Начиная с будущего года, хозяйства, занятые разведением путем искусственного осеменения, будут получать субсидию в 500 рублей за каждого ягненка. Так, овцеводы смогут, что называется, обновить кровь в регионе. Реализуется данная республиканская программа при поддержке Фонда развития РХ.
О будущем животноводства в Хакасии и преимуществах данной программы, рассказал руководитель крестьянско-фермерского хозяйства из Алтайского района Александр Поздняков. Предприниматель считает, что Хакасия – настоящий «курорт для овец».
Более 15 лет он занимается развитием этой отрасли в регионе. Говорит, что это хобби, которое переросло в успешный бизнес. Сегодня на его ферме около трех тысяч овец, среди которых романовские, монгольские, а также редкие для республики австралийские дорсеты и овцы английской породы суффолк. А еще имеется табун лошадей, козы и крупный рогатый скот. В ближайших планах фермера – строительство нового овцеводческого комплекса, увеличение поголовья овец до 10 тысяч маток и обновление автопарка сельхозтехники.
– Александр Константинович, как вы считаете, в чем преимущества данной программы для фермеров Хакасии?
– Хотелось бы начать с того, что с этого года правительство РХ вводит субсидию, предусматривающую 500 рублей за каждого ягненка, полученного от искусственного осеменения. Кроме того, большую часть затрат на приобретение того же оборудования оно также берет на себя. Механизм следующий: фермер приобретает необходимое оборудование за свой счет, после чего предоставляет определенный пакет документов в минсельхозпрод РХ и ему возмещают расходы. Также возвращаются затраты на покупку семени. Получается, что фермеру остается лишь овладеть технологией искусственного осеменения.
Повторюсь, что данная республиканская программа популярна, так как многие стали осознавать острую необходимость в появлении «новой крови» в регионе. Мы перебрали все возможные варианты. К примеру, в прошлом году даже хотели завести овец из других регионов России с мощным племенным генофондом, но все эти хозяйства находятся в зонах с вакцинацией, что свело к нулю все наши попытки завести от них овец. Поэтому и было принято решение воспользоваться искусственным осеменением. Так как по ветеринарным требованиям семя разрешили завести. И это минимальные затраты для фермеров.
– Как было раньше и что происходит сейчас с развитием овцеводства в регионе?
– На сегодняшний день мы закупили семя в центре племенного животноводства Забайкальского края, который начиная еще с 80-х годов, зарекомендовал себя как один из лучших банков семени. Применение искусственного осеменения в данных хозяйствах позволяет исключить массу рисков, одним из которых является шанс передачи инфекционных заболеваний. И ни для кого не секрет, что генетика, которая была раньше и сегодня – это небо и земля. К примеру, возьмем ту же эдильбаевскую породу овец, которую мы тоже раньше закупали (с 90-х годов). Но того кровосмешения, которое было уже все равно не будет. А искусственное осеменение как раз и станет мощным прорывом для «новой крови» в регионе.
Что же касается исторических вех, то я бы выдели три основных периода развития овцеводства в Хакасии: первый этап – до 1991 года, второй – с 2005 до 2008 гг., третий – с 2010 года.
Так, до 1991 – в Хакасии овцеводство очень мощно развивалось. Поголовье овец доходило до 1,5 миллиона. Но к 1995 году их осталось всего около 70 тысяч. То есть все поголовье практически вырезали. И, начиная с этого периода и до 2005 гг., динамика оставалась незначительной. Но с введением со стороны государства поддержки АПК сельское хозяйство, в том числе и овцеводство, стало вновь возрождаться. В то время была плановая экономика. В регионе были овцеводческие хозяйства-миллионеры. К примеру, насчитывалось пять племенных хозяйств, где акцент делался преимущественно на шерсть. Это было намного выгоднее. Так, шерсть стоила в четыре раза дороже, чем мясо, которое шло, в основном, на выбраковку.
