиболее приемлемой. Но сложность в том, что эта концепция не лежит на поверхности, до нее нужно додуматься. Причем она не обязательно приведет к успеху. Иначе говоря, реализуется имитация реальной жизни, когда успех – это сочетание собственных достижений и влияния решений других.
В игре участники пытаются друг с другом договориться, но и как реальные конкуренты, постоянно друг друга обманывают, но раскрыть этот обман практически невозможно. Вот им и приходится только догадываться, кто их на самом деле обманул, а кто действительно сдержал обещания.
Возрастная аудитория этой игры – молодые люди 16 лет и старше.
– Ее практическая значимость для жителей региона?
– Планируем использовать ее при проведении различных образовательных встреч, где главная цель – повышение финансовой грамотности жителей Хакасии: школьников, студентов и других групп населения.
– А что в игре означает конкурентная политика?
– Это очень азартная игра. Ее участники делятся на команды, которые представляют собой Советы директоров. Каждый из которых должен принять решение какую конкурентную политику они выбирают по отношению к другим компаниям (агрессивную или консервативную), при этом данное решение является коммерческой тайной и остальные игроки его не знают. В зависимости от сочетания выбранных решений каждой команды по отношению к другой, формируется изменение и курса акций. Иными словами, для команд это выглядит как «черный ящик», и каждой из них приходится в ходе обсуждения попытаться разгадать стратегию своих противников, чтобы в результате принять оптимальное и верное решение.
– Ваши планы на ближайшее будущее?
– Мы не хотим останавливаться на достигнутом. Как, говорится старт дан, поэтому в ближайшее время планируем разработать следующую версию игры, чтобы подключить к ней второй кластер игроков – акционеров, которые могли бы покупать и продавать акции, а в перспективе – создать на основании их курса производные финансовые инструменты, которые игроки могли бы продавать и покупать.
А вот и первые отзывы жителей Хакасии, которые на себе апробировали эту интерактивную компьютерную игру.
Евгений Рубин, студент:
– Игра дает возможность погрузиться в мир экономических взаимоотношений между лидерами разных групп населения. Мы на собственном опыте убедились, как могут быть настроены оппоненты, и как в сегодняшних реалиях важно иметь выгодных партнёров среди лидеров. Игра – интересная, захватывающая, заставляющая думать, динамичная и, что самое главное, непредсказуемая. Волнение и азарт – главные ее характеристики.
Елизавета Энгельс, школьница:
– Познавательная и продуктивная игра. Она учит объединению и заставляет думать, даже если не очень этого хочется. При помощи применяемых стратегий развивается экономическое мышление и умение работать в команде. Она учит работать в группе, слышать друг друга и находить соратников из других команд. Это очень увлекательное, а главное эффективное времяпровождение. Я бы даже придумала девиз игры – «действовать сообща – значит действовать выгодно и правильно».
Ирина Гусева