До конца года остается чуть больше месяца, и сбытовые подразделения Сибирской генерирующей компании начинают подводить предварительные итоги года. Для всех регионов год оказался сложным, но каждый по-своему адаптировался к новым реалиям. Критерием финансового здоровья можно считать уровень оплаты коммунальных платежей: кто-то смог войти в привычный график только к концу года, другие не допускали просрочек. О бизнесе и населении, привычках и адаптации к новой жизни — на примере Хакасии.
Абакан. В конце весны просел малый бизнес, сейчас ситуация лучше
Уровень собираемости платы за тепло и горячую воду в Абакане традиционно высокий — по данным на конец октября 2020 года — 98,3%. По сравнению с этим же периодом прошлого года уровень снизился всего на 0,3%, был 98,6%. Но это общие данные за последние десять месяцев. Сотрудники сбытового подразделения Абаканского филиала СГК проанализировали не только итоговые значения, но и собираемость платежей среди разных категорий и пришли к выводу, что в Абакане население, малый бизнес и бюджетные организации по-разному отреагировали на ковидный кризис.
Больше всего за 2020 год в Абакане «сдал» малый бизнес, а это значительная часть потребителей тепла и горячей воды. Сейчас собираемость платежей в этой категории составляет 94,4%, хотя обычно больше 96% выставленных счетов малый бизнес оплачивал полностью и вовремя. Недоплата предпринимателей за отопление и горячую воду на 6,5 миллионов рублей больше, чем за прошлый год. Для сравнения — стоимость программы капитальных ремонтов на тепловых сетях Абакана — около 40 миллионов рублей.
Татьяна Баютова – начальник управления по работе с дебиторской задолженностью теплосбытового подразделения Абаканского филиала СГК:
«В Абакане сильнее всего пандемия ударила по малому бизнесу. Если уровень оплаты счетов за тепло среди населения, предприятий ЖКХ, промышленности, бюджетных организаций сейчас незначительно отличается от уровня прошлого года, то предприниматели просели примерно на 2%. Это говорит о том, что бизнес испытал хоть и не критичный, но болезненный удар»
Проваливать график платежей малый бизнес Абакана начал в апреле, когда в регионе были введены жесткие карантинные меры. Более 10 предприятий общественного питания обратились в СГК за реструктуризацией долга: в итоге теплоснабжающая компания и предприниматели подписали несколько соглашений об отсрочке платежей до конца года. Сейчас больше 80% просроченных весной долгов бизнеса погашено.
Пример из Абакана: Индивидуальный предприниматель, владелец кафе, в апреле был вынужден закрыть свой бизнес. Не имея иного источника дохода, бизнесмен не смог оплачивать счета за коммунальные услуги за апрель и май. Образовался долг почти 8,5 тысяч рублей. Сумма небольшая, но в условиях прекращения деятельности, оказалась непосильной. Тогда предприниматель обратился в СГК, подписал реструктуризацию долга на следующих условиях: отсрочка платежа в мае, распределение долга равными частями по 2.080 рублей в период с июня по сентябрь. В итоге в новый отопительный сезон ИП вошел без долгов за тепло.
Черногорск. Первые счета от СГК пришли ровно год назад: что изменилось?
Сравнивать платежную дисциплину населения Черногорска сейчас и в октябре 2019 года будет неправильно: ровно год назад в городе угольщиков появились первые квитанции от Сибирской генерирующей компании. Тогда у жителей была масса вопросов: как теперь платить, почему поменялись привычные суммы, у кого все это выяснить? Тогда по итогам первого месяца квитанции оплатили только 57% потребителей тепла. Сейчас уровень оплаты чуть выше 93%.
Конечно, до стабильности платежей еще далеко, но в целом Черногорск постепенно привыкает к переменам. Жители города видят работу теплоснабжающей компании и прекрасно понимают, что горячая вода и тепло в домах — результат большой работы десятков людей, а оплата ресурсов — это залог своевременных ремонтов на тепловых сетях.
Малый бизнес в Черногорске также испытал на себе коронавирусный удар. Но, в отличие от абаканских предпринимателей, многие ИП Черногорска к долгам за коммуналку отнеслись иначе: вот будут деньги, тогда и заплачу. Как результат такого отношения к обязанности своевременно оплачивать услуги — принудительное взыскание через суд и дополнительные расходы.
Пример из Черногорска: Сбытовое подразделение СГК в Черногорске несколько раз уведомляло предпринимателя, владельца небольшого клуба о наличии долга. К слову, задолженность начала копиться в феврале этого года, то есть еще до того, как развлекательные заведения в Хакасии были закрыты. От реструктуризации предприниматель отказался, а погасить долги пообещал «когда коронавирус исчезнет». В сентябре дело дошло до суда, сейчас исполнительный лист передан судебным приставам. Помимо долга ИП заплатит госпошлину и 7% от долга — исполнительский сбор.
По итогам октября 2020 в досудебном порядке вопрос погашения долгов перед Сибирской генерирующей компанией решается с 2714 должниками из Черногорска (в Абакане таких должников 3206). На принудительные взыскание в октябре передано 79 дел о неуплате коммуналки жителями и предприятиями Черногорска и 123 дела на неплательщиков из Абакана.
Минусинск. Если где-то есть стабильность, то там
Судя по уровню собираемости коммунальных платежей, самая стабильная ситуация в Минусинске: сравнивая итоги октября 2019 и 2020 года, нынешней осенью собираемость платежей даже увеличилась, хоть и ненамного. В прошлом году вовремя и в полном объеме было оплачено 96,4% квитанций, в этом году 96,6%. Из общей суммы начислений за тепло и горячую воду в 232 миллиона рублей жители Минусинска своевременно оплатили 229,5 миллионов рублей. Это говорит об ответственности населения.
Татьяна Баютова – начальник управления по работе с дебиторской задолженностью теплосбытового подразделения Абаканского филиала СГК:
«В Минусинске немного малого бизнеса и промышленных предприятий, больше 90% потребителей тепла в городе — население. И традиционно высокий уровень собираемости платежей. Например, итогам октября прошлого года жители города оплатили 97,1% выставленных счетов, то сейчас мы видим уровень оплаты 98,9%. По этому показателю Минусинск можно сравнить с Бийском, Куйбышевом и Новосибирском, где жители также стабильно оплачивают коммунальные услуги»
Три города, между которыми всего несколько километров, совершенно по-разному пережили весенние ограничительные меры и рост заболеваемости коронавирусом осенью. Бизнес пострадал, а население оказалось самым добросовестным плательщиком. Специалисты СГК отмечают, что к концу года должники стали активнее платить по счетам. Отчасти это связано со скорым завершением действия моратория на начисление пени, а отчасти с традицией встречать новый год без долгов.
Наталья Григорьева