Но сейчас у людей меняется мировоззрение и отношение к баранине. Ведь с распадом Советского Союза рынок резко поменялся, можно даже сказать, что все «рухнуло». И та же шерсть стала уже не нужна. Все было «заточено» именно под это производство и создан мощнейший овцеводческий кластер. Поэтому началось массовое вырезание скота. Этот бизнес стал не рентабельным и его просто стали закрывать. Мясо продавали за копейки, в том числе на МаВР, а также Иркутский мясокомбинат. Сотни тысяч голов увозили и сдавали за бесценок.
Но с 2005 года началось перепрофилирование в сторону мясной продукции. Самые первые породы овец, которые завезли в регион, были эдильбаевская и тувинская. Они очень хорошо здесь прижились. Друг у друга мы покупали баранов, шло кровосмешение и постепенно овца начала мельчать.
С приходом Виктора Зимина в республике стали вновь уделять внимание данной отрасли. Появились новые программы для фермеров и с этого периода (с 2010 года) наблюдается заметный прирост овцеводства – примерно на 10-12 процентов.
Но к 2014 году столкнулись с новой проблемой: внутренний рынок стал перенасыщен мясом (самая низкая цена по России), а на внешний – выйти никто не мог, так как большой объем и круглогодичность поставок мяса никто из овцеводов не мог гарантировать на экспорт и федеральный рынок. К нам приезжали перекупщики и скупали мясо за копейки. То есть возникла острая необходимость по сбыту. И с появлением в республике завода «Хакасская баранина» многие вопросы стали эффективно разрешаться, что и подтолкнуло данную отрасль на дальнейшее развитие.
Сейчас, к примеру, как и во всем мире, решается вопрос по стандартизации баранины. Так как все тушки должны быть одинаковые по весу. Это очень важно, к примеру, для тех же рестораторов различных торговых сетей. И сегодня завод как раз и берет на себя эту важную миссию.
– В каких районах Хакасии расположены основные центры разведения овец?
– Большая часть из них находится в двух районах республики: Аскизском и Усть-Абаканском. Исторически так сложилось, в том числе из-за удобного географического расположения. Ведь в основном, это степи, где можно круглый год пасти овец.
Также развитием данной отрасли занимаются фермеры Алтайского, Ширинского, Таштыпского, Боградского, Бейского и Орджоникидзевского районов.
– Как обстоят дела с кормовой базой в регионе? Чем в основном кормят овец?
– Преимущественно это пастбищное содержание и заготовка сена. Также сегодня крупные предприниматели стали понимать, что кроме этого нужен овес. А дальше придет и осознание в необходимости белковых подкормок, в том числе витаминно-минеральных добавок.
Овцеводство в Хакасии будет рентабельным на 25-30 процентов, когда весной мы получили ягненка, а осенью – отправили его на мясо. А чтобы этого добиться, необходимо сбалансированное кормление. Ведь уже в первые 2-3 месяца животное должно получать все необходимое через молоко и ту пищу, которой его подкармливают.
Думаю, что мы идем в правильном направлении. И многие фермеры уже сейчас понимают, что хорошего ягненка у него заберут по более выгодной цене, и наоборот.
– Какие регионы России, по вашему мнению, сегодня наиболее перспективны для развития овцеводства?
– Это Дагестан, Калмыкия, Волгоградская область и Ставропольский край. В прошлом году в Хакасии проходила международная конференция по овцеводству, где многие представители из других регионов России и мира отметили, что наша республика – настоящий «курорт для овец». Богатейшая природа Хакасии и благоприятные погодные условия способствуют эффективной заготовке кормов.
– Многие считают, что овечье молоко содержит посторонний запах. Это так?
– Нет, я с этим не согласен. Самый вкусный сыр, который мне доводилось когда-либо пробовать, сделан именно из овечьего молока.
– Ваши пожелания фермерам, занимающимся развитием овцеводства в РХ?
– Не бойтесь трудностей, которых всегда очень много, и двигайтесь только вперед к новым свершения и победам во благо родной Хакасии! Коневодство и овцеводство – два самых выгодных в регионе вида бизнеса в области сельского хозяйства.
Материал подготовила Ирина Гусева